Нравственно-этическое воспитание несовершеннолетних.
рабочая программа на тему

Ягудина Сания Минсаитовна

Дополнительная образовательная программа

«Школа этикета»

по формированию нравственных норм поведения

для детей младшего школьного возраста,

попавших в сложную жизненную ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovat._progr.docx80.23 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка _________________________________________3-12

1.1. Актуальность и значимость_____________________________3-4

1.2. Цель и задачи программы ______________________________4-5

1.3. Особенности содержания программы ____________________6-7

1.4. Педагогическая целесообразность _______________________7-8

1.5. Режим проведения занятий_____________________________8-9

1.6. Методы реализации  программы _______________________9-12

1.7. Планируемые результаты освоения программы__________12-14

2. Учебно-тематический план ____________________________________14-16

3. Содержание программы   ______________________________________16-23

4. Методическое обеспечение программы   _________________________23-24

5. Список литературы и интернет-ресурсов_________________________25-28

1. Пояснительная записка

В современном российском обществе одной из наиболее актуальных проблем является проблема воспитания молодого поколения, которое будет определять «лицо» общества будущего. Воспитательный идеал в начале 21 века претерпел определенные изменения, но по сути своей остался прежним.

1.1. Актуальность и значимость.

Проблема нравственного развития личности всегда была одной из актуальных проблем воспитания и образования. И этот факт не случаен. На крутых поворотах истории, вместе с устоями старого общества рушился этикет, создавались новые демократические формы общения между людьми. Отсутствие чётких нравственных ориентиров, снижение уровня духовной культуры - всё это реальность, которая окружает современных детей. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план.

Современное общество нуждается в возрождении и развитии  нравственно-этической культуры. Не только образованным, но и интеллигентным должен быть наш современник.

Обострение  социально-экономических отношений, расслоение общества, нестабильность экономики вызывают как социальные, так и психологические проблемы, меняя внутренние ощущения и поведение современного человека. Вследствие этого меняется и мир детства, который в настоящее время нельзя назвать благополучным. Большинство детей имеют психологические проблемы, связанные с социальными условиями, семейными неурядицами, школьными перегрузками, сложностями в общении. Дети зачастую окружены виртуальной, агрессивной средой.

Программа «Школа этикета» имеет социально-педагогическую направленность. Она направлена на формирование основ нравственности и этической культуры. Основная задача -  включение  каждого обучающегося в последовательный процесс осознания, усвоение норм нравственной жизни людей, приобщение к этим нормам.  Программа представляет собой непрерывную нить содержательно выверенной канвы диалога детей и педагога, при котором голос каждого значим и слышим. 

Данная программа разработана для детей с 6 до 10 лет, находящихся в социально-реабилитационном центре. Она может быть использована как педагогами дополнительного образования, так и учителями начального звена. Программа в рамках системы дополнительного образования актуальна, должна способствовать развитию индивидуальных способностей, интересов и личностных качеств каждого ребёнка, запуску  механизмов саморазвития для дальнейшей самореализации.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: развитие нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Задачи программы.

Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:

Образовательные:

-способствовать формированию у обучающихся основных этических понятий (этика, этикет, нравственность, совесть и т. д);

-знакомить с правилами вежливого поведения: правилами красивых манер, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома;

-формирование таких личностных качеств и свойств, как внимание и уважение к людям, доброта и милосердие, тактичность и скромность, вежливость и деликатность;

-приобщать детей к богатому наследию человеческой культуры и дать понятия многообразия человеческих отношений;

-знакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.

Воспитательные:

-воспитывать стремления быть порядочными людьми;

-воспитывать нравственное сознание, прочные нравственные убеждения;

-воспитывать навыки и привычки  к социально одобряемому поведению в семье, школе, в общественных местах;

-воспитывать моральные качества;

-выработка навыков культурного поведения в разных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой, общения).

Развивающие:

-способствовать развитию индивидуальных способностей и интересов;

-способствовать развитию личностных качеств у детей: культура мышления, ответственность, гуманность, чувства собственного достоинства, самоуважение;

-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

-развивать у обучающихся  навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми;

-способствовать развитию эстетических чувств и потребностей.

