Главные вкладки

    Эссе на тему "Моя педагогическая деятельность или Каким должен быть воспитатель?"
    материал на тему


    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл esse.docx300.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Ямальская школа-интернат»

    на тему:

    или

    Воспитатель 5 «Б» группы

    Лапшова Людмила Владимировна

    ЯР-САЛЕ

     2015

    Самую большую часть своей жизни человек посвящает своей профессии. Много в мире разных профессий нужных и важных, престижных и не очень востребованных.  Споры могут быть бесконечны. Каждый дорогу жизни выбирает по-своему. Но точно знаю, что счастлив человек лишь тогда, когда  занимается любимым делом, когда правильно выбрал профессиональную деятельность. 

    Мой выбор профессии был более чем сознательным. Обучаясь в начальных классах общеобразовательной школы, я уже знала, что выберу именно педагогическую стезю.Эта профессия никогда не имела высокий рейтинг среди других профессий, так как мало оплачиваемая, но без людей этой профессии обществу, никак не обойтись. Можно с уверенностью сказать, что я счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом. Работа воспитателя занимает в моей жизни очень важное место. Я счастлива, когда утром иду с радостью на работу, а вечером с радостью возвращаюсь домой.

    Почему я выбрала профессию воспитателя? Каждый из нас зачастую размышляет о сущности педагогической деятельности? Причина проста – хочется понять тот мотив, который заставляет заниматься этим трудным  делом. И если уж отдали этому делу всю теплоту своей души, частичку себя, то, что дальше, что взамен?

    А ответ лежит на поверхности: педагоги в большинстве своём люди особенные, не ждущие от судьбы ни почестей, ни наград, просто хочется быть значимыми, востребованными. Для меня это не просто профессия или работа - это состояние души, стиль жизни.

    В эту сферу деятельности я пришла двадцать четыре года назад и ни о чем не жалею. По воле судьбы оказалась на Крайнем Севере. Вот уже более четырнадцати лет работаю воспитателем в школе-интернате. Вместе со своими воспитанниками иду по дороге школьной жизни. Здесь каждый ребенок по - своему уникален,  и эти дети требуют к себе особого внимания,  потому что они оторваны от родного чума, от родителей.

    У воспитателей школы- интерната год начинается не с января месяца, а сентября, когда привозят на вертолете с тундры воспитанников, которых с нетерпением мы ждем. Для меня интернат наш второй дом. Я в нем и воспитатель и воспитанница. Каждый день и час меняется мое мировоззрение, мои взгляды и привычки.  Моя цель не только формировать знания, умения, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личность, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты труда. Дети должны видеть во мне человека, понимающего их интересы, готовность к сотрудничеству. Получается так, что я учу их, а они меня! Знания, полученные на занятиях, помогают ребенку в его будущей жизни, учат его быть ответственным, целеустремленным, порядочным человеком.  Конечно, родители много вкладывают в своих детей, но мы воспитатели вкладываем в них не меньше! Поэтому каждый из нас должен нести ответственность за свои слова, дела, работу.

    За четырнадцать лет моей педагогической деятельности дети были разными: у каждого свой характер, нрав. Но мне всегда везло! У меня был уже один выпуск. Всегда были  самые лучшие ребята! Они занимали призовые места, старались всегда быть первыми! Не подумайте, что хвастаюсь, нет, просто это так и было! Но большую радость ощущаешь от того, что воспитанники тебя не забывают! Звонят, да и просто при встрече здороваются и интересуются как  у меня дела! За что им огромное спасибо! Значит, моя работа не напрасна, кому-то мои наставления помогли в жизни!  

      Я отношусь к той категории педагогов, которые считают работу воспитателя не просто главной, а наиглавнейшей, ведь в мои должностные обязанности, если изучить все инструкции и обобщить, входит огромное количество аспектов, призванных воспитать нового человека нового поколения, способного найти своё место в жизни и стать достойным гражданином общества.

    Так  какой он Воспитатель XXI века? 

    Есть притча о том, как Бог, создавая воспитательницу, выполнил специальные пожелания по этому заказу. Он сделал её лёгкой во всём, нервы как стальные тросы, ее слова лечат всё: от шишек до душевной боли, а ещё у неё шесть пар рук и три пары глаз. Она всех понимает и всех очень любит, не только думает, но и судит, и примеряет, и забывает. «Вы гений»- восхищённо воскликнул Ангел, когда увидел эту модель воспитателя. 

     Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое.

