Цифровое воспитание, или Кибербезопасность ребёнка в современном мире
методическая разработка на тему

Подсекина Альбина Рашитовна

Материал для общешкольного родительского собрания, проведенного в рамках Единого урока по безопасности детей в Интернете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobranie.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровое воспитание,

или Кибербезопасность ребёнка

в

современном мире

Форма проведения родительского собрания:  лекция с элементами дискуссии

Цель: психолого- педагогическое просвещение родителей учащихся по проблеме безопасного использования ресурсов Интернета.

Задачи:

Показать родителям важность и значимость цифрового воспитания детей. Рассказать родителям о правилах общения в Интернете.

Ознакомить родителей с источниками информации по проблеме безопасности ребенка в Интернете.

Оборудование: 1. Компьютер с выходом в Интернет

2. Электронная презентация

3. Памятки для родителей «Как  защититься от интернет- угроз»

Подготовительная работа: 1.  Анкетирование учащихся

2. Проведение классного часа по теме «Интернет: хорошо или плохо?» с учащимися класса.

3. Распечатка  памяток для родителей класса.

Ход родительского собрания:

Социальная реклама "Безопасный интернет - детям" (Ver. 2)

28 окт

Финальная, вторая версия Социальной рекламы для конкурса "Грант Префекта ЦАО"

  1. Вступительное слово

Добрый день, уважаемые родители!

 Мы с вами живем в непростой, но очень увлекательный век, век всеобщей информатизации,  компьютерных технологий, цифровых инноваций и господства всезнающей, все умеющей, все дозволяющей Сети. Сегодня главное развлечение для ребенка – компьютер.  Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Современные дети, кажется, «уже рождаются с умением пользоваться компьютером». С одной стороны, это хорошо: виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником информации, не нужно идти в библиотеку, стоять перед полками в магазине, достаточно кликнуть мышкой и все ,чего вы желаете, будет доставлено в ваш дом. Кроме того, с введением новых образовательных стандартов, современная школа отходит от привычных моделей обучения, ребенок теперь сам должен научиться добывать информацию. И в данном случае Интернет становится просто незаменимым орудием для образования. Однако с другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни - компьютерной зависимости.

 Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но, в то же время, Сеть таит в себе много опасностей.

Интернет общение в жизни ребенка - это хорошо или плохо? Сколько и как должен общаться ребенок в Интернете? Нужно ли ограничивать общение детей в сети? Важно ли прививать этические понятия ребенку по отношению к общению в Интернете? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня дать ответы.

Говорить мы будем о цифровом воспитании.

Это молодая сфера педагогики, только формирующаяся, но на сегодня очень важная. Чиновники, учителя, политики всех уровней у нас в стране и за рубежом оценивают цифровую грамотность, как одну из важнейших компетенций для молодого поколения.

У кого-то может возникнуть вопрос: "а что  страшного для моего ребёнка в интернете? Ну возникают проблемы, так ребенок выключит и забудет». Иногда забыть не получается и травма остаётся на всю жизнь, уже этого достаточно, чтобы озадачится защитой ребенка, но вопрос значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Чтобы проще было осознать значение цифрового воспитания приведем такой пример.

Вы отправляете своего ребёнка в магазин, даёте ему деньги. Магазин в другом районе и путь не самый безопасный. Вы в таких случаях инструктируете по какой улице идти безопасно, а по какой нет. Запрещаете общаться с посторонними, доставать и показывать деньги, а в случае приставаний как звать на помощь. Вы расскажете, что купить в магазине, как правильно выбрать товар и как оплатить. Ещё скажете, какую сдачу должны дать. Вспоминаете, как вы своему ребёнку или вам мама в детстве давала такие инструкции?

В сети свои опасные и неопасные улицы-сайты, желающие отобрать деньги вашего ребёнка, хулиганы, педофилы и прочие тёмные личности.

Ещё десять лет назад интернет представлял собой большую библиотеку текстов, картинок и видео. Вы играли в простые сетевые игры, а продвинутые игры вы покупали на дисках. Сегодня интернет это системы дистанционной работы, учёбы, развлечений, супер и гипермаркеты, а ещё социальные сети и мессенджеры, через которые ваш ребёнок поддерживает тысячи социальных связей. Дети пишут в сутки от 30 до 600 сообщений в формате текста, фото или видео. Посчитайте, сколько в час ребёнок отправляет сообщений, исключив учебное время, сон! И проводят в сети до 5 часов! Это не общение с коробкой дисплея, а настоящая виртуальная жизнь.

