Активные формы преподавания литературы
статья по литературе по теме

Мартынова Елена Владимировна

В материале, который представляет собой описание собственного педагогического опыта по данной теме, представлены теоретические положения об игровых технологиях и использовании  их на уроках с целью активизации интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_formy_praepodavaniya_literatury.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Введение

Урок... Он первооснова всего учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемый источник, который помогает ученикам набраться сил. В школе, на уроке формируется человек завтрашнего дня, по этому быть учителем - не только высокая честь и обязанность, но и большая ответственность. Сегодня мы много говорим о перестройке школы, часто забывая, что это не абстрактное понятие, а будничная, конкрет ная работа. Каждый наш день - творческий поиск, решение вопросов; как сделать уроки и внеклассовые мероприятия по-настоящему обучающими. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улуч шить работу, сделать ее более радостной, эффективной?

Наверное, неслучайно профессию педагога сравнивают с профессией актера. И дело тут не только в том,  что, как и актер, учитель должен уметь установить контакт с людьми, заинтересовать их, увлечь. Как не бывает одинаковых спектаклей, так не может быть и похожих уроков. Педагог-новатор Ильин советует: «Не бойтесь быть артистичными. Мы себя не демонстрируем. Мы себя передаем. Урок - это социальность, пуб личность, человечность».

Сложное экономическое положение, новые рыночные отноше ния поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максималь ную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разра ботка и внедрение таких форм и методов обучения, которые пре дусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных спо собностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.

Вследствие этого возникает необходимость постоянно совер шенствовать структуру учебного процесса, его методы и органи зационные формы, вносить элемент новизны в способы и ход вы полнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок препо давателя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, решения проблемных ситуаций и другими средствами, активизирующими познавательную деятельность.

2.    Нетрадиционные уроки

Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников, У него есть ор ганизационные, методические, педагогические, психологические, литературоведческие аспекты, Отсюда своеобразность подготовки к уроку зависит от его типа и ви да, Современная методика и практика выделяют несколько типов и множество видов уроков лите ратуры. В основу их классификации кладется содержание литературного образования, методик про ведения и этапы изучения произведений и тем. Взгляд на урок с современных позиций требует пе ресмотра традиционных типов форм организации занятий и их структуры. Все чаще предлагалось заменить традиционные уроки формами общения, у которых нет строгой структуры, но они откры вают простор для творческой фантазии учителя. Однако на практике это не привело к конкретным позитивным сдвигам в методике школьного обучения, поскольку на таких уроках нередко проявля лись хаотичность, бессистемность, несоответствие цели. При этом допускалось ошибочное понима ние современной интерпретации урока. Хоть проблема заключается не в структуре,а в том, что ме жду сущностью учебного познания и методическим инструментарием урока должна быть точность, соотнесённость с целью обучения.

Нестандартные  формы обучения, как и привычные типы уроков, в основе своей класси фикации имеют целевой компонент. Именно поэтому их целесообразней рассматривать как отдель ный подтип традиционных типов урока. И только те формы организации учебной деятельности вы держивают испытание временем, у которых есть конкретная целевая установка и соответствующие ей структура и содержание работы. Можно увидеть это по следующей схеме:

Формы обучения

Цель как основа типологии форм обучения

Традиционные формы обучения

Нетрадиционные формы обучения

Изучение обзорных и монографических тем. Изучение литературно-критических статей. Начало изучения биографии и творчества

Вступительные занятия. Уроки изучения нового материала

Урок-лекция. Урок – исследование. Урок – устный журнал. Урок – пресс-конференция.

Анализ литературного произведения. Теория литературы.

Общедидактические типы уроков  с разными путями анализа

Урок- деловая игра. Урок-путешествие. Урок с групповыми формами работы.  Урок-конкурс. Урок-суд.

Работа по развитию речи. Контроль за ЗУН

Уроки развития речи. Уроки контроля и оценки знаний.

Урок-зачёт. Урок –семинар. Урок – творческий отчёт

Нетрадиционные формы обучения, в первую очередь, требуют поиска учителя.  Эти поиски нужно приветствовать, только нужно не забывать, что поиски без издер жек бывают редко. Но в подготовке разных видов и типов уроков по изучению поэзии есть сложности. Осо бенного внимания, на мой взгляд, требует философская лирика, потому что правильно построенное обсуж дение не только заставит учеников задуматься над проблемой, но и поможет становлению гуманистической, гражданской, жизненной позиции школьника. Под правильным управлением учителя на таком уроке выра батываются моральные принципы подростка.

