"Традиционная культура и социализация ребёнка в современном мире"
статья на тему

Пушкарёв Василий Георгиевич

Совместная, коллективная   деятельность, сотворчество, развивает взаимопонимание, учит человека слышать других людей  и  надеяться  быть услышанным  ими, учит оказывать помощь и  быть  уверенным  в  поддержке, помощи других,  учит умению жертвовать, уступать  в пользу  товарищей единомышленников – всё это  в совокупности  даёт осознание  принадлежности к коллективу, обществу.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon traditsionnaya_kultura_i_sotsializatsiya_rebyonka.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЁНКА

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

(из опыта работы детской фольклорной студии «Жаворонок»)

В. Г. Пушкарёв,

педагог дополнительного образования.

 В последние  десятилетия,   как свидетельствуют  социальные исследования,  в  нашем обществе (как и во всём мире) наблюдается  рост национального самосознания. Обращение  к национальной истории, культуре, потребность людей  в этнической идентификации, свидетельствует о  растущем противодействии  российского общества  засилью чужой культуре, массовому духовному обезличиванию.

 Выдающийся русский историк И.Е. Забелин заметил, что  «светоч русофильства неизменно разгорался сильнее, как скоро жизнь делала поворот к собственному обновлению». И русское общество, оказавшись в духовном тупике, по его словам, неоднократно обращалась к народной культуре, своим  традиционным ценностям. Так как  общеизвестно, что русская  традиционная  (народная)  культура  хранит, в широком смысле слова,  совокупность результатов практической и духовной деятельности всех социальных групп, образующих этнос или нацию; а в узком смысле – коллективное  культуротворчество  воплощённое  в фольклоре, традиционном искусстве;

Мы знаем, что совместная, коллективная   деятельность, сотворчество, развивает взаимопонимание, учит человека слышать других людей  и  надеяться  быть услышанным  ими, учит оказывать помощь и  быть  уверенным  в  поддержке, помощи других,  учит умению жертвовать, уступать  в пользу  товарищей единомышленников – всё это  в совокупности  даёт осознание  принадлежности к коллективу, обществу.  Традиционность, в данном контексте, представляет не только  способ коммуникации, но  и качественный аспект культуры.

Известно, что процесс освоения  фольклора носит рецептивный (т.е. подражательный) характер. Иными словами, «из уст в уста», через повтор или игру, в которой  участвует и педагог и ученик, происходит очень важный процесс взаимопонимания, сотворчества, рождающий чувство  сопричастности к общему делу.

  Подобно многим творческим коллективам, занятым реконструкцией локальных традиций, руководители  фольклорной студии «Жаворонок»  ставят своей целью комплексное изучение национального наследия. Данный интерес обусловлен высокохудожественной природой народного творчества и чувством любви к своей национальной культуре. Возникающие вопросы интерпретации фактов народной культуры, привели к пониманию изучения этнического контекста. Поэтому, с детьми групп  разного возраста еженедельно проходят встречи в музее Этнографии   и  регулярные занятия содержат не только танцевально-певческий практикум, но также  мастер-класс по народной игрушке, совместному (с родителями ученика) изготовлению праздничного костюма.  

Принципиальным положением является календарная направленность  работы  коллектива. Через подлинные предметы крестьянского  быта, связанность народного календаря  с мифологическими  образами,   воспитанникам  объясняют не только мировоззрение  предков на окружающий мир, но и смысловую направленность традиционных  обрядовых действ, духовную  взаимосвязь прошлого с настоящим. Например, ученику легко понять смысл  обрядовых действий  коляды, масленицы, закликания весны. Он  готов   помочь  – сделать своими руками  снеговика  или чучелко масленицы, и всем вместе  весело  совершить определённое действо в определённое время,  обходить  дома друзей, соседей, родных  с добрыми пожеланиями и   пением поздравительных песенок – колядок. А участие старших в таких действах, становится  младшим примером для подражания.