    Педагогический опыт приходит поэтапно – вместе с опытом формируется, и педагогическое кредо, в основе которого положено отношение к детям. Ребенок - это самая главная ценность в моей деятельности и я, как педагог, несу ответственность за то, чтобы этот ребенок состоялся как личность, был социализирован в обществе, то есть не был сломан, унижен, чтобы он узнал, кто он, понял, каковы его возможности, что он умеет, чего хочет и чего не хочет. А еще был востребован в профессиональной деятельности.

    Таким образом, главной целью моей работы   является гармоничное развитие воспитанников с учетом его возраста и интересов, а также выявление и раскрытие природных способностей каждого ребенка, его социальной адаптации, чтобы быть готовым к самостоятельной жизни, уметь использовать внутренние ресурсы, творчески реализовать жизненные планы.

    В настоящее время профессионализация учащихся образовательного учреждения является актуальной. Поэтому, основное направление моей работы по самообразованию – профессионализация младших подростков как средство социализации воспитанников интерната на рынке труда.

    Не менее важная для меня задача – научить ребят любить свою землю, Родину. Сохранение духовного здоровья наших детей возможно только в том случае, если мы сможем научить их поступать по принципу: «Не делай другому того, чего не желаешь себе»! Поэтому стараюсь научить детей любить и беречь все вокруг. Да, это сложно научить любить! Но я думаю можно! Ведь ребенок имеет душу. Главное - найти к ней  дорогу, заставить струны этой детской души настроиться на нужный лад.

                 Быть воспитателем - это талант и высокий профессионализм. Это значит видеть неповторимость каждого ребенка, осознавать, что в ваших руках его жизнь и его душа, беречь их и стараться делать все, чтобы его проживание в школе было содержательным и радостным. Поэтому чужих детей для меня не бывает, к каждому ребенку я отношусь с заботой и нежностью.

    Имея педагогическое образование  и повышая  свой профессиональный уровень, воспитатель XXI века должен владеть новыми  образовательными технологиями

    Стараюсь разнообразить образовательно-воспитательный процесс группы путем внедрения новых форм и методов, используя современные информационные технологии, интегрированные занятия, досуги, различные деловые игры, круглые столы, тренинги, а также участие в проектной и исследовательской деятельности. С помощью сетевых средств, стало возможным проведение виртуальных семинаров, вебинаров в реальном режиме времени, есть возможность передать свой педагогический опыт. Появилась возможность обмениваться мнениями, информацией и фотографиями с проведённых мероприятий, совместных  досугов и развлечений с родителями, коллегами через сайт на образовательном портале.

    Воспитание – это искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность и характер, его отношение к воспитанникам.  В работе применяю личностно-ориентированную модель воспитания.

     В своей деятельности использую целую палитру побуждающих средств: личный пример поведения, мажорный стиль деятельности, ситуацию успеха обучающегося, увлечение перспективой совместных дел, доверие и многое другое. Создаю атмосферу добра, внимания и поддержки, которая помогает устранить страх сделать ошибку, оказаться непонятым, и дети отвечают мне благодарностью. Главное - опираюсь на актуальные потребности подростков. Работаю с детьми так, чтобы каждый научился уважать и ценить себя. Всегда нужно верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено. Я учу детей доброте, заботе о ближнем, уважению к другим людям, формирую такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

    Таким образом, моя педагогическая концепция – воспитывать жизнелюбивых, честных, культурных, здоровых, активных и добрых людей, которые найдут правильный жизненный путь. А для этого нужно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и свободно, поэтому каждый обучающийся имеет собственное психологическое пространство. Оно включает в себя круг его предпочтений, устремлений, желаний, интересов, самоценных видов деятельности, где реализуется максимальный потенциал каждого обучающегося. 

    Каждое утро я встречаюсь с тридцатью отдельными личностями с  разными характерами и настроениями — и моя основная задача сделать так, чтобы каждому из них этот предстоящий день запомнился чем-то светлым, интересным и радостным. Мои детки замечательные и трудолюбивые, чувствительные и добродушные. В беседах они все шире открывают свой внутренний мир, всё более непосредственны и откровенны. Я все лучше и лучше узнаю их, а они меня. Можно с уверенностью сказать, что между нами сложились отношения взаимной доброжелательности и дружбы.

    Перефразируя известное выражение, я назвала бы своим профессиональным девизом следующие слова: «Отдай детям всё самое лучшее, что есть в тебе — и они непременно вернут тебе всё самое лучшее, что есть в них…». Эти слова стали для меня ориентиром в педагогической деятельности.