Педагогическая деятельность - творческая деятельность: учитель при подготовке нетрадиционного урока волен в выборе методов, приемов и форм обучения, которые, по его разумению, обеспечивают эффек тивность дидактического процесса. Однако это не означает, что педагогическая деятельность не регламен тирована определенными требованиями, правилами, нормами.

У каждого вида профессиональной деятельности есть своя технология. У педагогической работы тоже есть своя технология - правила организации нетрадиционного урока. Чтобы урок литературы был эф фективным, нужно:

  1. Точно обозначить тему, дидактическую, развивающую и воспитательную цели, тип и структуру урока.
  2. Обозначить значение урока в системе других, связать его с предыдущим и следующим.
  3. Отобрать содержание учебного материала (определить его объем, установить связь с выученным ранее, подобрать дополнительный материал и т.д.).
  4. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, разнородные виды деятельности.
  5. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  6. Обеспечить оптимальный темп урока и едущую логику развертывания деятельности учителей и учеников.
  7. На практике реализовать требования, которые следуют из общедидактических и методологиче ских принципов.
  8. Установить демократический стиль управления учебой детей, создать атмосферу сотрудничества в совместной деятельности учителя и ученика.

 Пришло время, чтобы учитель включился в процесс создания индивидуальных программ, на что ориентирует нас закон «Об образовании в Республике Беларусь». Еще хочется, чтобы именно педагоги под нимали актуальные проблемы преподавания литературы в школе. Без выступлений учителей в печати не может быть движения вперед в разработке методики преподавания литературы в школе.  

Из истории появления нетрадиционных уроков

 С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения ин тереса школьников к занятиям. Отлучение учеников от познавательной работы педагоги пробовали остановить разными способами. На обострение проолемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными: уроками. Главным является пробуждение интереса школьников к учебной работе, нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, которое имеет не-традиционную (неустановленную) структуру. Взгляды педагогов на нетрадиционные уроки различают ся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают эти шага опасным нарушением педагогических принципов, отступ лением педагогов под натиском учеников, которые не хотят и не умеют серьезно работать.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нетрадицион ных уроков:

  1. Урок – «погружение»
  2. Урок – деловая игра
  3. Урок – пресс-конференция
  4. Урок – соревнование
  5. Театрализованный урок
  6. Урок с групповыми формами работы
  7. Урок – взаимообучение учеников
  8. Компьютерные игры
  9. Урок-творчество
  10. Урок – консультация
  11. Урок – аукцион
  12. Урок, который ведут школьники
  13. Урок-зачёт
  14. Урок-сомнения
  15. Урок – творческий отчёт
  16. Урок-формула
  17. Урок-конкурс
  18. Бинарный урок
  19. Урок-обобщения
  20. Урок-фантазия
  21. Урок-игра
  22. Урок «суд»
  23. Урок поиска правды
  24. Урок-лекция «Парадоксы»
  25. Урок-концерт
  26. Урок – диалог
  27. Урок «Следствие ведут знатоки»
  28. Урок ролевая игра
  29. Урок-конференция
  30. Урок-семинар
  31. Интегральный урок
  32. Урок «Круговая тренировка»
  33. Межпредметные уроки
  34. Урок – экскурсия
  35. Урок –игра «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы».

Легко заметить, что в число нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в бо лее ранних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассовые и внеурочные формы орга низации учебной работы.                

3. Игровые технологии

В нашей жизни игры имеют разное значение. Всякая деятельность, которая связана с условностями. Особенное значение имеют игры для учебной деятельности. Термин «игра» ассоциируется с шуткой и показывает связь этого процесса с положительными эмоциями. Одна и та же игра может иметь несколько функции, например: функция обучения - развитие общих умений, навыков, памяти, внимания; развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из будничного, скучного мероприятия в занимательное приключение; коммуникативная функция - объединение коллектива учеников, установление эмоциональных кон тактов; релаксационная функция - снимает эмоциональное напряжение.

Педагогическая практика все чаще обращается к игровой деятельности, а это, конечно, расширило классификацию игр (деловые, ролевые, организационно-деятельностные, треннинговые интеллектуальные и т.д.).

Игра  как одна из активных форм преподавания предметов историко-филологического цикла в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств лично сти. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов челове ческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощуще ние спокойствия, облегчают межличностное общение.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры такой ребенок способен выполнить объем учебной работы, кото рый ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Не надо бояться того, что интерес, возникший в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней сто роной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.

