Нравственно-этическое воспитание
учебно-методический материал на тему

Бурлакова Светлана Ивановна

Нравственность в наше время... Возможна ли она?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-eticheskoe_vospitanie.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное (этическое) воспитание

Нравственное воспитание – это систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно сообразных нравственных качеств. К ним относятся ответственность, гуманность, высокая культура поведения, понимание и стремление к сохранению общечеловеческих ценностей, выработка нравственных убеждений и привычек, высокая культура межнациональных отношений, патриотизм, устойчивость научного мировоззрения и т. д.

Часто в качестве синонима нравственности личности используют понятие морали.

Мораль – система норм, правил и требований, предъявляемых обществом к личности. Формирование нравственности – это перевод моральных норм, правил и требований в навыки и привычки. Мораль общества охватывает большое многообразие отношений человека к различным сферам жизни и деятельности: патриотические отношения, отношение к другим народам и их культуре, отношения к труду и продуктам труда, отношение к людям, отношение к себе.

Особенность нравственного воспитания заключается в том, что соблюдение моральных общественных норм и правил является делом добровольным, зависящим от внутренних мотивов и потребностей самого человека. Единственным наказанием за их несоблюдение может служить осуждение, неодобрение со стороны общества или отдельных ее членов, и здесь важна значимость для человека этих неодобрений, роль общественного мнения в его сознании. Нравственно воспитанный человек относится к обществу и общественному мнению как к определяющему фактору его поведения, так как ассоциирует себя с этим обществом и считает себя частью его, что обязывает его к соблюдению общественно принятых норм и правил поведения. Нравственно воспитанным человек становится лишь тогда, когда нормы и правила поведения, диктуемые обществом, становятся его собственными взглядами и убеждениями, а требования, предъявляемые к личности, становятся внутренними потребностями человека.

В настоящее время остро стоит задача возрождения общечеловеческих ценностей. Важнейшей из них является жизнь. В этой связи, уже начиная с младшего школьного возраста, следует воспитывать детей, учитывая их будущие родительские обязанности, то есть прививать понимание человеческой жизни как величайшей ценности, гуманное отношение к ней, понятие об ответственности за собственных детей, важность их здорового и полноценного роста и развития, бережное отношение к собственной жизни. Воспитывая детей, необходимо сформировать у них стойкое убеждение о том, что всякое покушение на здоровье и жизнь свою и других людей недопустимо. Основным правом человека является его право на жизнь.

Другой ценностью человечества является свобода. Большое значение имеет правильное понимание этого определения. Часто дети воспринимают право на свободу как вседозволенность, безнаказанность и отсутствие дисциплинированности. На самом деле свобода и дисциплина – неразделимые понятия, присущие демократическому обществу.

В младшем возрасте в этой связи необходимо делать акцент на послушание, но вместе с тем, стремиться, как можно быстрее превратить его в осознанное стремление к дисциплине и ответственности. Важно объяснять человеку смысл и значение нравственного воспитания. Моральные отношения возникают в процессе различной деятельности человека, поэтому, организовывая воспитательный процесс, нужно отдавать предпочтение разнообразной творческой, учебной, трудовой и других видов деятельности и выработке, посредством этой управления и регулировки этой деятельности, соответствующих личностно-этических качеств. В процессе воспитания хороший эффект имеет искусственное создание ситуаций, в которых ребенок может на практике ощутить негативные стороны плохого поведения, черствого отношения к людям, проявлений эгоизма и безответственности. Тогда ребенок начинает понимать и осознавать ценность нравственных качеств в реальной жизни, видеть в их формировании пользу для полноценной жизни и деятельности в обществе. Выбирая методы нравственного воспитания нужно, прежде всего, основываться на индивидуальных особенностях человека, конкретной ситуации, эмоциональном настрое в коллективе воспитанников. Важно следить за тем, чтобы воспитательный процесс не превратился в борьбу с негативными или слабыми сторонами воспитанников. Воспитание нравственности само должно быть нравственным, следуя гуманности, как определяющей лини отношений внутри воспитательного коллектива. Вырабатывая нравственные привычки, зачастую приходится избавляться от отрицательных с моральной точки зрения привычек. В этой связи стоит делать акцент не на том дурном, что есть в человеке, а на том хорошем, что может это дурное заменить, раскрывать перспективы воспитания, а не загонять в сознание собственной несостоятельности.