Итак, какие опасности подстерегают ваших детей при бесконтрольном выходе во всемирную сеть Интернет?

(родители перечисляют)

5. Статистические данные по проблеме

Проблема защиты детей в Сети находит самый широкий резонанс и это не случайно. Обратимся к статистике:

- около 50% детей выходят в Сеть без контроля взрослых.

- 19% детей иногда посещают порносайты, еще 9% делают это регулярно.

- 38% детей просматривают страницы о насилии

- 16% детей просматривают страницы с расистским содержимым 
- 25% пятилетних детей активно используют Интернет.

-14,5% детей назначали встречи с незнакомцами через Интернет, 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем–то встречаются.

Только вдумайтесь в эти статистические данные! И это число постоянно растет. А ведь не исключено, что и Ваш ребенок может оказаться в Интернет-зависимости, которая на сегодняшний день приравнивается к болезни.

 Проблемой игромании в России врачи занимаются последние семь - восемь лет. Но с каждым годом она становится острее. В основном врачи работают с подростками от 12 лет, но среди пяти-шестилетних детей уже есть такие, которые мыслят компьютерными категориями. Среди пациентов в основном мальчики. Агрессивность и инстинкт охотника, свойственные мужской натуре, разрастаются на благодатной почве компьютерных игр. А еще игра - это сильные ощущения. Поэтому именно дети, которым в жизни не достает позитивных эмоций, общения с родителями, чаще всего становятся жертвами компьютера. Виртуальный мир дает искаженное представление о мире реальном. И тем самым играет с ним злые шутки. Так, игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не сгореть. И мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире не опасна. А в итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такую же машину в мире реальном, что влечет за собой последствия, связанные с летальным исходом.

Играя в компьютерные игры, трудно проиграть состояние, однако очень просто и быстро «проиграть» свой разум. Интернет, к которому вырабатывается нездоровое пристрастие, как, например, в случае с компьютерными играми, поглощает все время и все мысли человека.

Наибольший урон учебе, карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени, проведенного в он-лайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй план. У современного человека есть много возможностей приятно провести время, но он ищет все новые и новые. Сеть в этом ряду занимает свое особое место. Сеть не вызывает физиологической зависимости, но вызывает психологическую, особенно у детей и подростков.

Виртуальный мир отличается от реального мира и проблемы, с которым сталкиваются дети в сети, отличаются как по сути, так по методам их решения. Давайте посмотрим на основные "цифровые" проблемы поколения.  

 Проблемы, с которыми сталкивается поколение

1. Издевательство в сети над ребенком со стороны ровесников  и незнакомцев

2. Воровство его аккаунтов, денег и личных данных.

3. Втягивание ребенка в асоциальную деятельность (группы смерти,группы с рекламой наркотиков и т.д).

4. Прочтение детьми информации, вредящей их мировоззрению и психическому состоянию.

 Клиповое мышление

Вдумайтесь в этот факт: за десять лет человечество накопило информации в триллионы раз больше, чем за последние несколько сотен лет. Мы находимся в мощнейшем информационном потоке, и наши дети в первую очередь.

Вспомните свой путь из школы домой. Вы в сопровождении нескольких друзей идете по улице. На ходу обсуждаете события школьного дня, кто в кого влюбился, кто подрался и как намазали клеем стул "МарьИване". Вокруг дома, деревья, прохожие. Так вы добирались до двери своего дома, где выбирали один из пяти телеканалов, ставили пластинку или читали книгу.

Теперь посмотрите на современного ребёнка. Он идёт тоже с друзьями, но кроме физически присутствующих, его сопровождает ещё с десяток в виртуальном мире. Они на ходу переписываются, созваниваются. Обсуждать им приходится больше, поскольку вовлечены благодаря сети в значительно больше число событий (вспомните 600 сообщений в сутки). При этом они ещё делятся ссылками, рисунками, видео, фото, делают селфи, играют в онлайн, просматривают бесконечные ленты пабликов... В это время в наушники играет музыка, вокруг рекламные щиты, неоновые вывески, промоутеры... И вот ваш ребёнок добрался до двери вашего дома, а вместе с ним домой приходят десятки виртуальных друзей, общение не прекращается, терабайты рекламы, новостей, информации... А дома еще у многих есть компьютер, куча игр и все продолжается с новой силой.