В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В иг рах различные знания и сведения ученик получает свободно. По этому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижи мым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие — важные психологические эффекты игры.

Назначение дидактических игр - развитие познавательных про цессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюда тельности, сообразительности и т.п.) и закрепления знаний, при обретаемых на уроках.

Характерным для каждой дидактической игры является, с од ной стороны, решение различных дидактических задач - уточне ние представлений о предмете или явлении в целом и о его суще ственных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучаю щий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом ди дактических игр является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, нео бычным занятием.

К организации игр для детей предъявляются определенные тре бования:

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и само деятельности учащихся.
  2. Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным, разнообразным.
  3. Обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удов летворение от удачного ответа.
  4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отельными участниками игры. Это всегда приводит к усиле нию самоконтроля учащихся, четкому соблюдению установлен ных правил и, главное, к активизации учащихся.

В таких играх завоевание победы, выигрыш - очень сильный мотив, побуждающий ученики к деятельности.

В 2008-2009 учебном году запланирован творческий отчёт Болеловой Н.П. по теме самообразования «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы»

Коммуникативный подход позволяет представить аудитории язык как инструмент человеческого общения, функционирующий, усваиваемый и нормализующийся в процессе взаимодействия и контактов людей, обмена разного рода информацией для решения жизненно важных задач. Прагматический подход дает преподавателю возможность демонстрировать актуализацию потенциала разных индивидов, а также осуществление субъектом сознательного выбора языковых единиц для реализации своих целей в определенной коммуникативной ситуации.

Коммуникативно-прагматический подход предопределил и своеобразную форму и структуру занятия по риторике, а также отбор и организацию учебного материала. Урок риторики должен быть ярким запоминающимся событием. В связи с этим можно выделить несколько основных требований к организации подобных учебных занятий:

  1. Максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных особенностей личности обучающихся;
  2. Деятельностный характер обучения;
  3. Создание и поддержание у обучающихся потребности в совершенствовании собственной речи;
  4. Коммуникативное поведение учителя на уроке.

Реализация данных требований предполагает активный поиск оптимальных методов и приемов обучения. Одним из таких средств является игра.

Дети должны жить в мире красоты, ИГРЫ, сказки, музыки рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

А игры не будет, что ж тогда останется?

Л.Н. Толстой. “Детство”

Удовольствие, забава, потеха, шутка, смех, - да, синонимический ряд слова “игра” можно продолжать и дальше. Весь этот ряд, указывает на восприятие термина: он соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии, указывает на связь с положительными эмоциями.

“Игре все возрасты покорны”. Так можно перефразировать знаменитую фразу. И это воистину справедливо. По теории американского ученого Маслоу, все люди играют, попросту говоря, в сюжетно-ролевые игры. Так каждый индивид живет по правилам, диктуемым ему обществом. Что и говорить о детях, игра для них любимое занятие.

Можно выделить основные аспекты целесообразности применения игр при обучении искусству речи:

  1. Происходит раскрепощение в поведении ребенка, а в связи с этим появляется большая потребность в творческой самоактуализации личности:
  2. Возможно создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через которые происходит развитие познавательных интересов учащихся;
  3. Происходит развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной, так и двигательной сферы детей.

3. Игры, применяемые в моей практике, классифицирую следующим образом:

  1. По количеству участников игры:
  1. Парные;
  2. Групповые;
  3. Общеклассные.

Условия рационального применения таких вариантов игр можно свести в следующую таблицу:

Формы игр

Содержание игрового материала

Особенности учащихся

Возможности учителя

Общеклассные

Материал сложен и требует фронтальной работы

Учащиеся еще не готовы к групповой и парной работе

Учитель не располагает временем для парной и групповой работы

Групповые

Парные

Материал доступен для данных видов работы под руководством учителя.

Учащиеся подготовлены к таким формам игр.

Учитель располагает временем для организации такой работы.

  1. Ролевые игры (деловые) – неролевые : характеристика по наличию сюжета.

В ролевых играх можно выделить три фазы:

  1. предигровая (подготовка к игре: выбор сюжета, распределение ролей, инструктаж участников игры, подготовка ролей);
  2. игровая (собственно игра, проигрывание ситуаций);
  3. постигровая (рефлексия).