Определение цели, задач и содержания обучения по данной программе

строится на основе следующих  важнейших принципов: сочетание

коллективных и индивидуальных форм деятельности; учёта возрастных

психолого-физиологических особенностей детей; системности и

последовательности; связи теории с практикой;  доступности; наглядности;

добровольности; многообразия форм образовательно-воспитательного

процесса; межпредметных связей.

При реализации программы используется спиральный принцип построения программы, который предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой.

1.3. Особенности содержания программы

Теоретической базой  программы  стали труды ведущих философов, эстетов и педагогов современности А. Шемшуриной, Ш. Амонашвили, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И. Курочкиной, И. Они и др., а также законодательно-правовые документы Российской Федерации:

-Конституция Российской Федерации;

-Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 27.12.2012 года;

-Проект межведомственной программы развития дополнительного образования до 2020 года;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 года,№ 1008 «Об  утверждении порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».  

Настоящая программа является комплексной, она рассчитана на 6 месяцев обучения, предназначена  для детей от 6 до 10 лет.

Программа «Школа этикета»  содержит обширный комплекс знаний о правилах хорошего тона: как следует знакомиться и приветствовать, как красиво вести беседу и делать комплименты, посылать приглашения, дарить и получать подарки, как правильно вести беседу по телефону, вести себя в общественных местах и др.

Данная программа  построена на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:

- этический курс теоретико-практических занятий, построенный на принципах диалогового взаимодействия педагога с обучающимися, о сущности и ценностных смыслах нравственной сферы жизнедеятельности человека;

- повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», основанная на доброжелательности и уважении в отношениях с окружающими. Значение этического заряда заключается в организации доброжелательного климата взаимоотношений в детском коллективе;

- общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью – организация разностороннего общения, взаимодействия обучающихся, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии (участие в мероприятиях).

Такого рода деятельность направлена на познание другого человека и самого себя: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать их.

Программа курса не стабильна, вариативна. Она может и должна корректироваться (по тематике и содержанию, формам занятий и их методике) в зависимости от задач воспитания, специфики группы, возрастных особенностей отдельных обучающихся.

Предполагается, постепенное и последовательное углубление знаний, навыков и умений, обучающихся от элементарных правил поведения к осмыслению, осознанию и усвоению норм нравственности, определяемых ими, правил культуры поведения. Занятия строятся так, чтобы обучающиеся  изо дня в день утверждались в необходимости следовать нравственным нормам отношений, испытывали чувство удовлетворенности и самоуважения, видя нравственный результат своих усилий.

1.4. Педагогическая целесообразность.

Программа составлена с учетом  возрастных особенностей детей.

В работе с младшими школьниками преобладают следующие методы работы: ролевые игры, театрализованные представления, игровые приемы и упражнения, чтение и анализ детской литературы, пословиц и поговорок и т.д. Так же используются такие формы как дискуссия, «мозговой штурм», элементы тренинга, этические диалоги.

Занятия по этикету становятся своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте. Программа позволяет выстроить действенный воспитывающий диалог, пробуждающий желание самосовершенствоваться; развивает коммуникабельность и толерантность. Углубление обучающихся  в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, задуматься о нравственной ценности совершённого поступка, подводя каждого к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.

Занятия по программе «Школа этикета » создают благоприятную обстановку для формирования личности как субъекта деятельности и отношений.

1.5. Режим проведения занятий.

Обучение по программе рассчитана на 6 месяцев обучения, в количестве 72 часов, для детей от 6 до 10 лет. Занятия для группы проводятся 3 раза в неделю по 1 часу. Занятия проводятся как теоретические, так и практические.

Основными формами организации занятий по программе являются:

групповая, коллективная, индивидуальная.

Формы проведения занятий:

-круглый стол

-экскурсия

-беседа

-диспут

-открытый микрофон

-конкурс

-коллективное творческое дело

-ролевая игра

-элементы тренинга

-тестирование

-массовое мероприятие

-видео-занятия и др.