Это новый информационный мир, в котором ребёнок находится сам по себе. И поведение в этом мире отличается. При таком мощном информационном потоке совершенно по-другому работает мозг. Он начинает поверхностно анализировать поступающую информацию. В результате образуется клиповое мышление, неспособность к глубокому анализу. Мир воспринимается не как целостное, а как последовательность несвязанных между собой событий. Поставщики информации уже с начала 2000 годов активно стали ориентироваться на нового потребителя и стали создавать контент из небольших блоков, часто сменяющими друг друга без логической связи. Вы, вероятно, жаловались на бестолковые современные фильмы и мультфильмы для детей?

 Для получения нового эмоционального переживания обладатель клипового мышления вынужден постоянно искать все более кричащие заголовки новостей, вирусные ролики, слушать более эмоциональную музыку. Зависимость от эмоций -  одна из причин интереса детей к недетскому контенту и суицидальным группам, которые позволяют получать более сильные переживания.

Клиповое мышление снижает способность к анализу, как следствие снижается усвоение знаний и падает успеваемость, делает человека более податливым к манипуляциям и склонным к популизму. В чем же причина формирования клипового мышления? Это естественная защита мозга от информационного перегруза. Информационный перегруз -  одна из главных проблем цифрового воспитания молодого поколения. К сожалению, информационная диета -  крайне сложная задача. Это в первую очередь целеполагание в поиске информации. Здесь возможно отвлечение на оффлайн-активности, как кружки, секции, волонтёрство, которые сформируют у ребенка четкие потребности в информации и его заходы в сеть с определенной целью. Знакомить с новыми полезными и позитивными ресурсами, онлайн-квесты, онлайн-кружки, которых становится все больше каждый год. Но с некоторыми аспектами клипового мышления, как бесцельная прокрутка ленты новостей, сложно бороться без применения технических средств.

 Цифровой слепок личности

Обсуждениями, фотографиями, картинками каждый оставляет след в сети. Так формируется уникальный цифровой слепок личности.

Цифровой слепок позволяет сформировать психологический портрет человека, что очень часто используют сегодня специалисты по набору персонала. Кандидаты научились давать ожидаемые ответы на вопросе хедхантеров, по этой причине последние все чаще прибегают к анализу профиля в социальной сети. Особенно точный анализ осуществляется на основе детского цифрового портрета, поэтому уже сегодня ребенок закладывает проблемы в будущем, размещая жесткие шутки у себя на стенке в ВК или тролля кого-то из ровесников. К сожалению, дети мало задумываются о своей настоящей и будущей цифровой репутации.

Другой проблемой является размещение персональных данных в открытом доступе. Сегодня приняты ряд законов о защите персональных данных, но без обучения детей и без участия родителей сложно решить эту проблему. Защита персональных данных позволяет сохранить инкогнито пользователей, не нанести вред его цифровой репутации, а также защититься от криминала в реальном мире, поскольку дети с легкостью публикуют, когда дома нет никого, какие ценности есть в квартире.

(Фонд Развития Интернет Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Всероссийское исследование "Цифровая компетентность подростков и родителей")

Ненужные социальные связи

В нашей стране прерогатива воспитания ребенка -  целиком и полностью сфера родителей. Никто, согласно Гражданскому и Семейному кодексам, не имеет прав на воспитание ребенка, кроме родителей или официальных представителей (опекунов). Вы даете право школам обучать, библиотекам выдавать книги, секциям проводить занятия спортом, заключая с ними договор.

Сеть Интернет позволяет любому желающему общаться с вашим ребенком. Вы не можете регулировать эти социальные связи, между тем по данным исследований, дети сталкиваются с интернет-угрозами достаточно часто. Более трети детских гаджетов были заражены вирусами, треть детей встречали сексуальные изображения, сцены жестокости, четверть теряла контроль над аккаунтом в социальной сети. Около 5% стали объектом сексуального домогательства.

Вы прекрасно понимаете, что эти цифры могут быть иного порядка, поскольку дети не всегда могут классифицировать действия людей, с которыми они общаются в сети.