Рефлексия может проходить и в ходе игры, в так называемые аналитические паузы.

Уровни рефлексии:

  1. эмоциональный (комфортность, владение ситуацией и т.д.);
  2. исполнительский (мастерство: самоанализ и анализ другими участниками игры);
  3. качественно-прогнозирующий (Что получилось? Что нет? Почему? Варианты решения проблемы).
  4. По влиянию на познавательные интересы (по доминирующему признаку):

Развивающие

  1. Восприятие;
  2. Мышление;
  3. Познавательные интересы;
  4. Внимание.

4. В качестве примера, иллюстрирующего данную квалификацию, расскажу о нескольких играх, применяемых в практике.

Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использовать на уроке занимательные элементы. Они традиционно применяется в обучении как средство возбуждения интереса к учению. К ним можно отнести ребусы, кроссворды, карточки с анаграммами, псевдотесты, тезаурусы, схемоконспекты, графические диктанты, трехуровневые карточки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес обучаемых к изучаемому предмету. Основу таких учебно-познавательных подходов составляют термины русского языка.

Для организации основных подходов к учебной деятельности не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания.

Решать поставленную задачу усвоения предметной терминологии помогает работа с ребусами и кроссвордами.

4.Нетрадиционные формы уроков в процессе изучения истории

Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества. Указанное понимание сущности исторического образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование активных и интерактивных методик в преподавании истории. Последние годы ознаменовались поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории в школе.

Цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Немалая роль в формировании познавательной активности учащихся отводится так называемым нетрадиционным формам уроков. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения, в том числе и в методике школьного исторического образования. Жизнь сама подсказывает новые формы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Любой учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону новых форм преподнесения материала. Перед современным учителем истории стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов невозможно без приобщения к творческой деятельности, без приобретения учащимися опыта ведения диалога и дискуссии. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуации приобретают все большее значение в нашей жизни.

Что мы подразумеваем под понятием нетрадиционная форма урока? В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход НФУ как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка.

Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.

Второй подход трактует НФУ как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки – круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.). Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать НФУ как формы интерактивного обучения или учебные занятия в “режиме интерактива” ( от англ. слова interaction – взаимодействие). Интенсивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка).

По мнению О.В. Трофимовой: “...сам термин “нетрадиционная форма урока” требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте. Можно ли, например, говорить о “нетрадиционном уроке”, в то время как именно классно-урочная система, базирующаяся на принципах дидактики А.А. Каменского, является основой “традиционного обучения?” говоря иначе, может ли урок, традиционная единица учебного процесса, характеризоваться как нетрадиционный”.

В учебном пособии Подласого И.П. “Педагогика” выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки – деловые игры, уроки-речевые игры, уроки-игры типа “Поле чудес” и т. д. Все они отнесены к различным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа или близкие друг к другу. Г.В. Селевко рассматривает НФУ как “технологии”, “нетрадиционные технологии урока”. Он характеризует их как “основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах”. Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока. Основными элементами данной структуры являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть.

Эти же элементы являются основными в структуре соотношения традиционных и нетрадиционных форм урока, предложенные Г.В. Селевко. Исходя из концепции и классификации педагогических технологий, нетрадиционную форму урока “можно определить как технологию локального (модульного) уровня” (О.В. Трофимова). Хотя при разработке нетрадиционных уроков происходит соприкосновение с другими технологиями.

Далее приводим таблицу 1. (Традиционные и нетрадиционные уроки) и таблицу 2 (Соотношение традиционных и нетрадиционных форм урока), составленные Г.К. Селевко.

Таблица 1
Традиционные и нетрадиционные формы урока (автор Г.К. Селевко)

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Субъект – объективные взаимодействия в системе “учитель – ученик”

Субъект – субъектные позиции в системе “учитель – ученик”

Содержательная часть

Цели

Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами

Развитие личности учащихся

Содержание учебного материала

Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер

Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности

Процессуальная часть

Организация учебного процесса

Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование

 

Методы и формы учебной деятельности школьников

Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение

Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование

Методы и формы работы учителя

Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников

Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод прямого доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала

Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках

Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности

Диагностика учебного процесса

Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся

Учитель – координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя

Рефлексивная деятельность учителя и учащихся

Таблица 2

Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Недостатки:
субъект – объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом

Достоинства:
субъект – субъективные позиции в системе “учитель – ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.