1.6 Методы реализации  программы

Образовательно-воспитательный процесс базируется на получении

теоретических знаний этикета, правил хорошего тона, а также на формировании нравственных понятий. Дети приобретают  практические умения через обыгрывание этических ситуаций, проведение различных эстетических игр, праздников, тренингов. Такие формы позволяют быстрее

познавать материал, делать выводы. При этом педагогу следует помнить, что

чем ярче воздействие, тем эффективнее результат.

Наряду с  традиционными  формами организации занятий, такими как беседа, дискуссия, экскурсия, программой предусмотрены и нетрадиционные:  интегрированные занятия, основанные на межпредметных

связях (тренинги знакомства, общения, эрудиции;  аукцион знаний; игра-путешествие; занятие-игра; сказка; конкурс; викторина; турнир; творческая встреча; праздник; фестиваль; урок-тест и т.д.).

При реализации программы используются различные методы обучения:

словесные (лекции, беседы, рассказ, чтение, диалог);

метод наблюдения;

метод проблемного обучения (проблемное изложение материала, постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемной ситуации, вопросов; самостоятельный поиск обучающимися ответа на поставленную тему);

наглядные (наглядные материалы: фотосюжеты, книги, репродукции картин, картины, рисунки, плакаты, демонстрационные материалы: предметы, видеоматериалы, мультимедиа и т.д.);

методы организации деятельности и формирования опыта поведения учащихся (поручение, игра, тренинг, упражнение, КТД,  экскурсии, проектная деятельность  и др.),

игровой метод (ролевые игры, подвижные, познавательные, дидактические и т.д.);

метод проведения занятия с использованием средств искусства (изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр);

психологические и социологические методы (анкетирование, создание и решение различных ситуаций, деловая игра);

проектные и проектно-конструкторские методы обучения (создание сувениров, подарков и т.д.);

практические (обыгрывание различных этических ситуаций, постановка минисценок,  выполнение творческих заданий, письменных работ, проведение различных праздников: «Рыцарский турнир», «Звѐздный час вежливости»).

Используемые методы обучения реализуются посредством  различных средств, например:

предметными  -  для полноты восприятия образовательный процесс проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;

практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание;

интеллектуальными:  логика, воображение, интуиция, мышечная память, внимание;

эмоциональными: переживание, представление, интерес.

Рациональное  применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы.

Организация занятий предполагает активное участие всех детей, так как используются различные формы их проведения: индивидуальные, групповые и коллективные, но с преобладанием групповых занятий.

Программа предполагает включение воспитанников в различные виды творческой деятельности: театральную, музыкальную, поисковую.

Каждое занятие комплексное. Методика построения занятий как бы вытекает из повседневной жизни ребёнка, вопросов, которые его волнуют и с которыми он сталкивается ежедневно. В занятия всегда включается элемент новизны. Применение различных форм и методов дает возможность педагогу постоянно наблюдать, изучать и индивидуально корректировать: нравственные понятия детей, понятия, относящиеся к общечеловеческим ценностям; природные способности и творческое воображение ребят; языковые и литературные возможности детей; взаимоотношения в коллективе.

Роль педагога состоит главным образом в создании благоприятного психологического климата в группе, способствующего выполнению поставленных задач.

Достижение поставленной цели педагогом возможно при активном использовании межпредметных интеграционных связей, например: литература (использование произведений на этическую, нравственную тематику); фольклор (сказки, частушки, пословицы); культура и искусство (театральные сценки, изготовление подарков, сувениров и т. д.); русский язык (культура речи, использование словарей, правильное произношение и др.); философия и психология (знакомство с историей возникновения этической мысли, тесты, анкеты и др.).

В процессе занятий педагогу важно обращать внимание обучающихся на нравственную сторону поступка, желание дать ему моральную оценку и получить оценку окружающих. Особое внимание должно уделяться расширению активного словаря ребенка.

Необходимым условием реализации данной программы является осуществление совместной работы ребёнка, родителя и педагога, их тесное сотрудничество.

Для работы  с родителями предусматривается проведение родительских лекторий, индивидуальных бесед, дней открытых дверей, совместных занятий, участие родителей в праздниках, конкурсах, оформление стендов для родителей, анкетирование родителей. Все это помогает родителям лучше узнать внутренний мир своих детей, а также оказывает практическую помощь в создании гармоничных отношений в семье.

