эссе "Моя педагогическая философия"
статья на тему

В эссэ размышляю о нелегком педагогическом труде

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabota.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26»

                               ЭССЕ

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

                                       

                                       Выполнила учитель русского языка      

                                                                      и литературы МОУ «СОШ №26»

                                                                       Ромих Анжелика Эдуардовна

 

                                              г. Энгельс  

     

                                               2007 год

Со студенческих лет слова «педагогика» и «философия» увлекали мое сознание, заставляли о многом задуматься. Зачитываясь произведениями

В.А Сухомлинского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, цитируя понравившиеся, наиболее интересные места, я не совсем ясно представляла себя в роли воспитателя, наставника. Да, наверное, и не могла. Так высоки были для меня их познания в воспитании.

Мало-помалу с годами стала складываться собственная система взглядов, личные убеждения. Все это благодаря постоянному желанию анализировать причины, следствия и результаты поступков людей. Я не берусь давать советы другим учителям, но кое-какими мыслями хотела бы поделиться.

Я – человек, играющий множество ролей для необыкновенного зрителя, имя которому РЕБЕНОК. Человек, для которого ежедневное общение с РЕБЕНКОМ стало высокой духовной потребностью. Я – УЧИТЕЛЬ. Какова моя цель, когда я вхожу в класс? Кто я для своих учеников? Что ждут они от меня? Что я могу дать им сегодня? Эти и множество других вопросов требуют ответа каждый день, каждую минуту моего пребывания в школе.

Годы работы многому меня научили. Я убеждена в том, что можно по-разному трактовать цели и задачи педагогической деятельности, но этого правила стараюсь придерживаться всегда: делай свое дело так, чтобы потом не было стыдно за содеянное. Ведь я работаю с живыми людьми, а для этого нужны глубокие знания и интуиция.

Прочитав стихотворение Евгения Винокурова «Художник, воспитай ученика!», у меня возникли свои мысли. Я перефразировала некоторые слова. Вот что получилось:

Учитель, воспитай ученика!

    Сил не жалей его ученья ради,

         Пусть вслед твоей ведет его рука

   Каракули по линиям тетради.

           Пусть на тебя он взглянет свысока,

      Себя на миг считая за провидца.

Учитель, воспитай ученика,

        Чтоб было у кого потом учиться.

С чего же начать воспитание? Разумеется, прежде всего с себя. Главное – это творчество. Творчество во всем: в поведении, речи, поступках. Даже если хотите – творить добрую атмосферу вокруг себя. Личность яркая, неординарная, способная все время «гореть» живым огоньком и зажигать других, притягивает к себе, вызывает желание общаться, сотрудничать. Учитель-творец обязательно будет воспитывать подобные способности и у своих учеников, развивать у них целый комплекс качеств: умственной активности, стремления добывать знания самостоятельно и другие. Я бы это назвала творческим содружеством.  И основано оно должно быть на открытости, искренности.

 Немного из опыта общения с моими учениками.

                             

                                ЗАКОН ПЯТИ БУКВ.

«Д» - ДОВЕРИЕ. Уверенна в том, что настоящего учителя отличает способность сочувствия и сопереживания ученику. Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет – должна. Но это не стена и не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики – УВАЖЕНИЕ И ДОВЕРИЕ. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая преодолевать подъем по лестнице познания.

«О» - ОБЩНОСТЬ ИНТЕРЕСОВ. Способность возвращаться мыслью и чувством в детство. Именно эта способность открывает мне перспективы не формального, а глубокого личного общения со своими учениками.

«Б» - БЕССТРАШИЕ. Только за человеком, который верит в свои силы, пойдут ученики. Это очень трудно – быть для кого-то примером. Но для меня  важно принимать решение в трудной, зачастую конфликтной ситуации. И только вера в свои силы – залог успеха.

 Еще один из моментов моей деятельности – уметь признавать свои ошибки. А если нужно, извиняться за них перед учениками. Указывать на ошибки других, но не замечать своих – это не по справедливости.