Содержательная часть

Цели

Достоинства: формирование знаний, умений и навыков

Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся

Содержание учебного материала

Достоинства: наибольший объем информации, систематичность

Достоинства: более глубокое изучение учебного материала.
Недостатки: меньший объем изучаемого материала

Процессуальная часть

Достоинства: четкая структура урока.
Недостатки: шаблонность, однообразие

Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.
Недостатки: большие затраты времени

Организация учебного процесса

Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления

Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления

Методы и формы учебной деятельности школьников

Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя

Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя

Методы и формы работы учителя

Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками

Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала.

Диагностика учебного процесса

Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения

Недостатки: слабая обратная связь

Достоинства: сильная обратная связь

Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения

Следует сказать, что НФУ применялись в виде так называемого “Метода проектов” в конце 20-х гг. XX в., что говорит о том, что НФУ не являются чем-то новым в педагогической практике. Правда, о том, насколько эффективным оказалось применение этих методов, единого мнения среди исследователей нет. Так, по мнению Ф.А.Фрадкина: “негативные последствия этого метода стали одной из причин отказа в дальнейшем от активных методов обучения в современном понимании”. Иной точки зрения придерживается Н.Г. Осухова, которая считает, что: “это была законченная педагогическая концепция, полностью адекватная своим целям и способствующая искусственной социализации ребенка и проникновению идей “передового класса” в среду”. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, показывают не только споры вокруг НФУ, но и то, что само понятие “нетрадиционная форма урока” до сих пор остается крайне расплывчатым. В ряде работ встречается понятие “нетрадиционный вид уроков” (Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова “Методика преподавания истории в школе”). Стоит отметить и множество названий таких как “нестандартный урок”, “нетрадиционные технологии урока” и др. С.В. Кульневич и Т.Н. Лакоценина используют термин “не совсем обычный урок”. По их словам, отказ от термина “нетрадиционный урок” закономерен; “потому что его широкое использование в методической литературе отличается от традиционной организации обучения только внешними, процессуальными средствами активизации познавательной активности”. Однако большая часть исследований все же используют в своих работах термин “нетрадиционный урок”. В частности авторы методических пособий по истории Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, И.Н. Ионов, М.В. Короткова, Л.П. Борзова посвящают ряд своих работ урокам с “нетрадиционными формами обучения”.

Так что мы можем подразумевать под понятием “нетрадиционная форма урока”? О.В.Трофимова дает следующее определение: “НФУ – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позицией в системе учитель–ученик, многообразием видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, “методе прямого доступа”)”.

Нетрадиционные формы урока базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин. НФУ имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям: урок-игра или урок-учебная игра; урок-учебная дискуссия; урок-исследование.

В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих учащихся на нетрадиционных уроках (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование “методов прямого доступа”; стимулирования интереса и мотивации учащихся.

Это достигается за счет совместной, творческой работы учителей и учащихся в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Учитель становится координатором в этой деятельности. Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала учащихся. Нетрадиционные формы уроков дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации, является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности, т. е. интериоризация. Принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм урока (субъект – субъектная позиция в системе учитель – ученик, интерактивность, развитие творческой личности) способствуют развитию самой личности учащихся.

В концептуальном блоке приоритет принадлежит НФУ, с их субъект – субъектной позицией, которая обеспечивает коммуникативный диалог учащихся. Содержательный блок предполагает меньший объем информации, однако обуславливают более глубокую ее проработку. В процессуальном блоке НФУ, задействую внешние источники мотивации и самоуправляющие механизмы личности, создают условия для многообразия деятельности учащихся (игровой, дискуссионно – оценочной, рефлексивной), формирования у них критического мышления, активизации познавательной деятельности.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

На нетрадиционных уроках активизируются психические процессы учащихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально – символических функциях, а правое – на пространственно – синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. Вот, что по этому поводу пишет И.И. Макарьев: “Образная память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного – это тоже правое полушарие, а также ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие мозга напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными приборами и приспособлениями”.

При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный – левополушарный; интуитивный, с доминированием интуиции – правополушарный.

По мнению И.И. Макарьева: “школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному”. Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению. В процессе НФУ, интеллектуально – пассивный ребенок способен выполнять такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В частности, в научно – педагогических исследованиях об игре даже появился термин “эмоциональный ускоритель” обучения.

