"Вышивка-как вид рукоделия в традициях и костюмах русского народа"
план-конспект на тему

Никитина Наталья Николаевна

Разработка образовательного занятия. Привить интерес к традициям  и видам рукоделия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вышивка как вид рукоделия в традициях и костюмах русского народа.

Цели: 1. Презентация народного костюма, оформленного вышивкой народов Севера.

2. Воспитать уважение к народным традициям Древней Руси, интерес к традиционным видам рукоделия.

Задачи:

Образовательные- научиться выполнять новый вид шва «роспись», вышивать бисером геометрический орнамент.

Воспитательные- воспитать уважение к народным традициям Руси, интерес к традиционным видам рукоделия.

Развивающие- развить художественный и эстетический вкус, интерес к новому, получить новые исторические сведения.

План урока.

  1. Орг. момент.
  2. Постановка проблемы.
  3. Презентация.
  4. Подведение итогов.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

В конце апреля состоится районный конкурс на тему: « Адрес детства-Россия», наш кружок должен принять участие в выставке на этом конкурсе. Но так как наш кружок занимается только вышивкой, нам пришлось сшить народный костюм и оформить его вышивкой народов севера. У нас на выбор было несколько вариантов: московский, нижегородский и вологодский. Мы выбрали вологодский ( северная область), потому что в вышитых узорах северной вышивки присутствуют все виды швов какие мы изучали на протяжении всего года. Это – простой крест, счетная гладь, «роспись».

  1. Презентация.

Сейчас мы проведем увлекательную экскурсию в прошлые века и поговорим о традициях русской одежды. Но задавшись целью рассмотреть ту одежду, что носили на Руси, мы прежде всего должны определить, какую функцию она выполняла. Ответ, казалось бы прост: одежда защищает от холода, украшает. Это взгляд современного человека. Но когда мы углубляемся в изучение костюма исторического, перед нами предстает целая система знаков, которые были хорошо знакомы людям далекой эпохи. Ведь тогда человеку требовалось сказать своим обликом миру значительно больше, чем человеку сейчас. Больше потому, что наш далекий предок общался не только с людьми, но и с богами, духами, предками, природой.

Итак костюм выполнял следующие функции:

  1. Религиозно-магическую. Костюм через детали, орнамент связывал человека и его род путем этических обязательств с высшими силами мироздания. Например, самой первой пеленкой для новорожденного чаще всего  служила рубаха отца ( мальчику) или матери ( девочке). И в дальнейшем детскую одежду старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей. И дело здесь не в бедности или в скупости. Просто считалось, что ребенок еще не окреп как телом так и душой- пусть же  родительская одежда его защитит, убережет от порчи, сглаза, недоброго колдовства. Матери как правило всегда старались украсить детскую одежду вышивкой на вороте, рукавах, подоле рубашки. Считалось что вышивка обладала оберегающим свойством. Прилегавшая к телу, она шилась с бесконечными магическими предосторожностями. Ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу»- затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.
  2. Социальную. Каждый человек считал, что ему от рождения предопределено его земное предназначение. Собственное место в мире священно, и человек с честью и достоинством подчеркивал своим внешним видом то, как он добывает свой хлеб. Крестьянин носил свои праздничные рубахи с не меньшей гордостью, чем представители других сословий. Такое наглядное представление о занятии и статусе человека облегчало взаимодействие между людьми. Изменение по собственному желанию платья считалось обманом людей и бога, то есть грехом.
  3. Практическую. Одежда защищала не только от холода, снега, дождя, но и отражала деятельность людей- например рыболова, охотника, воина. Если вспомнить исторические факты 9-12вв. во времена Киевской Руси каждый человек был вынужден защищать свой дом от врагов. В 13-14 лет юноши уже могли стоять в ополчении и владеть оружием. Поэтому костюм представлял собой и военные доспехи- защищая и реально, и с помощью материалов и приспособлений, и символически- через символику кроя, орнамента, через обереги, магию меха, когтей и зубов животных. В практике хозяйствования человек исследовал мир природы, учился брать с пользой ее дары, но и не забывал отдать ей долг в обряде, жертве, молитве.

Учитель: Итак, мы с вами узнали какие функции выполняла одежда в прошлые века ( религиозно-магическую, социальную, практическую). А теперь поговорим какой была одежда и чем ее украшали.

О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящихся к 9-12 вв. Это фрагменты одежды, украшенные  узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьем в далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей, а вот повседневной одежды простого люда почти не сохранилось: ее донашивали, перешивали и латали до полной ветхости- «Не поносишь старого – не носить и нового»

Одежда простых горожан почти не отличалась от крестьянской. Она была сшита из грубого неокрашенного домотканого сукна, которое называлось «сермяга». Только в 14в. В городах начали появляться привозные ткани. Их везли и с Запада и с Востока. Это были- бязь, кумач, миткаль и др. Однако они были очень дорогие и шить из них одежду могли только состоятельные люди. Простой люд тоже стремился украсить себя, и в народе было придумано много способов окраски тканей домашнего производства. Краску делали, используя разные растения: зверобой, василек, чернику, кору дуба, шелуху лука.

