Доклад на тему "Курсы повышения квалификации "Духовно- нравственные основы этнокультурного диалога народов России": от теории к практике"
статья на тему

Цитцер Светлана Васильевна

Доклад является обобщением опыта работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся и презентацией курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konf.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Курсы повышения квалификации: от теории к практике. Духовно нравственные основы этнокультурного диалога народов России»

Вступление.

(Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России в сфере общего образования)

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.

Несмотря на установленные российским законодательством  общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также дало о себе знать отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности  происходит в сфере  общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

В связи с этим была разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России в сфере общего образования», которая составлена в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для  Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны  воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этно-конфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Таким образом, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России в сфере общего образования» подразумевает систематическое обращение к культурным ценностям народов России. А для того чтобы достигнуть главной цели – воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны – нужно во всех сферах образования демонстрировать духовно-нравственные основы этнокультурного диалога народов России. 

Основная часть

(Реализация этнокультурного диалога на уроках литературы, русского языка и предметах, изучающих основы духовно-нравственной культуры)

В 2011году я прослушала курсы повышения квалификации по теме «Духовно-нравственные основы этнокультурного диалога народов России», на которых шла речь о Федеральном государственном образовательной стандарте  среднего (полного) общего образования  ( в то время это был только  Проект (доработка 15 февраля 2011 года)), подробно анализировалась программа «Истоки» как пример новой программы, обеспечивающей  создание системы категорий – ценностей, обеспечивающих социокультурное и духовно-нравственное развитие всех участников образовательного процесса данная программа рассчитана на дошкольное образование. В программе курсов мы также получили «Методические материалы 

для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации». Несколько лекций были посвящены непосредственно вопросам этнокультурного диалога народов России: причинам возникновения данной проблемы, путям её решения. Самый главный вывод, который я в то время сделала для себя и придерживаюсь его в преподавании и воспитании сейчас и он озвучен в самой теме курсов: этнокультурный диалог народов России имеет духовно-нравственные основы. Другими словами, для того чтобы достигнуть главной цели – воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны – нужно во всех сферах образования демонстрировать духовно-нравственные основы этнокультурного диалога народов России.

Продемонстрировать духовно-нравственные основы этнокультурного диалога народов России в большей степени помогает гуманитарная сфера образования.

Так как я являюсь преподавателем русского языка и литературы, а также преподаю предметы духовно-нравственного цикла, именно на примере данных дисциплин могу продемонстрировать, как приобщить современных школьников к обращению к культурным ценностям народов России, тем более что современные образовательные программы подразумевают обращение к духовно-нравственным основам этнокультурного диалога народов России.

Конечно, большинство современных школ разрабатывают программы, опирающиеся на диалог культуры российского народа и коренного народа населяющего тот населённый пункт, на территории которого находится учебное заведение. Это замечательно, но мы опять знакомим детей с тем, что не вызывает у них духовной потребности, если эти  дети представители другой национальности, другой этнической группы. Таким образом, наиболее приемлемая форма организации диалога культур на уроках это обращение к тем национальным ценностям, с которыми дети знакомы с раннего детства.

Например, программа литературы каждого класса среднего звена предусматривает изучение таких разделов, как «Устное народное творчество» и «Литература народов России». Именно эти разделы дают большую возможность для приобщения к литературе, а следовательно, и к культуре народов России. В учебниках содержится материал необходимый для создания диалога культур, так , например, при изучении пословиц и поговорок приводятся не только произведения русского фольклора, но и фольклора народов России и зарубежные пословицы и поговорки, причём, найти в них нужно общее, а общим как раз является обращение к духовно-нравственным ценностям: прославлению труда, уважению старших, любви к ближнему. А вслед за русскими народными сказками непременно  изучаются сказки других народов. Многие программы по литературе предусматривают ещё и такой раздел, как «Мифология», и изучение мифов тоже не ограничивается рассмотрением только греческой и славянской мифологии. В се мифологические существа сопоставляются, а это опять диалог культур, и выясняется, что все народы  с самых древних времён опирались на духовно-нравственные ценности: прославление мира, различных добродетелей. Конечно, каждый творческий учитель (а сейчас это предусматривает и большое внимание к проектной деятельности школьников) опирается и на традиции народов, к которым принадлежат учащиеся конкретного класса. Домашнее задание предполагает рассказы о пословицах и поговорках своего народа, сказках, созданных дальними предками самих учеников. Современные возможности, наличие интернета и огромные библиотечные фонды, наличие музеев и культурных центров позволяют проявить себя учащимся и их родителям. А в процессе  творческих отчётов и наблюдается становление диалога культур. Таким же образом можно построить работу, знакомясь с литературой народов России.  Изучив творчество предложенного в учебнике писателя (а современная программа предполагает изучение писателей и поэтов родного края), учащиеся находят точки соприкосновения с произведениями русской литературы, а это всегда прославление духовно-нравственных ценностей, и в качестве творческого задания получают возможность поделиться знаниями о творчестве писателей и поэтов своего родного народа. Знакомясь с произведениями русской классической литературы 18, 19, 20 века, мы тоже не можем не коснуться вопросов общности духовно-нравственного воспитания различных народов, населяющих Россию.  Так, изучая произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», мы не можем не говорить о том, что войны ведут государства, а люди, населяющие их, относятся друг к другу с любовью. Не смотря на разность национальных традиций, духовно-нравственные ценности остаются вечными: и люди другой национальности с уважением относятся к Жилину (главному герою произведения) и даже помогают ему.  А изучая роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно затронуть аспект нарушения духовно-нравственных принципов и последствия этого. А глава «Бэла» вновь возвращает нас к диалогу культур и наводит на мысль, что нерушимость духовно-нравственных основ лежит в основе взаимопонимания различных народов. Таким образом, материал для приобщения учащихся к этнокультурному диалогу можно найти на любом этапе изучения литературы в школе. И выводом на любом из них должна стать одна простая истина: в основе этнокультурного диалога народов России лежат духовно-нравственные ценности.