Чтобы понять причины подобной функциональной способности, необходимо вспомнить некоторые особенности подростковой психологии. В подростковом возрасте устраняются все условности в действиях, урок – игра приближается к жизни. Она интересна, когда дается возможность не только познать что-то, но и применять свои знания и одновременно, с этим, по словам В.А. Крутецкого и Н.С. Лукина: “уйти в мир желаемой фантазии, приоткрыть завесу будущего и побывать там хотя бы в игровой ситуации”. В.М. Григорьев замечает, что умело организованные уроки – игры, позволяют задействовать в учебных целях, энергию, которую школьники расходуют на “подпольную игровою деятельность”. Это ведется “на уроках всех (без исключения!) преподавателей… Способы “конспирации” оттачивались сотнями школьников, а обмен опытом подпольных проделок налажен с завидной оперативностью”.

При этом, если педагог “войной пошел” на игры ребят, он сам же ставит их в роль “подпольщиков”, - и тогда найдите для подростков более привлекательную игру! Не лучше ли использовать игровую энергию ребят “в мирных целях”?

“Умело направив этот интерес и эту активность в нужное русло, учитель может извлечь из них педагогическую пользу. Многие из самостоятельных игр подростков могут стать материалом для разработки дидактических игр”.

Подростковый возраст характеризуется психологами как “переломный период в развитии личности, отличающийся трудностью умения, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики, что связано с переходом на новую ступень умственного и психического развития. Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и в том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Эмоциональность НФУ – очень важная, ее особенность, которая делает ее успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности. Важно утвердиться в коллективе, следовательно, мнение одноклассников важнее для него, чем отношение учителя. Подростку присуще стремление отмежеваться от всего. Свойственна тяга к новому, неожиданному, ко всему тому, что дает пищу для воображения. Подросткам нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, соревнованиях, дискуссиях или выполнение заданий, основанные на игровой ситуации, разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы: при этом они с трудом переносят паузы.

Учителю необходимо реализовать стремления подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям. Все это прекрасно реализуется, например, на уроках – играх или на уроках – дискуссиях. В подростковом возрасте внешние игровые действия свертываются и переносятся в воображение (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ф.И. Фрадкин и др.). Игровые действия позволяют расширить границы собственной жизни ребенка, и, по словам Л.С. Выготского: “вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было”. НФУ создают особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении “на равных”, где исчезает робость, возникает ощущение – “я тоже могу”, т. е. На таких уроках происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что при организации НФУ, ограничено, заложена познавательная задача, где ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

На нетрадиционных формах происходит и воспитательная работа. Так, например, достаточно ярко воспитательную сущность урока – игры показывает В.М. Букатов: “Для педагога, работающего в социоигровой стилистике, учебный материал – это россыпи счастливых предлогов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением (возобновлением, укреплением, обновлением и т. п.) деловых взаимоотношений со сверстниками. Идеал социо-игровой педагогике не “передача знаний”, а формирование поколения. Начинается оно с появления у учеников чувства ровесничества, при котором для учеников очевидна и уважаема взаимная и равная заинтересованность в проявлении себя друг перед другом. И первоначально именно учебный материал и продвижение в нем делают эту заинтересованность очевидной. Тривиальный стиль обучения открывает ученикам глаза на неравенство. Это, конечно, не способствует формированию поколения. Поэтому оно начинает формироваться не в классе, а во дворе, в подворотне, на дискотеках, в подвале. “Лучше там, чем нигде!” - считают юные представители грядущего поколения. Лучше в счастье, пусть иллюзорном или подозрительном, чем в трясине скуки! Но для них было бы лучше, если – в стенах школы! Во время урока! Легально! На дневном свету, когда, казалось бы, все условия для доброго знакомства друг с другом, для открытия в других и в себе родственной таинственности, человеческой прозрачности. Но чаще всего дневной свет используется для выявления и демонстрирования неравенства…”. А на уроке, где присутствует игровое действие, “именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и “обретения себя”.

Уроки –дискуссии

Учителя истории практически на каждом занятии, особенно в старших классах, используют элементы дискуссии. Они призваны выявить существующее многообразие различных точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование своего взгляда на ту или иную историческую проблему. На уроке – дискуссии присутствует характерный признак – межличностный конфликт, где каждый защищает свою позицию.

Очень заметное влияние в последние годы в педагогической практике получили дискуссии на основе групповой работы. На уроках с дискуссионным действиям каждый ищет свою истину, свое решение проблемы, защищает свою точку зрения. Учащиеся при этом овладевают ораторскими умениями, искусством доказательной полемики, а также навыками источниковедческой работы. Все дискуссионные уроки на исторические темы подразделяют на несколько групп и подгрупп в зависимости от принципов их поведения, задач и направленности обсуждения.

