Проблема социализации воспитанников в современном обществе
статья по теме

Трофимова Любовь Александровна

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_sotsializatsiya_vospitannikov.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема социализации воспитанников

 в современном обществе.

Трофимова Л.А.

ГБОУ «Санаторный

детский дом №39» г.Москва

Проблема социализации воспитанников занимает одно из центральных мест в образовательном стандарте второго поколения. Общеобразовательный курс информатики, информационное образование, как нам представляется, является одним из основных инструментов, позволяющих внести существенный вклад в решение этой проблемы.

Дело в том, что современное общество обладает рядом специфических черт. Наиболее существенной из них является глобальный характер происходящих в нем социальных и экономических процессов, что порождает много проблем глобального характера, например экологические проблемы. Другой, не менее важной чертой является информационный характер современного общества. Более того, именно информатизация общества является стержнем его глобализации. Это положение было подчеркнуто, в частности, в Окинавской хартии (2000).

Основными чертами этого общества (по К.К.Колину) являются следующие.

Сетевая информационная экономика.

Информационная сфера на сегодняшний день является одной из самых эффективных сфер вложения капитала. Общий объем мирового рынка информационных технологий оценивается сегодня величиной порядка 4-х млрд. долларов и этот объем постоянно растет.

Глобальная цифровизация.

Одной из основных тенденций развития современной техники является широкое использование цифровой элементной базы. Встроенные микропроцессоры сегодня являются неотъемлемым компонентом большинства технических устройств.

Развитие интеллектуальных компьютерных систем.

Многочисленные проблемы, в частности, экологические требуют мобилизации всех имеющихся ресурсов, прежде всего интеллектуальных. Значительную помощь здесь могут оказать интеллектуальные компьютерные системы, которые многократно увеличивают аналитические способности человеческого мышления.

Вместе с тем, информационное общество породило значительные и только ему свойственные проблемы.

Виртуализация экономики - оформление рынка ценных бумаг, привело к тому, что основные сделки стали совершаться не с реальными предметами, а с акциями, заменяющими эти предметы.

Виртуализация общественной жизни - замена реальных вещей их информационными моделями в информационном обществе становится всеобщим явлением и др.

Именно с этими особенностями современного общества приходится сталкиваться выпускнику детского дома, поэтому процесс их социализации, формируемой в рамках детского дома, должен быть адекватным «ответом» на «вызовы» (по терминологии А.Тойнби) современного информационного общества.

Эти «вызовы» непосредственно связаны с основными свойствами информации, а также с ее преобразованием и передачей. К важнейшим из них, на мой взгляд, относятся следующие.

  1. В современном социуме наблюдается исключительно большое разнообразие форм представления информации, в то время как ее содержательный, семантический аспект более однообразен («чем больше информации, тем меньше смысла», - заметил по этому поводу А. Кончаловский).
  2. Интенсивность информационных потоков «большого» информационного общества значительно превосходит возможности всех совокупных информационных каналов человека. Поэтому, воздействие на человека недозированной информации может оказаться подобно шоку.
  3. Современное информационное общество сочетает в себе «открытость» (по К.Попперу) с фрагментами «закрытости» отдельных сообществ. Причем критерием такой «закрытости», как правило, выступает большая информированность (в данном вопросе) членов сообщества.
  4. Эффективность деятельности человека, в частности, информационной деятельности, в значительной степени зависит от диалектики между узко специализированны подходом, при котором развиваются профессионально - значимые навыки и глобальной оценкой результатов своей деятельности.

Процесс социализации учащихся в информационном обществе с необходимостью должен учитывать эти свойства.

Литература

  1. С.А.Бешенков, Е.А.Ракитина Моделирование и формализация. М.Бином. Лаборатория знаний, 2002
  2. И.И. Трубина, Э.В. Миндзаева, О.А. Данько. Социализация учащихся в современном информационном обществе. // Проблемы социализации детей, нуждающихся в продержке государства, и опыт их преодоления [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 20-21 октября 2010 года: в 2 ч. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. - 335 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы социализации воспитанников в Детском доме.

Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание. Государство, строившее свою экономику, культуру, образование на приказных методах, на принципе планирования заданий «сверху», требовало жёсткого ...

Развитие личностных качеств воспитанников для успешной социализации в условиях современного общества

Представлены фотографии самостоятельных работ  слабовидящих и незрячих воспитанников, демонстрирующие приобретенные навыки в изготовлении аксессуаров для одежды в технике макраме....

Проблемы социализации подростков в современном обществе.

Социализации — это процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Структурные группы или окружения, в которых протекают ...

«Гражданско-патриотическое воспитание детей, как средство социализации личности в современном обществе»

Патриотическое воспитание  основано на  статьях Конституции РФ, Законе Российской Федерации «Об             образовании в Ро...

Выступление на педагогическом совете с темой "Влияние семьи и школы на социализацию индивида в современном обществе"

Доклад на педагогическиский совет «Влияние семьи и школы на социализацию индивида в современном обществе»...