Образность детского мышления, направленность коллективного творчества на созидание, положительный результат, хранится в фольклоре – вспомните героев русских сказок, мотивацию их поведения и достигнутый результат. Всё это  помогает ребёнку принять и усвоить традиционные культурные ценности – понимание Добра, Свободы, Совести, Соборности, Жертвенности, Коллективизма, Красоты …– а  значит и социализироваться. Маленький человек,  принимая и  пропуская через себя   традицию своего народа, постепенно  формирует фольклорное сознание, то есть в нём  формируется совокупность  представлений, образов , идей  представленных в народных  сказках, песнях, играх, праздниках и т.д. На основе фольклорного,   постепенно   формируется и этническое  самосознание  как «прочувственное бытие». В этом процессе   воспитанники получают, образно говоря, духовную  прививку от  привнесённых чуждых культурных

ценностей  и норм (индивидуализма, жестокости, безнравственности, себялюбия, т.д.).

   Конечно, в этом деле  велика роль родителей. В каждом коллективе есть молодые, инициативные родители, готовые принять участие в творческой работе коллектива. Очень важно определить  их  и  заинтересовать.  Такие люди есть и в фольклорной студии «Жаворонок».

  «Родительский комитет»  активно участвует в  концертных поездках по городам России,  в дни    народных праздников   организует  коллективное гуляние. В таком общении, где ясна цель и общий интерес, царит взаимопонимание и «взаимовоспитание»  – младшие   дети стремятся подражать старшим, а старшие – внимательно  заботятся о младших. Участвуя в совместной творческой  работе, дети  духовно ярче раскрываются, демонстрируя свои, порой, скрытые таланты, быстрее социализируются и, как показала практика, становятся устойчивее к жизненным испытаниям и более  успешно учатся.  

«Воспитание этнического  самосознания, –  подтверждает  видный  российский  искусствовед А.Ф.Некрылова, –  определяет создание условий для усвоения общечеловеческих, национальных и культурных ценностей, формирования патриотизма  и политической культуры, активной гражданской позиции у молодежи».

 На наш взгляд, в фольклорной студии, должно стремиться к тому, словами В.Г.Белинского, что «русский человек, выслушав от татарина сказку, пересказывал её потом совершенно по-русски, так что она выходила запечатлённою русскими понятиями, русскими взглядами на вещи, русскими выражениями».

 Значит ли это, что всем детям надо изучать свою национальную культуру? На наш взгляд, да,  это необходимо. Подобно тому, что всех детей надо  обучать музыке и танцам,  важно не забыть о  своей  традиционной культуре, способствующей развитию русского языка, сохранению национальных этических норм и духовных ценностей.  

Наш  опыт показал, что увлечённость  и  компетентность  руководителя  при активном  участии  родителей, хорошо воспринимается  воспитанниками студии, что служит  залогом успешного их  вхождения в  жизнь.

В   родительской благодарности, выраженной в Контакте после юбилейного концерта студии, написано: «Такой багаж жизненных и творческих знаний они от вас получили! И результат – дети стали понимать и любить русскую культуру!».

И ещё – давно замечено, что тот, кто ценит и хранит культуру своего народа, уважительно относится  к культуре и других народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Права ребёнка в современном мире".

     Классный час "Права ребёнка в современном мире" для 9 класса необходим, чтобы  напомнить обучающимся о правах человека, осветить мировое движение по защите прав детей, ...

Классный час по теме: "Права ребёнка в современном мире"

Классный час был проведён 8 клаассе . Цель мероприятия: Привлечь внимание учащихся к своим провам и обязонастям на этом этапе их жизни....

Классный час по теме: "Права ребёнка в современном мире"

Классный час был проведён 8 клаассе . Цель мероприятия: Привлечь внимание учащихся к своим провам и обязонастям на этом этапе их жизни....

Социализация подростка в современном мире.

Словосочетание "современный подросток" говорит о том, что появились новые специфические особенности, ставшие характерными для детей подросткового возраста в нынешнюю эпоху. Безусловно, время накладыва...

Цифровое воспитание, или Кибербезопасность ребёнка в современном мире

Материал для общешкольного родительского собрания, проведенного в рамках Единого урока по безопасности детей в Интернете...