За период обучения воспитанники получают определенный объем знаний и умений. Для оценки результативности занятий применяется  входной, текущий и итоговый контроль.

1.7. Планируемые результаты освоения программы.

В результате прохождения программы предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – дети должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение воспитанников к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса и группы, то есть  дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
  2. Воспитанники должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его  достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами социального и  образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и учреждения, бережное отношение к ним.

Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика:
  • нравственной самооценки;
  • этики поведения;
  • отношения к жизненным ценностям;
  • нравственной мотивации.
  1. Анкетирование учащихся и родителей

2. Учебно-тематический план.

п\п

Темы

Общее

кол-во

часов

теория

практика

1.

Этикет

11

7

4

Входная диагностика

1

1

1. Что такое «этикет»?

1

1

2. Сказка об этикете.

2

1

1

3. Приветствуем друг друга.

2

1

1

4. Воспитанный человек – это…

2

1

1

5. Давайте познакомимся.

1

1

6. Встречают по одёжке.

2

1

1

2.

Этика общения.

14

6

8

1. Культура общения.

 2

1

1

2. Волшебные слова.

 2

1

1

3. Язык, мимика, жесты.

 2

1

1

4. Да здравствует вежливость!

 2

1

1

5. Правила общения с окружающими.

 1

1

6. Беседа по телефону.

1

1

7. Пишем письма.

1

1

8. В царстве вежливости и доброты.

2

1

1

9. Итоговое

1

1

3.

Этика взаимоотношений

19

9

10

1. «Золотое правило нравственности»

2

1

1

2. И я могу быть волшебником.

2

1

1

3. Вежливый отказ.

 2

1

1

4. Поведение дома.

 2

1

1

5. Как вести себя в гостях.

 3

1

2

6. Правила приличия в житейских ситуациях.

1

1

7. Старших надо уважать.

2

1

1

8. Девочки и мальчики.

2

1

1

9. Дружбой нужно дорожить

2

1

1

10. Итоговое

1

1

4.

Этикет поведения в общественных местах

16

 9

 8

1. Я иду по улице.

 2

1

1

2. Правила поведения в столовой

 2

1

1

3. Обязанности пассажира.

 2

1

1

4. Школьный этикет

 2

1

1

5. Правила поведения в библиотеке.

2

1

1

6. Мы идём в театр.

2

1

1

7. В поликлинике.

2

1

1

8. В музее.

1

1

9. Итоговое

1

1

5.

Этика отношений в коллективе.

10

5

5

1. Коллектив начинается с меня.

2

1

1

2. Если радость на всех одна

2

1

1

3. Мой класс - мои друзья

2

1

1

4. Самолюб никому не люб.

1

1

5. Подарок коллективу.

1

1

6.

Итоговое занятие.

2

1

1

Итог:

72

38

34

3. Содержание программы.

Раздел ЭТИКЕТ

Цель:

-расширить знания о понятии «Этикет» и его содержании.

Задачи:

-углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни;

-разнообразить практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм.

Понятия, которые должны усвоить дети: этикетные нормы поведения. Речевой этикет. Повседневный этикет. Хорошие манеры.

Темы раздела:

1. Что такое «этикет»?

Происхождение понятия “этикет”. Виды этикета. Аспекты этикета. Значение этикета в прошлом столетии. Роль этикета в настоящее время. Назначение этикетных норм этикета.

2. Сказка об этикете.

Обучение правилам этикета через сказки. Правила вежливости из волшебной книги короля Этикета.

3. Приветствуем друг друга.

Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.

4. Давайте познакомимся.

Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку.

5. Воспитанный человек – это…

Беседа о воспитанности. Помочь детям понять, «что значит быть

воспитанным». Рассматривание понятий: «культурный», «сдержанный», «тактичный», «вежливый».

6. Встречают по одёжке

Назначение одежды; стили одежды; простые правила выбора одежды в различных ситуациях; цветовое решение в одежде, правила аккуратности.

Раздел ЭТИКА ОБЩЕНИЯ

Цель:

- расширить у учащихся знания о нормах воспитанности, совершенствовать навыки культурного поведения, общения с окружающими.

