Урок-семинар как активная форма урока литературы.
учебно-методический материал по литературе по теме

Петровская Елена Алексеевна

Методика проведения урока - семинара может быть различной. В этой статье вы найдёте один из вариантов с конкретными советами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

         

Урок-семинар как активная форма урока литературы.

           Литература-это один из тех предметов, который должен заставлять учеников думать, анализировать, защищать свою точку зрения. Преподавать  литературу становится очень сложно, потому что ученики перестали читать, и великие духовные ценности проходят мимо них. Чтобы этого не было, учитель должен найти такие активные  формы работы на уроке, которые повысят результативность урока, будут способствовать организации диалога между учителем и учеником, создадут  возможность выражения собственной точки зрения на  прочитанное произведение.

          К активным формам урока я отношу исследования, инсценировки, диспуты, заседания литературного клуба, составление киносценария , литературную композицию ,заочную экскурсию семинары,  т.д. Такие формы работы требуют самостоятельности и активности учащихся, отрабатывают практические навыки.

             В старших классах потребность в формировании собственного взгляда на вещи, желание высказаться, найти неординарное решение проблемы находят воплощение в уроке-семинаре.

     Урок –  семинар требует большой предварительной подготовки, он должен стать итогом глубокого изучения многих материалов. Поэтому таких уроков может быть немного, но каждый должен запомниться ученикам.

Подготовка к уроку - семинару многопланова. Сначала - сообщение темы, основных вопросов, список  дополнительной литературы для подготовки выступления. Желательно такую работу провести за 2-3 недели до начала урока-семинара. Каждому ученику можно раздать памятку « Как готовиться к семинару».  Вот примерный план такой памятки:

1. Составьте план выступления, сообщения или доклада.

2.Отберите в художественном произведении нужный для выступления материал.

3.Прочтите список рекомендуемой дополнительной литературы, поработайте с ним.

 4. Сравните противоречивые суждения отметьте те, на которые вам придётся опираться в ходе выступления.

5. Напечатайте своё выступление, проверьте , сколько времени оно займёт.

             Особое внимание требует распределение заданий к семинару. Подготовка ответа на один вопрос может осуществляться группой или парой учеников. Подготовленный таким образом ответ воспринимается учениками как свой, личный. Если вопрос освещается одним учеником, то учитель должен продумать формы работы для остальных участников семинара. Возможно, это будет коллективное обсуждение заранее продуманных  проблемных вопросов. Можно к каждому выступающему назначить оппонента. Оппоненты заранее знакомятся с содержанием доклада или выступления и определяют аспекты, которые, на их взгляд, требуют либо дополнительного решения, либо противоположного толкования. Можно назначить группу арбитров, которая должна будет найти решение, если докладчики и оппоненты не приходят к соглашению.

Памятка для арбитра может быть такой:

1.Изучи текст  произведения, которое будет обсуждаться на семинаре,
в ходе семинара сопоставляй с текстом произведения каждое высказанное суждение докладчика и оппонента, познакомься с рекомендательной литературой

 2. Следи за тем, чтобы выступающие обе стороны не уклонялись от обсуждения проблемы, поднятой в произведении.

3. Соотнеси выступление с темой, соответствуют ли они друг другу.

4.Оцени построение высказываний: логическую последовательность, аргументированность, наличие выводов и личностного отношения.

5. Оцени речевую культуру выступающих.

        Семинар - урок творчества и учителя и ученика. Главное в нём - найти истину. Хорошо, если в ходе урока возникает дискуссия, диспут. Роль учителя - руководить спором: не навязывать свою точку зрения, а убеждать, с уважением выслушивать даже неверные суждения.

          В заключительном слове учитель подчеркивает главные выводы, даёт оценку работы всех учащихся, намечает пути дальнейших поисков.

        Уроки-семинары способствуют развитию у учащихся самостоятельности мышления, суждений, оценки явлений, событий, героев, умения работать с критической литературой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы преподавания литературы

В материале, который представляет собой описание собственного педагогического опыта по данной теме, представлены теоретические положения об игровых технологиях и использовании  их на уроках с цел...

Активные формы обучения на уроках литературы

Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....

" Активные формы урока английского языка"

различные формы организации урока английского языка...

Применение активных форм урока. Опыт практической организации урока.

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Чем можно удивить современного учителя? Кажется, уже ничем. Всё изучали, всё смотрели, обо всём читали. Творчес...

Активные формы преподавания литературы

Статья отражает использование активных форм преподавания литературы в колледже....

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....