Нравственно-этическое воспитание детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
материал по теме

Одна из приоритетных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими умственную отсталость – их нравственно – этическое воспитание, формирование у них правильного поведения. Необходимость социальной адаптации детей, общение в социуме, ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи нравственного воспитания умственно-отсталых детей, выработки у них общепринятых норм поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная школа-интернат VII – VIII вида»

Управление образования Администрации городского округа Электросталь Московской области

«Нравственно-этическое воспитание детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью»

Подготовил воспитатель:

Дмитриев Денис Владимирович

г.о. Электросталь

2013г

Нравственно - этическое воспитание детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.

Одна из приоритетных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими умственную отсталость – их нравственно – этическое воспитание, формирование у них правильного поведения. Необходимость социальной адаптации детей, общение в социуме, ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи нравственного воспитания умственно-отсталых детей, выработки у них общепринятых норм поведения. Тяжелая интеллектуальная недостаточность, личностная незрелость детей с умеренной,  тяжелой и глубокой умственной отсталостью и, связанные с ними, не критичность, внушаемость, податливость могут в неблагоприятных условиях привести к очень плохим результатам. Часто наблюдаемые у таких детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания. Эти отрицательные черты - обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий среды: беспорядок требований, плохой пример, не соблюдение режима дня. Поэтому для воспитания детей с умственной отсталостью так важна спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, четкость и систематичность требований – все что создает и закрепляет  у них необходимые привычки. Ведь  «Привычка – вторая натура…», как сказал Э. Сеген.  У детей с умственной отсталостью необходимо воспитывать навыки культуры поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности; они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на общение, уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у таких детей жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения. Практика знает примеры хорошо воспитанных, с правильным поведением лиц даже с тяжелой умственной отсталостью. Не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, они тем не менее благодаря выработанным у них твердым навыкам и привычкам следуют общепринятым в данном обществе нормам поведения, умеют общаться с людьми, не вызывая у них неприязненных чувств. Такое поведение детей с умственной отсталостью – результат огромной работы его воспитателей.
В процессе воспитания ребенка с дефектом воспитатель должен организовать свою работу в русле основных видов его деятельности, т.к. «аффективные и познавательные компоненты, а также усвоенные формы и способы поведения» в конечном счете и образуют тот высший синтез, который, по словам Л.С Выготского, с «полным основанием должен быть назван личностью ребенка».
Путь формирования личности ребенка пролегает через культурное развитие, основанное на употреблении знаков, их использование во внешней социальной форме, а затем и во внутренней. Для детей, имеющих отклонения в развитии, необходимо «создание обходных путей культурного развития ненормального ребенка» (Л.С.Выготский).
Нарушения в развитии личности ребенка наиболее удалены от основного (первичного) дефекта и поэтому эффективно преодолеваются при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе.
В основе воспитания личности находится, прежде всего, работа по формированию мотивационной сферы, соподчиненности мотивов, которые и управляют поведением ребенка.
Первоначальное выполнение требований воспитателя выступает лишь как средство поддержания с ним положительных отношений. Но поскольку одобрение, ласка, получаемые ребенком за хорошее поведение, приятны ему, постепенно  выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное.
Сформированность мотивационной сферы, возникающая соподчиненность мотивов придают определенную направленность всему поведению, различным видам деятельности: познавательной, игровой, изобразительной, трудовой и т.д. Ведь именно мотив определяет характер поведения ребенка, именно широкий диапазон мотивов способствует разнообразию видов деятельности, через которые и формируется личность.
Реально действующий мотив поведения - это положительная оценка взрослого и эмоциональный отклик на него ребенка. Именно желая быть «хорошим» в глазах близких людей, ребенок старается совершать хорошие поступки.
Позже формируется представление о нормах отношения со сверстниками, с людьми в целом.
Одна из главных целей работы с особыми детьми - своевременное формирование нравственных понятий:
Что такое хорошо – что такое плохо,
Что есть добро, а что зло,
Что можно и что нельзя,
Что ты обязан делать, а что нет и т.д.
Понятие нравственно-этическое воспитание включает в себя такие основные темы:
«Вежливость и культура речи»
«Внимательность, точность, обязательность»
«Правила поведения на улице и в общественных местах»
«Поведение на природе»
«Правила поведения в школе»
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие.
В этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, поэтому на него необходимо постоянно обращать внимание детей. Уважение личности ребенка, понимание, дружелюбие и доверительность создают наилучшие условия для формирования этикетного поведения.
Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия:
- Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используют обращения по именам, похвалу, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.
- Пример взрослого, прежде всего воспитателя.
- Единство требований всех педагогов школы. Ведь общая цель всех сотрудников – хорошо воспитанный, культурный человек.
Основные способы педагогического воздействия на детей:
1.Приучение: детям дается определенный образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре со старшими или со сверстниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2.Упражнение: многократно повторять то или иное действие, например, правильно взять ложку в руку.
3. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, играть в настольную игру или смотреть мультфильмы.
4.Поощрение: проводится различными способами, активизирует детей к выбору правильного поведенческого шага.
5.Наказание: применяется крайне редко, осуждение воспитателем негативного поступка направлено на желание поступать хорошо.
6.Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим умственно отсталому ребенку. Им могут быть воспитатель, няня, знакомый взрослый, ребенок, герои сказок, рассказов, кино.
7.Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотаций. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8.Разъяснение: необходимо не только показать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.
9.Беседа: помогает выяснить уровень знания детьми норм и правил поведения. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
Еще одним важным аспектом работы с детьми есть стремление создать такую атмосферу общения, чтобы ребенок смог эмоционально сопереживать  всему тому, о чем идет речь на воспитательном занятии. Здесь надо руководствоваться тем, что нравственное  и эмоциональное для умственно отсталых детей всегда идут вместе.
Освоение детьми морально - нравственных норм возможно только на эмоциональном уровне.  Если нам удалось тронуть душу умственно отсталого ребенка, всколыхнуть его чувства – он поймет, осознает и надолго запомнит то, что мы хотим  ему сказать.
Еще очень важно, чтобы весь режим школы, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует развитию духовного мира ребенка. Решая данные задачи, воспитатели, создают благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств личности.