Задачи:

-совершенствовать знания учащихся в области этики общения;

-активизировать практику общения, применения этических норм поведения

Понятия:

внимательность, снисходительность, доброжелательность, заботливость, зависть, грубость, жестокость, сочувствие; этические компоненты словосочетаний: добрый поступок, этичность в общении.

Темы раздела:

1. Культура общения.

Формулы речевого этикета, умение пользоваться ими в своем речевом поведении. Формулирование правил речевого поведения; разыгрывание ситуаций по культуре общения.

2. Волшебные слова.

Формирование потребности употреблять в речи вежливые слова.

Знакомство с «волшебными словами на основе литературных произведений. Решение задач по этикету.

3. Язык, мимика, жесты.

Формирование навыков и привычек, облегчающих установление контактов в общении, создание атмосферы доверия.

4. Да здравствует вежливость!

Формирование у учащихся ценностной ориентации, способности формулирования нравственных суждений; составление словаря наиболее часто употребляемых в общении «вежливых слов»

5. Правила общения с окружающими.

Нравственные правила общения.

Формулирование правил общения с окружающими.

6. Беседа по телефону.

Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.

7. Пишем письма.

Письмо – средство связи и общения между людьми. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа.

8. В царстве вежливости и доброты.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

9. Итоговое занятие.

Раздел ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Цель:

- сформировать опыт человеческих взаимоотношений, создать условия для применения накопленных знаний;

- совершенствовать опыт поведения и проявления доброжелательности к окружающим людям.

Задачи:

- совершенствовать знания учащихся в области человеческих взаимоотношений;

- совершенствовать практику этического поведения учащихся в отношениях к людям, природе, окружающей действительности;

-обогащать понятийный аппарат учащихся.

Понятия, которые должны усвоить учащиеся: добро, доверие, дружба, культура, вежливость.

Темы раздела:

1. «Золотое правило нравственности»

Смысл понятий беспорочность и добродетель в «золотом правиле нравственности, знакомство с «золотым правилом» в древней этике, Библии, народной мудрости.

2. И я могу быть волшебником.

Человеческие отношения в обществе, нормы нравственности, правила культуры. Решение задач по этикету; анализ поведения  литературных героев.

3. Вежливый отказ.

Употребление в речи вежливых форм отказа в просьбе, в приглашении. Решение задач по этике; формулирование правил  отказа в просьбе и приглашении.

4. Поведение дома.

Воспитание навыков и привычек культуры поведения дома; уважение к старшим, формирование привычки внимательного доброго отношения к людям.

5. Как вести себя в гостях.

История хороших манер; правила поведения в гостях; правила как надо дарить подарки; решение ситуативных задач.

6. Правила приличия в житейских ситуациях.

Обыгрывание житейских ситуаций; блицтурнир.

7. Старших надо уважать.

Навыки поведения с взрослыми,  уважение к старшим.

8. Девочки и мальчики.

Важности взаимного уважения в отношениях между мальчиками и девочками

9. Дружбой нужно дорожить

Раскрытие сущности понятия «дружба».

Качества, которыми  должен обладать настоящий друг, роль друзей  в нашей жизни.

10. Итоговое занятие.

Раздел ЭТИКЕТ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ.

Цель:

-расширить и углубить понятия этикета поведения в общественных местах, сформировать опыт , создать условия для применения накопленных знаний. Задачи:

-совершенствовать знания учащихся в области поведения в общественных местах;

-обогащать понятийный аппарат учащихся.

Понятия:

вежливость и тактичность, галантность, предупредительность и доброжелательность, деликатность и внимательность.

В данном разделе программы учащиеся рассматривают правила ежедневного поведения в общественных местах, таких как в кино, театре, в библиотеке и т. д., узнают особенности поведения в том или ином месте, решают этические задачи. 

Темы раздела.

1. Я иду по улице.

Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице.

2. Правила поведения в столовой.

Правила поведения в столовой, прорабатывание правил хорошего тона за столом.

3. Обязанности пассажира.

Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения.

4.. Школьный этикет.

Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину.  

5. Правила поведения в библиотеке.

Формулирование правил поведения в библиотеке на основе знаний и умений учащихся.

6. Мы идём в театр.

