Реализация ФГОС НОО на уроках искусства
материал на тему

Салахова Зульфия Габдулловна

Выступление на педагогическом чтении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_seminaru.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС НОО на уроках искусства

З.Г.Салахова,

учитель изобразительного искусства и музыки

МБОУ «Староромашкинская средняя общеобразовательная школа»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно ориентированный характер обучения, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения.

              На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов остались прежними. А изменился подход к их изучению. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял.          А ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта –  это формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций.

          А внедрение ФГОС  требует от учителя времени, дополнительных усилий. Учитель должен научить детей  не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий. Ко второй формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. А сам учитель должен быть примером для подражания.

С 1 сентября 2011-2012 учебного года  в нашей школе начали работу по новым федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.  

Уже в 1 классе на своих уроках учим детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке. В условиях безотметочного   обучения предлагаю детям оценить свою работу с помощью «дерева - яблони с яблоками трех цветов», которую использую на уроке изобразительного искусства. Затем обсуждаем это в паре, анализируем в группе,  корректируем оценку. С каждым разом дети объективнее оценивают свою работу. Таким образом, дети на основе системно–деятельностного подхода должны учиться учить и оценивать самого себя.

         Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях. Вполне очевидно, что дальнейшее развитие начального образования будет связано  более глубоким внедрением ИКТ - технологий для развития познавательной способности младших школьников.

 Мы получили новое оборудование-это компьютеры и мультимедийный проектор, которые широко используем на уроке при подаче материала. Хотелось бы и нам учителям, как и других сельских школ, получить интерактивный моноблок, который поможет расширить возможности работы на уроке. Все новое детям интересно и они постоянно спрашивают, будем ли работать с оборудованием.

 В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

                 Например:  На уроке ИЗО – рисуем осень.

            На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию. В результате получается коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.          

            Проектный и исследовательский метод, широко представленный в новых стандартах. Мы с детьми тоже готовим проекты. Проекты различны по форме, теме, содержанию. В 1 классе – это рисунки, поделки.  Во 2 классе -  мини-сочинения, книжки-малышки. В этом учебном году наши первоклассники представляли свои проекты в форме устных выступлений на тему: «Кто я?», «Какой я?», «Расскажи мне о себе».  Также авторы учебников тоже предлагают работу над проектами. По изобразительному искусству мы сделали уже несколько проектов. Такая работа позволяет привлечь родителей в помощь детям. Проекты делают все. На уроках мы собираем нужный материал, обсуждаем тему, а дома ребята воплощают свои идеи в жизнь. В этом им помогают родители, затем в классе дети защищают свои работы.

             В новых  стандартах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую  использую в своей практике. Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых детям заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования.

       В своей работе этому вопросу уделяю большое внимание. По итогам диагностики продумываю разноуровневые  задания, индивидуальные карточки. Стараюсь не давать знания в готовом виде. Учу сравнивать, обобщать, делать выводы. Тщательно продумываю систему заданий. Стараюсь не задавать прямых вопросов.

              Например: -Как обычно ставится вопрос. Перечислите отличия растения от животного?

              Я организую работу по-другому:

              Например, говорю: Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит я растение! Как вы думаете, что ему ответил умный утенок?».  Что тут начинается, ребята высказываются, приводя веские доводы своей правоты. И каждый раз мы должны соглашаться с их ответами, убеждениями.

                Изучая новые стандарты, я заметила такую особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.

            На уроках изобразительного искусства  нацеливаю детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учу ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

            Много работаем в группах. Учимся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) критика в виде игры  «Шепталка».

            Таким образом, в соответствии с ФГОС,  уроки должны строиться по совершенно другой схеме. Перестроиться очень сложно, но я стремлюсь к этому. Стараюсь усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни.  Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

            Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована  работа, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.

            Как должен выглядеть портрет нашего выпускника  школы?

1.     Инициативный

2.     Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям

3.     Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях

4.     Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее

5.     Любознательный

6.     Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы

7.     Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней

8.     Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию

9.     Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща

              В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель  открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Возможно,  у меня еще не все получается идеально, но думаю я на правильном пути и всему научусь.

Литература:

  1. ФГОС НОО второго поколения, Москва «Просвещение», 2010 год.
  2.  «Методика исследовательского обучения младших школьников», А.Е.Савенков, издательство «Учебная литература», 2008 год.
  3. «Юным умникам и умницам», О.Холодова, методическое пособие, Москва РОСТ книга, 2010 год.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли  пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010
  5. Чиндилова О.В.   Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий /О. В. Чиндилова / Начальная школа плюс до и после/. – 2011
  6.  Кузнецова М.И.   ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова  / Начальная школа плюс до и после./ - 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

Тема :" Воздействующая сила  искусства.  Искусство и  власть." В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  законо...

Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства

Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой  художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства...

Реализация межпредметных связей на уроках искусства

Во всем царит гармонии закони в мире все суть ритм, аккорд и тон.Джон Драйден. XVII век.«Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областям, в процессе которой...

Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства.

В дданном материале раскрываются основополагающие аспекты реализации ФГОС ООО в изучении курса "Изобразительное искусство ".Назначение: содержание статьи адресовано учителям изобразительного иску...

Справка по реализации проекта «Декоративно-прикладное искусство России»

Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.• Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.• Обобщение  результатов коллективной творческой деятельности...

Индивидуальное сопровождение ребенка с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОСНОО

Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически изменило педагогическое образование на психолого-педагогическое, что обозначило необходимость обучения, ориентированного на...

Отчет выполнения плана мероприятий по реализации Концепции развития предмета искусство

Отчет выполнения плана мероприятийпо реализации Концепции развития предмета искусство...