«Р» - РАДОСТЬ. Это счастье, когда на уроках живет радость общения. Жизнерадостный учитель в наше время очень необходим. Мой личный оптимизм – это то, что может превратить процесс изложения и усвоения информации в праздник познания. Очень важно, чтобы ребенок, уходя домой, ждал новой встречи со мной и  с моим предметом.

«О» - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Каждый день, входя в свой класс, я беру на себя огромную ответственность за тот образ мыслей и чувств, с которыми покинут ученики мои уроки.

Из пяти простых букв получается то самое слово, без которого деятельность любого учителя невозможна, - ДОБРО. Именно оно определяет степень доверия учеников к учителю, делает возможным интересное общение и преодоление любых трудностей.

И по сей день веду тщательную работу по достижению главной цели моей деятельности – воспитание жизнелюбивых, честных и добрых людей.

Стремительно меняется время. Общество становится иным. Но непреложные истины: доброта, уважение, бескорыстие, большая любовь к детям – останутся для меня важными. А закон «души распахнутой» - основополагающим.          

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26»

Постижение образности художественного текста

                                                                      Выполнила учитель русского языка

                                                                       и литературы МОУ «СОШ №26»

                                                                       Ромих Анжелика Эдуардовна

                                          г. Энгельс

                                            2007 год

На уроках русского языка работе с художественным текстом, к сожалению, до сих пор уделяется мало внимания. А ведь это настолько интересно, полезно и увлекательно.

Язык художественной литературы – «это образный язык, располагающий исторически выработанной системой средств словесно-художественной изобразительности…язык, выделяющийся из других стилей литературного языка благодаря своеобразию образного применения речевых средств» (А.И. Ефимов).

Итак, существует специфический язык литературы, в котором закрепляется и выражается художественно-образная мысль. И изучать русский язык в отрыве от образца речи – литературного произведения – по-моему, нельзя. Познание в образах или, точнее говоря, образное постижение художественного текста не только возможно, но и закономерно. Хочу сказать о том, что при непосредственном восприятии художественного текста у школьника возникают индивидуальные представления и образы. Главная проблема – как совершить образно-смысловой обмен, создать на уроке такую обстановку, когда каждый ученик сможет сказать о личном восприятии. А те, кто затрудняется, должны получить необходимую помощь.

Художник слова рассчитывает на понимание со стороны читателя и ищет наиболее эффективные способы выражения своих мыслей, ощущений, чувств. Читатель должен научиться воспринимать словесно-художественные образы. Учитель – всегда посредник между учеником-читателем и текстом, за которым стоит его создатель – автор. Задачи учителя-филолога: научить видеть, обнаруживать выразительные средства языка и – не  разрушить целостное впечатление, чтобы ученик получил эстетическое удовольствие от прочитанного. Путь к этому – «двойное – аналитическое и синтетическое – прочтение художественного текста» (Н.М. Шанский). Оно влияет на восприятие окружающей действительности, дает возможность переживать и сопереживать, помогает  детям задуматься о вечных ценностях бытия. Кроме того, работа с художественным текстом способствует развитию ассоциативного мышления. Мы хотим научить детей красиво и правильно говорить, писать ярко и образно. Формирование этих навыков также начинается с восприятия художественного текста, умения его анализировать. Вероятно, кто-то скажет: «А как же орфографические навыки, которые мы должны прививать ученикам? Знания по основным разделам русского языка?» Параллельно с постижением образности художественного текста должна вестись работа по грамматике, орфографии, пунктуации, морфологии и так далее, что, конечно же, необходимо в работе над грамотностью. Любой учитель без труда сформулирует множество интересных заданий по этим разделам, и текст зазвучит по-новому.