 На уроках русского языка также необходимо обращаться к особенностям языковых систем народов, населяющих Россию, и особенно тех народов, представители которых обучаются в данном классе. Это позволяет присвоить учащимся материал и увидеть общность языковых процессов. Так, изучая любой раздел языка, можно обращаться к особенностям языковой культуры родного для ребёнка языка. К сожалению, при работе с творческими заданиями по знакомству с особенностями родного языка дети менее инициативны. Чаще приходится самой приводить примеры, позволяющие увидеть, что почти у каждого языка есть буквенная и фонетическая система, но есть только устные языки, не у всех языков есть категории рода, у разных языков различная система падежей и т.д. Но есть разделы русского языка, которые в полной мере помогают увидеть этнокультурный диалог народов России и его духовно-нравственные основы. На первое место, конечно, здесь можно поставить лексику. Всегда с удовольствием учащиеся шестого класса выполняют творческое задание (кстати, предусмотренное авторами учебника), касающееся истории своей фамилии. Фамилии в классах всегда многонациональные, и сопоставление историй возникновения фамилий опять приводит нас к выводу, что несмотря на разность происхождения фамилий, принадлежность фамилий к разным этническим культурам главное, что наши предки хотели заложить в фамилии – духовно-нравственные основы: любовь к труду (фамилии, связанные с профессиями), уважение к ближнему (фамилии, связанные с упоминаниями родственных отношений), почитание старших (особенно в тюркских фамилиях), почитание своей Родины (фамилии, связанные с названием населённых пунктов) и т.д. Показать духовно-нравственные основы этнокультурного диалога народов России можно также на уроках развития речи, которые предусматривают изучение архитектуры, декоративн0-прикладного искусства, живописи. В качестве положительного примера взаимодействия различных этнокультур можно брать тексты для лингвистического анализа и написания сочинений при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Таким образом, и уроки литературы могут продемонстрировать духовно-нравственные основы этнокультурного диалога народов России.

Большую возможность для раскрытия духовно нравственных основ этнокультурного диалога народов России дают образовательные дисциплины области «Основ духовно-нравственной культуры».

Наша школа на протяжении многих лет работает над возрождением духовно-нравственных традиций отечественной культуры, помогающих подрастающему поколению противостоять негативным социальным процессам и тенденциям в обществе. С 2011 года школа работает по программе « Школа Возрождения».  Цель программы:  духовно-нравственное воспитание личности школьника посредством создания социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурно-исторические ценности России. 

В рамках данной программы и следуя основным законам об образовании,  я  систематически занимаюсь духовно-нравственным образованием учащихся на уроках и во внеклассной деятельности. Помимо этого участвую в ежегодных городских семинарах (2011 г. – доклад «Пути создания социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурно-исторические ценности России» в рамках городского семинара по теме «Презентация Программы развития МОУ СОШ№14 «Школа возрождения»; 2012г. -  участие в подготовке к городскому семинару по теме «Создание образовательно-воспитательной среды, способствующей возрождению духовно-нравственных традиций отечественной культуры»);  в 2014 г.- успешно подготовила учащихся, которые заняли  призовые места в школьных и в муниципальных Молодёжных Кирилло-Мефодиевских чтениях; в 2015г. – входила в состав оргкомитета по подготовке и проведению городских Кирилло-Мефодиевских чтений и дала открытый урок в рамках данного мероприятия; в 2011-2012уч. году  и в  2013 – 2014уч. году  преподавала элективный курса «История русского языка», который  непосредственно связан с курсом «Основы православной культуры».