Структурированная, или регламентированная дискуссия – дискуссия, имеющая четкий план, структуру, регламент обсуждения, где “малые” группы изучают какую-либо “частную” проблему (вопрос) как часть какой-либо общей глобальной проблемы, которую предстоит решить классу.

Дискуссия с элементами игрового моделирования – дискуссия, где ставится проблема не просто с позицией современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря.

Проектная дискуссия – дискуссия, основанная на методе подготовки и защиты проекта, определенной темы.

Имеется также классификация дискуссий по формам проведения. Так выделяют: парная дискуссия; командная дискуссия; групповая дискуссия.

Парная дискуссия (модель “вертушка” автор М.С. Ерохина) направлена одновременно на включение всех участников в активную полемику с разными партнерами по общению.

Командная дискуссия (модель “дебаты” автор М.С. Ерохина) построена на основе соперничающих команд.

Групповая дискуссия построена на основе работы ключевой группы сильных ребят и “аудитории”. К ним относятся уроки по типу “круглого стола”, “заседание экспертной группы”, “пресс-конференция”, “симпозиум”, “диспут” и т. д.

Также существуют и другие формы дискуссий, различающихся по принципу их организации: уроки – митинги, уроки – суды и др.

Роль учителя в процессе дискуссионного занятия сводится к роли “главного ведущего”, который добивается всесторонности и глубины обсуждения проблемы классом. Ученики в ходе дискуссии выступают в роли активных участников: зрителей, экспертов, наблюдателей, очевидцев, журналистов, свидетелей, аналитиков и т. д. Дискуссионное занятие подразделяется на следующие этапы: вводный этап (подготовка к дискуссии, постановка проблемы, организационные моменты); основной этап (сам ход занятий); итоговый этап (анализ работы, обобщение, оценочные суждения, заключительные мнения участников).

По мнению М.В. Кларина: “Проведение дискуссии на основе исторических материалов следует начинать с подготовки конкретного исторического вопроса. Ни в коем случае следует его формулировать в духе того, кто был прав, а кто нет. В центре внимания должны быть возможности хода событий. Что было возможным при том или ином стечении обстоятельств? Какие действия мог бы предпринять тот или иной исторический деятель для достижения данной цели, или от каких действий воздержаться? Отражала ли цель действительные интересы представителей им социальной группы? Были ли возможны альтернативные действия?”. А все альтернативы разделяют на два типа. Первый касается самого хода событий и исторического развития. Второй – выбора и аргументации оценок событий, личностей, процессов. Такой точки зрения в частности придерживаются В.Г. Громозда и Н.Н. Лазукова. Как уже было сказано выше, роль учителя в проведении дискуссии является основной, ведущей. Он держит в поле зрения сам ход дискуссии и оценивает участников. При этом, по мнению Х.Й. Лийметса: “Особое значение придается на этом этапе работе в группах, поэтому учитель должен равномерно по силам разделить учеников и равнозначно им помогать в дискуссии”.

Теперь поговорим об используемых образовательных технологиях и методах обучения в процессе применения нетрадиционных форм обучения. В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А.А. Вербитский, Н.В. Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения. Технология игр в обучении включает разработку и использование трех компонентов: организационной формы; дидактического процесса; квалификации педагога.

Широкое распространение в педагогической практике получила проблемно - развивающая технология обучения (М.М. Махмутов, Н.Г. Мошкина и др.). Основными отличительными признаками этой технологии являются: вопросно – ответное взаимодействие преподавателя и учащихся, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок; алгоритмические и эвристические предписания деятельности преподавателя и учащихся; постановка проблемных вопросов, создание преподавателем проблемных ситуаций.

Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование критического мышления учащихся; формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся; формирование положительных эмоций; организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе и обучения. В качестве механизмов проблемно-развивающего обучения выступают поисковые методы, постановка познавательных задач, вовлечение обучающих в различные виды деятельности.

Особое место в процессе развития познавательной деятельности принадлежит технологии активного обучения. Это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе, или каждый учащийся имеет определенное ролевое значение, с которым он должен публично считаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. В качестве механизма активного обучения выступают методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся (драматизация в обучении, инверсия, метод эвристических вопросов, театрализация в обучении и т. д.).

