Самообразование.
статья на тему

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием?

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. 

        Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь. 

        Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

        В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

        Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. 

        Для своей работы я выбрала две темы: одна – как учитель математики, другая - как классный руководитель. Определила для себя цели и задачи, составила план работы.

        Процесс самообразования стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Понятно, что решение основных задач в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников – главных исполнителей требований ФГОС. Не все работники, в том числе и я на тот момент в одинаковой мере были подготовлены к внедрению стандартов и обучению учащихся по новым технологиям. Недостаточна ещё была мотивация, отсутствовала система контроля за правильным внедрением новых стандартов. Ясно было одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты. В результате я выбрала следующую тему по самообразованию «Формирование УУД (регулятивных) на уроках математики». Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся.

        В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном  предотвращении или обнаружении уже совершённых ошибок.

Решая эту задачу (2 год работы над темой), я рассмотрела понятие регулятивные универсальные учебные  действия. Они обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

-  целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-  волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Я рассмотрела возможности развития самоконтроля школьников на уроках математики и пришла к выводу, что математика  способствует формированию самоконтроля у детей. Подобрала систему заданий, направленных на формирование самоконтроля Подбираю диагностику определения уровня сформированности самоконтроля у обучающихся.

Решив все эти задачи, я планирую достигнуть поставленной цели – повысить качество знаний учащихся по математике.

Современные информационные технологии призваны помочь нам ориентироваться в бесконечном потоке информации, и, самое главное, экономить драгоценное время. Поэтому любой современный учитель, классный руководитель должен владеть компьютерной грамотностью.

        Освоив компьютер и компьютерные программы, классный руководитель владеет мощным инструментом, который помогает ему провести интересный классный час, внеклассное мероприятие и не только, а сколько приходится оформлять документаций, баз данных на детей, родителей, мониторингов, диагностик, диаграмм.

        В организации воспитательной работы я использую ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий на различные темы. Использую Интернет для самообразования, расширения кругозора. Владение электронной почтой помогает поддерживать общение. Появилась возможность для классного руководителя как участие в Интернет – конкурсах, дистанционных олимпиадах. Размещаю свои разработки на персональном сайте. Неоценима помощь компьютера в работе над проектами. Создала для себя электронную копилку (диск с презентациями к классным часам и беседам). Начала работу над созданием персонального сайта класса. Планирую размещать на нем не только полезную информацию для учащихся и их родителей, но и результаты деятельности класса (грамоты за внеклассные мероприятия, а также  грамоты за олимпиады).

        Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...