Правила поведения в театре; обсуждение поведение героев рассказа              Н. Носова «Замазка», изготовление программы и билеты на спектакль.

7. В поликлинике.

Правила поведения в поликлинике, на приёме у врача, обыгрывание ситуаций.

8. В музее.

Формулирование правил поведений в музее, решение этических задач.

9. Итоговое занятие.

Раздел ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.

Цель:

-расширить и углубить понятия коллективизма, сформировать опыт коллективных отношений, создать условия для применения накопленных знаний.

Задачи:

-совершенствовать знания учащихся в области коллективных отношений;

-обогащать понятийный аппарат учащихся.

Понятия, которые должны усвоить учащиеся: коллектив, коллективизм , товарищество, дружба , симпатия, уважение, единомышленник ,рыцарь. Темы раздела:

1. Коллектив начинается с меня.

Формирование  устойчивого стремления к сотрудничеству, совместной деятельности в группе.

2. Если радость на всех одна.

Создание доброжелательной психологической атмосферы, развитие коммуникативной культуры.

3. Мой класс - мои друзья.

Формирование  навыков совместной деятельности, подчинения законам коллективной деятельности, подчинения законам коллектива, нахождения в нем своего места.

4. Самолюб никому не люб.

Формирование чувства товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам.

5. Подарок коллективу.

Умение работать в группе, находить решение коллективно.

Итоговые занятия.

Включают в себя: собеседование, тест, диагностику.

Ожидаемые результаты:

-расширение этического кругозора учащихся;

-владение элементарными навыками культурного поведения, понятиями «этикет», «вежливость», «хорошие манеры», «доброта», «дружба»;

-владение знаниями о нормах воспитанности;

-применение навыков культурного поведения и проявления доброжелательности к окружающим людям.

4. Методическое обеспечение программы.

Раздел, тема

Форма занятий

Приемы, методы организации образовательной деятельности

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

1.

Этикет

Групповая:

7 теоретических

4 практических

Словесные, наглядные, практические, икт-технологии.

Рассказ, беседа, диалог, сюжетно-ролевые игры, прием «лови ошибку», театрализация, инсценировка, анализ ситуаций, показ видеороликов, мультфильмов.

Мет. разработка,

Пособие И.Н. Курочкиной «Путешествие в страну хороших манер»,

Мультипликационные уроки хорошего

поведения тетушки Совы,

Уроки радионяни, уроки на телеканале Бибигон, видеролик

Компьютер экран,  мульти

медиа

проектор, электронный носитель, активная колонка

2.

Этика общения

Групповая:

7 теоретических

8 практических

Словесные, наглядные, практические, икт-технологии.

Рассказ, беседа, диалог, сюжетно-ролевые игры, прием «лови ошибку», театрализация, инсценировка, анализ ситуаций, показ видеороликов, мультфильмов, положительная оценка поведения, одобрение , похвала

Мет .разработка,

Мультипликационные уроки хорошего поведения тетушки Совы, (диск)

 уроки радионяни, уроки на телеканале Бибигон, видеофильм

Компьютер экран,  мульти

медиа

проектор, электронный носитель, активная колонка

3.

Этика взаимоотношений

Групповая

11теоретических

10 практических

Рассказ,  беседа, диалог, сюжетно-ролевые игры, прием «лови ошибку», театрализация, инсценировка, анализ ситуаций, показ видеороликов,  мультфильмов, положительная оценка поведения

Мет. разработка,

Мультипликационные уроки хорошего поведения тетушки Совы , (диск)

уроки радионяни, уроки на телеканале Бибигон, видеофильм

Компьютер экран,  мульти

медиа

проектор, электронный носитель, активная колонка

4.

Этикет поведения в общественных

 местах

Групповая , индивидуальная .

8 теоретических,

7 практических

(посещение театра, кинотеатра, библиотеки)

Словесные, наглядные, практические, икт-технологии,

рассказ,  беседа, диалог, прием «лови ошибку», , показ видеороликов,  положительная оценка поведения.

Сюжетно-ролевое занятие «Мы идем в гости»

Мет. разработка,

Пособие «Мое жизнетворчество» В.Н. Ковальчука,

Е.В. Иванковой

Компьютер экран,  мульти

медиа

проектор, электронный носитель, активная колонка

5.