Перечисленные ранее технологии и методы (см. таб. 3) можно использовать в качестве средства обучения в процессе подготовки и организации нетрадиционных форм уроков.

Таблица 3.

Цели, сущность и механизм педагогических технологий.

Название

Цель

 

Механизм

Технология проблемного обучения

Развитие познавательной активности обучаемых

Познавательное и целенаправленное выдвижение перед обучаемыми познавательных задач, разрешая которые, обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Технология развивающего обучения

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Технология активного (контекстного) обучения

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности

Методы активного обучения

Технология игрового обучения

Обеспечение личностно- деятельностного характера усвоения знаний, умений, навыков

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Итак, какие же положительные результаты дают нетрадиционные формы уроков. Так, НФУ направлены большей частью на развитие воображения школьников на основе образного, событийного “очеловеченного” исторического материала, который не подается однозначному толкованию и ставит перед учащимися проблемы, в том числе и нравственного характера. Нетрадиционные уроки позволяют глубже проникать в суть исторических явлений. На них реализуется мнемонические способности, мыслительные операции, они функциональны, они могут порой: “объять необъятное”; гармонично объединить фактический и теоретический материал; обычное восприятие информации и творческую работу; эмоциональный и логический способы восприятия – словом, заставить функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся. На проблему соотношения чувственного и логического обращал пристальное внимание Н.Г. Дайри: “В преподавании некоторых предметов описание явлений на уроке облегчено, ибо учащиеся в той или иной степени с этим знакомы (знание слов родного языка, знание животных, растений, фактов кипения и замерзания воды, смены времен года и др.) или могут легко познакомится в жизни. По истории, учащиеся, как правило, не могут обладать такими знаниями и поэтому в ее преподавании необходимо особо обстоятельное описание явления. Отсюда особая сложность проблемы соотношения чувственной и логической ступеней познания”. НФУ создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания исторической действительности. Проигрывание роли, внутреннее раскрепощая ребенка, создает условия, при которых может развиваться творчество. Результативностью применения нетрадиционных форм уроков является следующее: нетрадиционные формы уроков мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы учащихся – внимание, восприятие, мышление, память, воображение; нетрадиционные формы уроков повышают интерес к предмету, практически у всех учащихся. Полученные знания становятся более прочными, такие уроки позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям историей, а именно, развивают историческую память учащихся, в первую очередь на исторические факты, явления, представления; развивают способность к ретроспективному мышлению, к мыслительной реконструкции картины исторического исследования; развивают способность к историческому сопереживанию; нетрадиционные формы уроков позволяют гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

ВЫВОДЫ:

Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся. Критерием такой сбалансированности является принцип оптимизации процесса обучения, хорошо разработанной в дидактике. За основу принимается критерий оптимальности, по словам Ю.К. Бабанского: “признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего из них. В качестве таких критериев Ю.К. Бабанский выделяет: эффективность (как результаты успешности учения, воспитанности, развитости учащихся); качество решения учебно-воспитательных задач (как степень соответствия результатов обучения целям и задачам учебно-воспитательного процесса); оптимальность расхода времени и усилий учителей и учащихся.

То есть, должно быть гармоничное сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. Точно также как нельзя отказываться от традиционного обучения, точно также нельзя отвергать нетрадиционное. Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе. Нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподает, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность. Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно. И в этом нам могут помочь не только отработанные в педагогической практике традиционные уроки, но и распространенные за последние годы нетрадиционные формы уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-семинар как активная форма урока литературы.

Методика проведения урока - семинара может быть различной. В этой статье вы найдёте один из вариантов с конкретными советами....

Тема самообразования. Активные формы преподавания экономики.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках экономики в системе требований ФГОС нового поколения. Выработка методики активизации познавательной деятельности учащихся,при изучении темы: ...

Активные формы преподавания литературы

Статья отражает использование активных форм преподавания литературы в колледже....

Актуальные формы преподавания литературы в условиях ФГОС

    «Урок – это зеркало общей и педагогическойкультуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомл...

Формы преподавания литературы

Проблема совершенствования преподавания литературы сегодня одна из важнейших в школе, ведь урок литературы должен заставить учащихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Но это невозм...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ АКТИВНЫХ ФОРМ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ

в статье даётся систематизация и соединение воедино знаний и собственного педагогического опыта по использованию метода проектов как одной из активных форм преподавания музыки и организации внеурочной...