В новом 2015-2016 учебном году в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, руководствуясь «Примерной основной образовательной программой основного общего образования» ( Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)) и письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования (25.05.2015 №08-761) «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в пятом классе предусмотрена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая должна обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является логическим продолжением предметной области «Основ религиозной культуры и светской этики» начальной школы. Наша школа остановила свой выбор на предмете «Основы религиозных культур народов России».

Данный предмет имеет полностью укомплектованный учебно-методический комплект, который включает в себя  «Программу», «Рабочую программу», «Учебник», «Методические рекомендации для учителя», а также фонд дополнительной литературы, приведённый в «Рабочей программе». Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования. Методическое планирование имеет два варианта: 17часов, как отводит Федеральный базисный план, и 35 часов, так как предметная область «Основы духовно-нравственной культуры», как и сам ФГОС основного общего образования, находится в развитии. Тематическое планирование соответствует ФГОС: для каждого урока прописаны виды деятельности, включая конкретные универсальные учебные действия, результаты освоения курса (личностные, метапредметные, предметные).

Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия; исламские; иудаистские; буддистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии». Из этого вытекает очевидная необходимость знакомства учащихся с историей и нравственной традицией российских религий в ходе курса «Основы религиозных культур народов России». Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах России, полученные в начальной школе. В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий, как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержание курса соответствует возрастным особенностям учащихся. Объемы учебного материала не превышают максимальное количество часов, выделенное на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. Содержание курса предусматривает актуализацию межпредметных связей с такими предметами, как история, обществознание и литература.

Познакомившись с имеющимся методическим материалом, изучив опыт преподавателей, работавших по данному учебному курсу, имея свой опыт работы в области преподавания предметов духовно-нравственного цикла, пришла к выводу, что данный предмет заинтересует учащихся 5 класса только в том случае, если будет опираться на их собственные познания в данной области, на мнение родителей. Поэтому на первом уроке обязательно узнаю ожидания и опасения учащихся и родителей, чтобы построить уроки с учётом индивидуальных особенностей класса и отдельных его учеников, т.к. предмет затрагивает область духовно-нравственного воспитания.

Несмотря на то, что программа предусматривает знакомство с основными религиями народов России поэтапно, буду отталкиваться от диалога культур и его духовно-нравственных основ, так как считаю, что невозможно говорить об одной из религий, не указывая на общность духовно-нравственных начал всех вероисповеданий.

Обязательно планирую развивать метапредметные связи с уроками литературы и русского языка, истории и в планировании мероприятий по воспитательной работе. На уроках литературы можно говорить о поступках героев и биографических данных авторов произведений, а учитывая то, что произведения литературы мы рассматриваем в историческом контексте, можно непосредственно использовать материал уроков «Основы религиозных культур народов России», так как данный курс отлично показывает роль религии в истории. На уроках русского языка мы говорим о истории языка, которая также связана с религиозными культурами народов России, о происхождении слов, о их изменении, анализируем тексты различных авторов, различные по тематике. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» тесно связан с историей России, поэтому рассчитываю на сотрудничество с учителями истории. В воспитательной работе также планирую проводить мероприятия, направленные на использование результатов освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», тем более что план работы школы это предусматривает.

Но главным результатом работы считаю формирование  у детей понимания духовно-нравственных основ диалога культур народов России.

Вывод

Курсы повышения квалификации на тему «Духовно-нравственные основы этнокультурного диалога народов России» особо актуальны на данный момент, так как теоретические знания, полученные в ходе усвоения курсов, помогают на практике строить работу преподавателя в соответствии с  «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России в сфере общего образования», в соответствии с ФГОС ООО и направлены на достижение главной цели – воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Теоретические знания, полученные в ходе знакомства с материалами курса повышения квалификации на тему «Духовно-нравственные основы этнокультурного диалога народов России», можно использовать в практике преподавания гуманитарных дисциплин, в частности русского языка и литературы. А также в преподавании предметов духовно-нравственного цикла.

Курсы повышения квалификации на тему «Духовно-нравственные основы этнокультурного диалога народов России» дают возможность учителю – предметнику продуктивно работать в период перехода на современные ФГОС и внедрять в свою педагогическую практику новые образовательные дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственности у детей, подростков и обучающейся молодежи: теория и практика.

Образованный человек еще не значит воспитанный. И все же подлинная воспитанность должна основываться на образованности и общей культуре. Умение правильно, красиво и достойно вести себя в ...

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...

Доклад на тему: «Развитие духовных ценностей и культуры многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, толерантности»

Доклад на тему: «Развитие духовных ценностей и культуры многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, толерантности»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....