Используемый материал: 


1. Актуальные проблемы функционирования и развития инновационных воспитательных систем: Межвузовский сборник научных трудов; [В.В. Полукаров, Е.А. Стародубов ]. – Пенза.,2001.
2. Бабайцева В.Ю. Личностно - ориентированная подготовка будущих учителей к воспитательной работе // Онтологический подход к развитию личности. - М., 2001.
3. Богуславский С.Р. Реальность воспитательной системы. // Творческий мир воспитания. - М., 2001.
4. Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы: [Характеристики форм воспитательной работы в школе и рекомендации по их проведению] // Воспитание школьников. - 2001.
5. Миронова Г.В. Инновационные подходы к организации воспитательной работы// Роль и место инновационных школ-интернатов в современной системе образования. Уфа, 2001
6. Полукаров В.В. Клубная деятельность в воспитательной системе школы // Актуальные проблемы функционирования и развития инновационных воспитательных систем. - Пенза, 2001.
7. Системный подход в воспитании и развитии поликультурной личности учащихся в условиях этнокультурного образовательного пространства. // Материалы областной научно – практической конференции. Караганда,2001.

8. Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи
9. А.С.Метелягина. Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности социальной адаптации детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимул...

Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Разрабатывая концепцию Рабочей тетради, ставила перед собой следующие задачи: - реализовать современные подходы к формированию у глубоко умственно отсталых обучающихся математических знаний и уме...

Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Геометричес

Рабочая тетрадь составлена в соответствие с программой по математике для глубоко умственно отсталых детей и общей концепции коррекционно-развивающего обучения. Данная часть рабочей тетради посвящена о...

Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая тетрадь составлена в соответствие с программой по математике для глубоко умственно отсталых детей и общей концепции коррекционно-развивающего обучения. Данная часть рабочей тетради посвящена о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множест

Рабочая программа составлена на основании  Положения о рабочей программе педа­гога, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС обучающихся с умственной отс...