Нравственно - этическое воспитание детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.

Одна из приоритетных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими умственную отсталость – их нравственно – этическое воспитание, формирование у них правильного поведения. Необходимость социальной адаптации детей, общение со средой нормальных людей ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи нравственного воспитания умственно-отсталых детей, выработки у них общепринятых норм поведения. Тяжелая интеллектуальная недостаточность, личностная незрелость детей с умеренной,  тяжелой и глубокой умственной отсталостью и, связанные с ними, некритичность, внушаемость, податливость могут в неблагоприятных условиях привести к очень плохим результатам. Часто наблюдаемые у таких детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания. Эти отрицательные черты - обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий среды: беспорядок требований, плохой пример, не соблюдение режима дня. Поэтому для воспитания детей с умственной отсталостью так важна спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, четкость и систематичность требований – все что создает и закрепляет  у них необходимые привычки. Ведь  «Привычка – вторая натура…», как сказал Э. Сеген.

 У детей с умственной отсталостью необходимо воспитывать навыки культуры поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности; они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на общение, уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у таких детей жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения. Практика знает примеры хорошо воспитанных, с правильным поведением лиц даже с тяжелой умственной отсталостью. Не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, они, тем не менее благодаря выработанным у них твердым навыкам и привычкам следуют общепринятым в данном обществе нормам поведения, умеют общаться с людьми, не вызывая у них неприязненных чувств. Такое поведение детей с умственной отсталостью – результат огромной работы его воспитателей.

 В процессе воспитания ребенка с дефектом воспитатель должен организовать свою работу в русле основных видов его деятельности, т.к. «аффективные и познавательные компоненты, а также усвоенные формы и способы поведения» в конечном счете и образуют тот высший синтез, который, по словам Л.С Выготского, с «полным основанием должен быть назван личностью ребенка».

 Путь формирования личности ребенка пролегает через культурное развитие, основанное на употреблении знаков, их использование во внешней социальной форме, а затем и во внутренней. Для детей, имеющих отклонения в развитии, необходимо «создание обходных путей культурного развития ненормального ребенка» (Л.С.Выготский).

 Нарушения в развитии личности аномального ребенка наиболее удалены от основного (первичного) дефекта и поэтому эффективно преодолеваются при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе.

 В основе воспитания личности находится, прежде всего, работа по формированию мотивационной сферы, соподчиненности мотивов, которые и управляют поведением ребенка.

 Первоначальное выполнение требований воспитателя выступает лишь как средство поддержания с ним положительных отношений. Но поскольку одобрение, ласка, получаемые ребенком за хорошее поведение, приятны ему, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное.

Сформированность мотивационной сферы, возникающая соподчиненность мотивов придают определенную направленность всему поведению, различным видам деятельности: познавательной, игровой, изобразительной, трудовой и т.д. Ведь именно мотив определяет характер поведения ребенка, именно широкий диапазон мотивов способствует разнообразию видов деятельности, через которые и формируется личность.

Реально действующий мотив поведения - это положительная оценка взрослого и эмоциональный отклик на него ребенка. Именно желая быть «хорошим» в глазах близких людей, ребенок старается совершать хорошие поступки.

 Позже формируется представление о нормах отношения со сверстниками, с людьми в целом.

Одна из главных целей работы с особыми детьми - своевременное формирование нравственных понятий:

Что такое хорошо – что такое плохо,

Что есть добро, а что зло,

Что можно и что нельзя,

Что ты обязан делать, а что нет и т.д.

Понятие нравственно-этическое воспитание включает в себя такие основные темы:

«Вежливость и культура речи»

«Внимательность, точность, обязательность»

«Правила поведения на улице и в общественных местах»

«Поведение на природе»

«Правила поведения в школе-интернате»

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие.

В этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, поэтому на него необходимо постоянно обращать внимание детей. Уважение личности ребенка, понимание, дружелюбие и доверительность создают наилучшие условия для формирования этикетного поведения.

Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия:

- Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используют обращения по именам, похвалу, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.

- Пример взрослого, прежде всего воспитателя, няни.

- Единство требований всего персонала. Ведь общая цель всех сотрудников – хорошо воспитанный, культурный человек.

Основные способы педагогического воздействия на детей:

1.Приучение: детям дается определенный образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре со старшими или со сверстниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2.Упражнение: многократно повторять то или иное действие, например, правильно взять ложку в руку.

3. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, играть в настольную игру или смотреть мультфильмы.

4.Поощрение: проводится различными способами, активизирует детей к выбору правильного поведенческого шага.

5.Наказание: применяется крайне редко, осуждение воспитателем негативного поступка направлено на желание поступать хорошо.

6.Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим умственно отсталому ребенку. Им могут быть воспитатель, няня, знакомый взрослый, ребенок, герои сказок, рассказов, кино.

7.Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотаций. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8.Разъяснение: необходимо не только показать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.

9.Беседа: помогает выяснить уровень знания детьми норм и правил поведения. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

Еще одним важным аспектом работы с детьми есть стремление создать такую атмосферу общения, чтобы ребенок смог эмоционально сопереживать  всему тому, о чем идет речь на воспитательном занятии. Здесь надо руководствоваться тем, что нравственное  и эмоциональное для умственно отсталых детей всегда идут вместе.

 Освоение детьми морально - нравственных норм возможно только на эмоциональном уровне.  Если нам удалось тронуть душу умственно отсталого ребенка, всколыхнуть его чувства – он поймет, осознает и надолго запомнит то, что мы хотим  ему сказать.

Еще очень важно, чтобы весь режим школы-интерната, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует развитию духовного мира ребенка. Решая данные задачи, воспитатели создают благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств личности.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения.

       Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому.

       К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость.

       Не случайно все выдающиеся педагоги и мыслители (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.А Ухтомский, В.А.Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и другие) придавали первостепенное значение проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения. Сегодня эта проблема звучит все острее.

Актуальность этического образования школьников.

            Этика-наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический     опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры человека.

            Особое значение этики состоит в том, что именно в ней философское размышление переходит непосредственно в практику повседневного человеческого поведения, когда элементы мировоззрения становятся мотивами поступков.

            При недостатке этической информации воспитание идет ложными путями, учащиеся усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Они вынуждены заниматься как бы ложным самообразованием в рамках нравственно-этической сферы. При деморализации общества и регрессе гуманности, которые наблюдаются в российском обществе, проблема этического воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной.

Роль школы в решении проблемы этического воспитания школьников.

            Школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, если решение данной проблемы посчитает одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса. Учебно-воспитательный процесс школы - системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, а этическое воспитание должно стать его органичной составной частью.

            В таком случае именно в школе ребенок мог бы постигнуть важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении, подготовиться к жизни и развитию.

            Курс «Начала этики» (1-4 класс), авторы: Селевко Г.К., Курзина Т.Н.

            В своей воспитательной работе я опираюсь на курс «Начала этики» (1-4 класс), который является частью курса «Самосовершенствование личности».

          Цель курса: формирование у ребенка культуры человеческих отношений: культуры поведения, общения.

           Российский стандарт начального образования не включает этику как учебный предмет. Этика относится к числу факультативных занятий. Практически каждый урок этики - нетрадиционный.

Типы уроков этики.

Урок-сказка.

Урок-путешествие.

Урок-викторина.

Урок-КВН.

Урок-игра.

Урок-творчество.

Урок-спектакль.

Урок-деловая игра.

Урок-конкурс.

Интегрированный урок.

          Поэтому курс «Начала этики» авторов Селевко Г.К., Курзиной Т.Н. я интегрировала с предметом «Окружающий мир» и внеклассной работой (классные часы).

          Элементы этического воспитания присутствуют на каждом уроке учителя начальных классов, а также во внеклассной деятельности. Нравственно-этическое воспитание должно охватывать все области жизнедеятельности младшего школьника, включая свободное общение на улице и поведение в общественных местах.