    Труд воспитателя многие сравнивают с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии».

    «Воспитатель сам должен быть воспитан» это известное положение – непреложная заповедь для каждого кто причастен к делу воспитания. Я считаю, что воспитатель, который занимается воспитанием детей, должен обладать высокими моральными качествами, глубокими знаниями, культурой и, конечно, уважением и любовью к людям, постоянно пополнять знания, чтобы передавать их детям.

    Думаю, что моими сильными личностными качествами являются: коммуникабельность, доброта, справедливость, умение сострадать, отзывчивость, внимательность, но и требовательность.

    Кроме личностных качеств обладаю многими профессиональными знаниями, навыками, умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности, такими как: психолого-педагогическое мышление, определённая исследовательская смелость, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта. 

    Любовь к детям, постоянный творческий поиск, самообразование и работа над собой – вот три основных кита для воспитателя прошлого, настоящего и будущего. И важно помнить вечную заповедь: не навреди.

    Пройдет время и мои ребята станут взрослыми людьми. Мне хочется, что бы они выросли добрыми, умеющими видеть и ценить прекрасное, нашли себя в этой жизни. Я лишь в некоторой степени создаю условия, чтобы дети сами захотели стать такими, какими хотелось бы мне.

    Размышляя о сути нашей профессии, я поняла, что случайных людей здесь не бывает, хорошим педагогом стать очень трудно, но стремиться к этому надо обязательно. Я согласна с тем, что есть «Педагоги» с большой буквы. Это не всегда обозначает высокий профессионализм, здесь огромную роль играют ещё и человеческие качества. (Л. Н. Толстой) «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Это стремление побуждает меня к постоянной работе над собой,  к совершенствованию.

    Человек, выбравший данную профессию должен, на мой взгляд, осознавать свое предназначение, свою миссию — сотворение человека в человеке. Сказать, что работа это каждодневный праздник - трудно, все же мы каждый день имеем дело с разными характерами. Бывает и очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но стоит ребенку тебе улыбнуться и все, ты понимаешь, что просто не в силах их предать.

    А правильно ли я сделала свой выбор? Конечно, я могу с уверенностью сказать: «Я – счастливый человек! Мне позволено судьбой назвать себя «Мамой» для многих ребятишек, каждому из которых  я отдала частичку своей души, своего сердца».

    По выражению Я. А. Коменского, «дети являются драгоценным даром, ни с чем несравнимым сокровищем». И деятельность воспитателя, как обладателя этого бесценного дара, должна быть почетной и ответственной.

    Свое эссе хочется закончить словами, перефразировав классика: «Чтобы зажечь других, нужно самому гореть, а не тлеть», и пожелать всем, кто выбрал для себя путь педагога: не жалейте тепла своего сердца, света своего разума в работе с детьми, и они смогут сделать наш мир прекраснее, ярче и светлее».

     Проработав много лет, я другой профессии себе не представляю. Завтра  будет новый день, и вот уже в интернате на меня опять будут смотреть десятки глаз моих воспитанников.  На свете нет легких работ, а мне досталась самая важная, интересная, трудная профессия. Вот поэтому иду я домой и  улыбаюсь…  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Каким должен быть современный учитель?"

    сочинение-эссе, размышления на тему "Каким должен быть современный учитель?"...

    Каким должен быть современный учитель?

    Размышления о современном учителе. Статья была написана и отправлена на конкурс "Мой дебют". Номинация «Мои воспоминания». Тема: «Каким должен быть современный учитель?»...

    Эссе.Каким должен быть учитель предпрофильной подготовки и профильного обучения.

    Профильное образование должно обеспечить углубленное ознакомление старшеклассников с областью трудовой деятельности,определенной профессиональными кланами,приобретение опыта работы в этой сфере.Сущест...

    "Каким должен быть современный учитель?"

    Современный учитель - это человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата....

    эссе "Каким должен быть учитель в современной школе"

    Вот уже, который год канун первого сентября для меня является временем размышлений, поиска истины. Каждый год я задаю себе одни и те же вопросы. Смогу ли я войти во внутренний мир ребенка без предрасс...

    моя педагогическая философия( каким должен быть современный учитель)

    мое портфолио- каким д с\олжен быть современный учитель...

    Эссе на тему "Каков должен быть современный учитель?"

    Мои размышления на тему: " Учитель в наши дни, его задачи перед учениками и обществом."...