Рубаха была основной частью одежды как для мужчин, так и для женщин. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» - ткани из козьего пуха. Другое название рубахи в русском языке было «сорочка». Это очень старое слово, и некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха шилась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и легкая сорочка – из более тонкой и мягкой. Если для богатых она служила нижним бельем, то для бедных могла быть единственной одеждой. Словами «нет рубахи на теле» определяли предел нищеты. В наше время про человека, который в делах потерпел неудачу, тоже иногда говорят, что он «без рубахи остался».

Женская одежда была сложнее и многообразнее. Поверх сорочки надевали сарафан – длинную одежду без рукавов. В зависимости от региона России сарафаны отличались покроем и украшением. Для большей пышности под них надевали одну ватную нижнюю юбку или несколько тканевых, длиной она доходила до пят. Мерилом достатка в семье служило в том числе и количество юбок. Их могло быть и 15 и 20. В холодную погоду девушки надевали душегрею ( короткую одежду на лямках, иногда отороченную мехом с застежкой впереди). Вся женская одежда вместе с головным убором украшалась не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, бисером.

На Руси умение вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать ребенка этому ремеслу начинали с 4-5 лет. Крестьянская девочка к своему совершеннолетию, к 15-16 годам, должна была сама себе приготовить приданое. По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда районы имели свои характерные приемы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы северную и среднерусскую полосы. К северной вышивке относятся Архангельская, Вологодская, Ленинградская и др. Наш проект оформлен северной вышивкой. Самые распространенные  приемы северной вышивки- простой крест, счетная гладь, «роспись». Эти счетные швы обусловили строгую симметрию. Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Но также могли использовать и многоцветье. Его мы использовали в своем проекте. В северной вышивке кроме геометрических мотивов встречается изображение цветов, кустов, деревьев. Растительные мотивы сочетались в узоре с изображением птиц или зверей, это был целый мир поэтических образов.

Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей в народном искусстве всегда были наделены многозначной символикой. Сейчас мы об этом и поговорим.

  1. Взглянешь- заплачешь, а краше его нет на свете ( солнце)

По народным представлениям, бытие мира зависит от сияния солнца, творческая, плодородящая сила которого заключалась в его ярких весенних лучах.

  1. Меня бьют, колотят, режут, ворочают – а я все терплю и всем добром плачу (земля)
  2. Под лежачий камень не течет (вода)

И земля и вода – символы плодородия.

  1. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (дерево)

Древо жизни – символ благополучия и продолжения рода.

  1. Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего, и все любят меня и все губят меня (огонь). Так как в вышивке севера преобладал всегда красный цвет – он являлся символом огня, крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти.

Учитель:

А теперь давайте вспомним какой вид шва выполняла каждая из вас.

Учащиеся (отвечают по очереди) : шов простой крест, «роспись», счетная гладь, вышивка бисером.

Учитель: Какими инструментами вы пользовались?

Учащиеся: иглы, ножницы, пяльца.

Учитель: какие материалы вы использовали?

Учащиеся: нитки мулине, ткань портьерная, х/б, канва, бисер.

Учитель: применяли ли вы правила по технике безопасности?

Учащиеся: да, применяли (рассказывают правила по технике безопасности, санитарно-гигиенические правила).

Учитель: Давайте рассмотрим экологическую сторону проекта.

Учащиеся: Наш костюм выполнен из экологически чистых материалов, также можно вторично использовать нитки мулине и бисер для другой композиции. Также наш проект экономически выгоден. Затрачено на него всего 98р.90к.

3.Подведение итогов. Самореклама.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Зачем девочек учить рукоделию (традиции русского народа)."

С раннего возраста за работой взрослых наблюдали дети, перенимали приемы обработки различных природных материалов, овладевали секретами мастерства, создавали своим...

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-7 классов "Традиции и обряды русского народа: начало начал"

Изучение программы курса "Традиции и обряды русского народа: начало начал" дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, тра...

Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: начало начал" учебный курс 5-7 класс

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную...

Презентация к уроку Светская этика 4 класс. Тема: "Традиции и обычаи русского народа. Масленица."

Раскрывается смысл каждого дня масленичной недели: понедельник - Встреча, вторник - Заигрыши, среда - Лакомка, четверг - Разгул, пятница - Тёщины вечеринки, суббота - Золовкины посиделки, воскресенье-...

Презентация "Традиции и обычаи русского народа"

Презентация о традициях и обычаях русского народа...

Воспитание детей старшего школьного возраста коррекционной школы VIII вида на основе традиций и творчества русского народа.

Доклад на методическом объединении по теме: "Воспитание детей старшего школьного возраста коррекционной школы VIII вида на основе традиций и творчества русского народа"....