          Младший школьник усваивает этические отношения на бессознательном уровне через связанные с ними эстетические переживания. Он вступает в отношения с красивым, доставляющим удовольствие, приятным для него и лишь затем оценивает его с нравственной точки зрения (доброты, совестливости). Поэтому в младшем школьном возрасте большое значение имеют эстетические, наглядные образы, предъявляемые ребенку.

            За два года мы побывали на спектаклях Сызранского драматического театра имени А.Толстого, посмотрели мультфильм в КРК «Улица», присутствовали на новогоднем представлении с просмотром спектакля во Дворце творчества, посетили выставку костюмов куклы Барби в Выставочном зале.

            Мы принимали участие в различных конкурсах поделок, конкурсах рисунков, участвовали в фестивале «Здоровье.Спорт.Творчество.»

           «Хорошо, если мы сумеем быть чуткими к тому, что завещало нам в художестве, в музыке, в слове и в совести прошлое, чтобы со своей стороны мы сумели быть художниками своей жизни, дабы в свою очередь передать красивое, значащее, совестливое слово тем, кто пойдет после нас». А.А Ухтомский

           Задача курса «Начала этики»:

- развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению, творческому отношению к собственной жизни.

            Этическое воспитание школьников способствует развитию их интеллектуальных чувств, чувств, связанных с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

           Проектная деятельность школьников дает возможности для развития творческих способностей. В начале 1 класса мы представили групповой социальный проект «С чего начинается Родина?» А в конце 1 класса на конференции «Вокруг тебя - мир» Святский Илья, Фатьянов Евгений, Щетинин Данила, Любченко Анастасия, Храпкова Анна защитили индивидуальные проекты. В этом году дети продолжили работу над проектами и готовятся к конференции.

            Особенно благоприятно для формирования этических представлений использование глубинных истоков народной педагогики с ее богатой палитрой форм эмоционального включения ребенка в процесс практического освоения нравственных норм жизнедеятельности через коллективные праздники, игры, фольклор, народные традиции. На базе нашей школы существует фольклорный ансамбль «Реченька», где дети имеют возможность реализовать свои творческие возможности. Хочется пожелать, чтобы таких коллективов было в школе как можно больше, чтобы каждый ребенок выбрал себе занятие по душе.

            Задача курса «Начала этики»:

- формировать положительную эмоциональную Я - концепцию: «Я нравлюсь», «Я способен», «Я защищен».

«Я нравлюсь»- чувство успеха, уверенность в общественном признании, в импонировании другим людям.

«Я способен»- уверенность совершить то или иное действие, осуществить намеченное.

«Я защищен»- чувство значимости, признания, защищенности в своем кругу общения.

               Совокупность этих трех элементов самоощущений создает Я - концепцию, которая способствует положительным проявлениям личности, успеху, прогрессу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"

Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отно...

Нравственно-этическое воспитание детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью

Одна из приоритетных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими умственную отсталость – их нравственно – этическое воспитание, формирование у них правильного поведения. Необходимость ...

Презентация "Нравственно-этические принципы и методы воспитания"

Можно скачать по ссылке ниже. https://yadi.sk/d/ABaWCXAqdMQyY...

Опыт работы в воспитании нравственно-этической личности в рамках реализации внеурочной деятельности по английскому языку в МОУ гимназии №1 "Юнона" г.Волгодонска Ростовской области.

В данном материале представлен опыт работы в  воспитании нравственно-этической личности в рамках реализации внеурочной деятельности по английскому языку в  гимназии №1 "Юнона" г.Волгодонска ...

Нравственно-этическое воспитание несовершеннолетних.

Дополнительная образовательная программа«Школа этикета»по формированию нравственных норм поведения для детей младшего школьного возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию....

Нравственно-этическое воспитание детей Предметом исследования этики является мораль - специфический способ ценностного познания и духовно-практического освоения человеком окружающего мира через призму добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д.

Предметом исследования этики является мораль - специфический способ ценностного познания и духовно-практического освоения человеком окружающего мира через призму добра и зла, справедливости и н...