 Этика отношений в коллективе

Групповая

5 теоретических

5 практических

Словесные, наглядные, практические, икт-технологии,

рассказ,  беседа, диалог, сюжетно-ролевые игры, прием «лови ошибку», театрализация, инсценировка, анализ ситуаций, показ видеороликов,  мультфильмов, положительная оценка поведения

Мет. разработка, Пособие И.Н. Курочкиной «Путешествие в страну хороших манер» ,

Мультипликационные уроки хорошего

поведения тетушки Совы

Пособие «Мое жизнетворчество» В.Н. Ковальчука,

Е.В. Иванковой

Компьютер экран,  мульти

медиа

проектор, электронный носитель, активная колонка

Список литературы и интернет-ресурсов.

Для воспитателя:

1.        Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

2.        Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

3.        Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

4.        Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.

5.          Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

6.        Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

7.        Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

8.        Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006

9.        Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.

10.         Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

11.        Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

12.        Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.

13.        Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.

14.        Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.

15.        Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

16.        Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.

17.        “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

18.        Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.

19.        Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

20.        Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.

21.        Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. -  М.: Школа-Пресс, 1999.

22.        Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

23.        Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.

24.        Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.

25.        Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

Интернет-ресурсы:

1.etiket.ru

2. ru.wikipedia.org/wiki/Этикет

3.etiquetterules.ru

4. koryazhma.ru/articles/etiket/

5. kedem.ru/etiket/

6. normaetiketa.ru

7.etiket.dljavseh.ru

8.sosed-domosed.ru/vse-pravila-etiket...

9.bookarchive.ru/jekonomika_pravo/jek...
10.status-nn.ru/prog4.html

11.ped-kopilka.ru/vs-ob-yetikete
12. etiquete.okis.ruк

13.etiket.dljavseh.ru/JEtiket/Istorija.

14.etyket.org.ua/ru/

15.liveinternet.ru/users/3874862/rubri...

16.dom-sovetik.ru/etiket/etiket.html

17.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publical..

18.uroki-online.com/beauty/style/1037-

19.uroki-online.com/beauty/style/1037-

Список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов  для детей и родителей.

1.        Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.

2.        Барто А.Л. В театре.

3.        Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.

4.        Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

5.        Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.

6.        Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.

7.        Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.

8.        Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

9.        Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

10.        Осеева В.А. Волшебное слово

11.        Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

12.        Русская народная сказка. Лиса и Журавль

13.        Сорокина Г.И., Сафонова И.В.  и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.

14.        Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.

Интернет-ресурсы

1.maaam.ru/detskijsad/konsultacija-dl...

2.wknigge.ru/pravila_dlya_roditelei.ht..

3.knigge.ru/pravila_dlya_roditelei.ht..

4.jetiket.ru/etiket-dlya-detej.html

5.ymbaby.ru/ethics/item/201-table-eth...

6. twirpx.com/file/806178/

7.zanimatika.narod.ru/Vospitanie_etik..

8.skyclipart.ru/tags/этикет

9.nas2.net/kak-priuchat-detej-k-etike...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"

Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отно...

Нравственно-этическое воспитание детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью

Одна из приоритетных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими умственную отсталость – их нравственно – этическое воспитание, формирование у них правильного поведения. Необходимость ...

Презентация "Нравственно-этические принципы и методы воспитания"

Можно скачать по ссылке ниже. https://yadi.sk/d/ABaWCXAqdMQyY...

Опыт работы в воспитании нравственно-этической личности в рамках реализации внеурочной деятельности по английскому языку в МОУ гимназии №1 "Юнона" г.Волгодонска Ростовской области.

В данном материале представлен опыт работы в  воспитании нравственно-этической личности в рамках реализации внеурочной деятельности по английскому языку в  гимназии №1 "Юнона" г.Волгодонска ...

Нравственно-этическое воспитание

Нравственность в наше время... Возможна ли она?...

Нравственно-этическое воспитание детей Предметом исследования этики является мораль - специфический способ ценностного познания и духовно-практического освоения человеком окружающего мира через призму добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д.

Предметом исследования этики является мораль - специфический способ ценностного познания и духовно-практического освоения человеком окружающего мира через призму добра и зла, справедливости и н...