 Социальный ролик «Безопасность в Интернете»

Накануне родительского собрания мы в классе провели  анкетирование детей  о пользе и вреде сети Интернет. Вопросы, заданные детям:

  • Кто из вас в отсутствии родителей имеет доступ в Интернет?
  • Сколько времени проводите за компьютером?
  • Каким сайтам и компьютерным играм отдаете предпочтение?
  • Кто из вас зарегистрирован в социальных сетях? Сколько у вас там друзей? Со всеми ли вы знакомы лично? Что становится для вас решающим, добавить или не добавить в состав друзей незнакомого человека? Кто лично встречался с теми, кто входит в перечень ваших друзей на личной страничке сети?
  • Считаете ли вы, что Интернет представляет угрозу?

В основном дети не считают, что Интернет представляет угрозу. За компьютером с выходом в сеть Интернет проводят от 1 до 3 часов. Многие имеют личные странички на сайте «В контакте», ведут переписку с друзьями, знакомыми, играют в сетевые игры.

Безопасность устройства выхода в сеть

Зачастую родители не до конца осознают значение гаджетов в жизни современного поколения. Многие воспринимают компьютер или смартфон как игрушку. Но это не так. Устройство является неотъемлемой частью этого поколения.

Мы уже рассматривали, как изменилась роль сети за последние десять лет. Современный ребенок уже не видит разницы между реальным и виртуальным миром. Сегодня можно говорить о том, что наши дети живут в дополненной реальности, где органично переплетаются оба мира. Но жизнь в дополненной реальности невозможна без терминала (компьютера, планшета, смартфона, плеера).

Потеря или поломка устройства выхода в дополненную реальность может привести не только психологическим потерям, но и физическим, поскольку эти устройства содержат цифровой след вашего ребенка, включая персональные данные.

Выбор технических решений 

Осуществлять контроль ребенка в сети сложно физически без использования технических решений. Сформировали критерии защиты детей, чтобы вы могли затем принять решение об использование технических решений:

 Контроль активности в сети (защита от поиска вредной информации)

Контроль за использованием программ (регулирование использования ПО на компьютере и мобильных устройствах)

Контроль времени использования устройств (ограничение времени использования устройства выхода в сети)

Определение местонахождения ребенка (установление геолокации устройства) 

Контроль активности в социальных сетях (контроль публикаций в соцсетях и общения)

Отслеживание звонков и смс (сбор статистики о звонках и смс ребенка)

Уведомление родителей (мгновенная передача на ваше мобильное устройство в случае нарушения режима) 

 Существует программа родительского контроля - Norton Family  с ограничением по времени и регламентируемым доступом к ресурсам в сети, с установкой возраста и прочими контролируемыми функциями( к примеру, невозможность вводить личные сведения)

Наша обязанность - защитить детей от негативного контента.

Ролик    http://camafon.ru/internet/bezopasnyiy

Использованный материал:

1.Социальные ролики о безопасности детей в Интернете(You tube)

2. Сайт ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» −http://www.apkpro.ru/index.html;

3. «Единый урок.рф. Методическое сопровождение единых уроков» − https://единыйурок.рф/https://единыйурок.рф/index.php/kalendar-edinykh-urokov/item/7-edinyj-urok-po-bezopasnosti-v-seti-internet.

4. https://vk.com/e_urok, https://vk.com/clubsecurechildreninsamara;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном мире.

Духовно-нравственное воспитание в современном мире. Что такое нравственность? Из чего складывается нравственность. Как бороться с безнравственностью....

Статья "Проблемы нравственного воспитания молодежи в современном мире"

Проблемы нравственного воспитания молодежи в современном мире.«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сострадания друг к другу, поддержки, взаимопомощи - дефи...

Конспект занятия по личностному воспитанию «Учимся ссориться и мириться»

Предоставить возможность узнать самого себя; развитие ответственности за свои поступки; показать значимость взаимопонимания....

Музыкальное воспитание. Таблица "Звуки окружающего мира".

Таблица "Звуки окружающего мира" содержит информацию о звуках природы, механических звуках, музыкальных звуках....

Половое воспитание детей в современном мире

В презентации представлены самые главные аспекты для родителей при половом воспитании ребенка. Также вы можете найти детскую литературу для полового воспитани!...