С  V класса регулярно обращаюсь с учениками к художественным текстам в учебнике русского языка и к отрывкам из произведений, изучаемых на уроках литературы. Привлекаю как прозу, так и поэзию. Главное, чтобы это были образцовые тексты, чтобы больше звучало на уроках русского языка  классики. Не секрет, что дети сегодня мало читают. Такая работа способствует развитию читательских интересов у учащихся. Не забываю и о том, что текст, используемый в учебных целях, должен быть интересным, доступным, познавательным, соответствовал возрастным и учебным возможностям учащихся. Использую небольшие тексты. А вот заданий к ним много. Выполнение их помогает глубже понять содержание предложенного фрагмента. Наблюдение за выразительно-изобразительной стороной изучаемых явлений языка организую на обычных уроках через систему заданий, активизирующих внимание учащихся. Начинается такая работа с маленьких фрагментов. Художественное высказывание может восприниматься детьми на слух или зрительно. Выразительно читаю текст. Процесс восприятия формирую с помощью заданий-вопросов.  В своей практике использую упражнения учебника, дополняя их своими заданиями. Проиллюстрирую конкретными примерами. На уроках повторения изученного в начальных классах, говоря о составе слова, работаем с ребятами над упражнением №20 (Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.] – М. : Просвещение, 2007.)

Проплясали по снегам                                    У заснеженной реки,

Снежные метели.                                             В снежном переулке  

Снегири снеговикам                                        Звонко носятся снежки,

Песню просвистели.                                         Режут снег снегурки.  

 Задания:

1.Прослушайте текст. Какое настроение он создает?

2.Какое время года описывает поэт в этом отрывке?

После выполнения основного задания, данного в учебнике (Являются ли однокоренными выделенные слова? Почему вы так думаете?) Спрашиваю: «Случайно ли поэт С.В. Погореловский использует в своем стихотворении однокоренные слова?» (Дети делают выводы).  

Тема: «Правописание проверяемых гласных в корне слова»

Упражнение №33. Перед нами отрывок из произведения А.П. Платонова.

Наташа села и вз…ла на колени брата, укрыв руками его голову от ветра и д..ждя. Антошка приподнялся н…гами на коленях Наташи и посм…трел вокруг, терпеливо жмурясь от бури, от к…лосьев и в…дяных капель, бьющих его по л…цу. Он увидел черное, близкое, б..гущее небо, а ниже его неподвижно в…сели серые облака…

После выразительного прочтения даем заглавие тексту. Предлагаю учащимся следующие вопросы:

1.Как вы полагаете, какое время года описывает писатель?

2.По каким признакам вы догадались? (Находим с детьми ключевые слова «буря», «колосья», «бегущее небо»)

Объем анализа образной стороны текста сначала небольшой и специфичен для каждого отрывка.

Готовимся к диктанту по тексту упражнения №49.

В небе вспыхнул первый луч со…нца. Ночная тьма тихонько прячется в густой листве деревьев. Из-под камней выбегают зеленые ящерицы, они мигают сонными глазками. Сегодня будет жарко!

Над цветами кружатся золотые пчелы, жадно пьют сла…кий ме .. . Проснулись малиновки. Перья на их гру…ках окрашены в цвет утренней зари. В кустах порхают веселые чижи. Мелькают ласточки и стрижи  и звенят радос…но и счас…ливо. Хорошо иметь быстрые ле…кие крылья!

Параллельно проводится работа по постижению образности художественного текста:

1.Выбираем заголовок, из предложенных  в задании  - «Радостное  пробуждение».

2.Почему это заглавие более точно и ярко отражает содержание текста?

3.Какие слова точно, образно передают состояние радости в природе? (Дети называют слова, с помощью которых передается радость пробуждения птиц, насекомых: «ласточки и стрижи…звенят радостно и счастливо», «порхают веселые чижи»).

Так закладываются основы филологического взгляда на художественный текст. И чем богаче знания учеников о языковой природе эстетического эффекта, тем глубже их понимание художественного текста, тем сильнее проявляется способность к сопереживанию, настойчивее созревает и укрепляется потребность к речевому самосовершенствованию.

На уроках литературы ученики  V класса знакомятся с новыми для них понятиями – эпитет и метафора. Для того чтобы дети научились видеть эти средства выразительности, находить их в тексте, подбираю такие упражнения, в которых присутствуют наиболее яркие примеры данных художественных тропов.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...