СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЁНКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
статья на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eritsyan_n.v._statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЁНКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Ерицян Н.В.

Муниципальное бюджетное образовательное

 учреждение для детей дошкольного и младшего

 школьного возраста «Начальная школа – детский сад №44»

 г. Белгород

Социально-личностное развитие — процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.

Концепция модернизации российского образования  подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

  • трудовых навыков;
  • знаний;
  • норм, ценностей, традиций, правил;
  • социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Человек изменяется вместе с окружающей действительностью, но совсем не так стремительно, как мир. Взрослые, даже понимая, что в новых условиях надо менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, далеко не всегда в состоянии это сделать и лишь приспосабливаются к изменениям. Подрастающее же поколение воспринимает реалии жизни как данность. В этом различии взрослых и детей, видимо, кроется сегодня самая большая проблема. Ибо воспитывать должны взрослые, среди которых большинство не вписываются органично в современную жизнь.

Социально-личностное развитие детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства, знания детей, собственного переживания, явно выраженного отношения.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.).

Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности:

  • Игровая деятельность — дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
  • Исследовательская деятельность — дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
  • Изобразительная деятельность — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  • Предметная деятельность — удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
  • Коммуникативная (общение) — объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
  • Проектная деятельность — активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
  • Конструктивная деятельность — дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.

Хочется остановиться на  конкретных задачах по социально-личностному развитию дошкольников для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.

В среднем дошкольном возрасте: развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.

В старшем дошкольном возрасте: обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

Литература

1.  Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений // Начальная школа. — 2000. — № 1.

2. Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А, Семь Я. Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста. — Ярославль, «Ремдер», 2005. — 164 с.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. — № 6.

5. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / — М.: Аркти. 2003 — 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативных компетенций у неслышащих школьников как средство успешной социализации в современном обществе".

В данной статье представлено исследование, направленное на изучение сформированности коммуникативных компетенций у неслышащих школьников выпускных классов. Данное исследование рассчитано на широкий кр...

"Традиционная культура и социализация ребёнка в современном мире"

Совместная, коллективная   деятельность, сотворчество, развивает взаимопонимание, учит человека слышать других людей  и  надеяться  быть услышанным  ими, учит оказывать п...

Развитие личностных качеств воспитанников для успешной социализации в условиях современного общества

Представлены фотографии самостоятельных работ  слабовидящих и незрячих воспитанников, демонстрирующие приобретенные навыки в изготовлении аксессуаров для одежды в технике макраме....

Проблемы социализации подростков в современном обществе.

Социализации — это процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Структурные группы или окружения, в которых протекают ...

«Гражданско-патриотическое воспитание детей, как средство социализации личности в современном обществе»

Патриотическое воспитание  основано на  статьях Конституции РФ, Законе Российской Федерации «Об             образовании в Ро...

Выступление на педагогическом совете с темой "Влияние семьи и школы на социализацию индивида в современном обществе"

Доклад на педагогическиский совет «Влияние семьи и школы на социализацию индивида в современном обществе»...