3. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
материал на тему

Занятие по речевому развитию в подготовительной группе ДОу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiyu.docx100.58 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

подготовительная группа

«Путешествие в зимний лес»

Подготовила Н.М.Медведева, воспитатель группы         компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программные задачи:

- обобщить и систематизировать знания детей о зиме;

- расширить и активизировать словарь;

- закреплять умение подбирать родственные слова к слову «снег»;

- закреплять умение подбирать слова-антонимы;

- развивать логическое мышление;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать воображение:

- развивать речевое дыхание;

- развивать просодику;

- развивать фонематический слух;

- развивать общую и мелкую моторику;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать и играть в коллективе.

  Оборудование:

Компьютер; конверт с диском; магнитофон; снежный ком; елка; снежинки; следы диких животных; индивидуальный раздаточный материал «Помоги снежинкам долететь до земли»; простые карандаши; клубок ниток.

  Методические приемы:

Словесный: загадка, вопросы-ответы, объяснение, поощрение.

Наглядный

Игровой: сюрпризный момент, дидактические игры

Практический: задание на рабочих листах.

  Предварительная работа:

Подготовка ребенка к выполнению роли снеговика.

  Словарь:

Существительные: снег, снежок, снежинка, подснежник, снеговик, снегурочка, снегопад, снежище, снегирь, снежки, снегоход, снегокат.

Прилагательные:  снежный, заснеженный, снегоуборочная;

холодный, белый, липкий, колючий, мягкий (снег);

суровая, холодная, вьюжная, красивая, долгая, теплая, веселая (зима);

легкий – тяжелый, мягкий – твердый, гладкий – шершавый, светлый – темный, холодная – теплая, веселая – грустная, чистый – грязный, длинный– короткий;

лисьи, медвежьи, волчьи, лосиные, заячьи, беличьи (следы)

Глаголы: заснежило;

падает, кружится, ложится, сверкает, блестит, тает.

Ход занятия:

 1. Организационный     В: Ребята, отгадайте загадку.

     момент.                            Она пришла такая снежная,

                                               Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы.

Она художница прилежная,

Всё разрисует в царство снежное,

Развесит кружева из инея,

Такая сказочно красивая.

Д: Зима.

В: Скажите, когда наступает зима: после весны, после лета, перед летом?

Д: Нет. Зима наступает после осени. Она бывает перед весной.

2. Сюрпризный            В: Ребята, я сегодня получила письмо.

    момент.                       Но что это за письмо такое?  

                                         (Открывает конверт с    компьютерным диском.)

                                                И как его прочитать?

Д: Его нужно вставить в компьютер и прочитать на экране.

Ребенок читает письмо.

Зима – скучное, долгое, неинтересное время года. Холодно, уныло. Берите лыжи. Приходите в лес.

                                                                                                              Снеговик.

3. Упражнение на      В: А вы можете доказать Снеговику,

    развитие общей     что зима – веселое, чудесное, интересное время года?

    моторики и            Давайте пойдём в лес.

    дыхания.                Дети имитируют движения: одевание (помогают друг другу

завязать шарфы), «встают» на лыжи, берут лыжные палки.

Прежде чем отправиться, вспомним, как надо правильно дышать морозным воздухом.

Д: Дышать нужно через нос (объясняют почему).

В: Вдох – носом, длительный выдох – носом.

   Дети на лыжах бегут в зимний лес (звучит музыка).

4. Упражнение на    Появляется снеговик.

      развитие                 С: Мне очень холодно, уныло. Пришли ребята в лес,

     воображения        слепили меня из снега и ушли. Стою я один и не

      и просодии           Когда же кончится эта зима?

В: Постой, Снеговик, если кончится зима, то наступит … (весна). И ты растаешь на солнышке. А зимой можно весело проводить время с друзьями, играть, развлекаться и получать новые знания. Мы пришли с ребятами к тебе.

В: Ребята, вспомните и назовите зимние месяцы.

                                          Дети отвечают.

В: А сейчас закройте глаза и представьте себе зиму                          Послушайте как тихо в зимнем лесу. Вот хрустнула

                                    ветка от мороза. Подул сильный ветер, началась вьюга.

Игра «Вьюга».

В: Вы будете петь звук «у» то тихо, то громко, в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку.

5. Упражнение на    Снеговик показывает снег в корзине. 

    подбор  признаков С: Меня слепили из этого снега, потрогайте его и      

    и действий к          скажите, какой он.     

    предмету.               Д: холодный, белый, липкий, колючий, мягкий…

                                     В: Дети, скажите, снег что делает?

Д: падает, кружится, ложится, сверкает, блестит, тает...

6. Упражнение на    В: Смотрите, ребята, тут снежный ком, давайте

подбор антонимов.  с ним поиграем. Я буду называть слова,

а вы мне слово - наоборот.

(Снег) легкий – тяжелый

мягкий – твердый

гладкий – шершавый

светлый – темный

чистый – грязный

(Зима) холодная – теплая

веселая – грустная

(Ночь) длинная – (день) короткий

7. Пальчиковая      В: Ох, ребята, что-то холодно стало! Давайте погреем    гимнастика.             руки.

Руки в кулачок сожмем

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем.

Дети выполняют соответствующие тексту движения.

Дети встали на лыжню и под музыку пошли дальше.

7. Упражнение на    В: Ребята, а вы знаете, от какого слова произошло слово

    подбор                    «снеговик»?

    родственных слов Д: От слова «снег».

В: От этого слова произошло и много других слов. Вспомните эти слова. Каждым «снежным» словом мы будем укрывать ёлочку, чтобы она не замерзла.

Дети называют слова и вешают на елку снежинки.

Снег, снежок, снежинка, подснежник, снеговик, снегурочка, снегопад, снежище, снегирь, снежки, снегоход, снегокат, снежный, заснеженный, снегоуборочная…

Воспитатель при затруднении задает вопросы.

В: Вот мы и укрыли елочку снегом, теперь она не замерзнет в зимнем лесу.

Дети встали на лыжню и под музыку пошли дальше.

8. Упражнение на    В: Дети, посмотрите, кто оставил эти следы?

    подбор                    Д: Это следы волка. 

    притяжетельных В: Если это следы волка, то они чьи?

    прилагательных. Д: Волчьи.

Аналогично: лисьи, медвежьи, лосиные, заячьи, беличьи (следы)

9. Упражнение на   Воспитатель приглашает Снеговика и детей в детский сад.

    развитие               Они садятся за столы. Выполняют задание «Помоги снежинкам.

    зрительно-моторной долететь до земли».

    координации.  

   

10. Игра «Я и другие».

В: Ребята в детском саду вы проводите целый день, радуетесь и огорчаетесь, здесь ваши друзья. Придумайте пожелания и скажите их, кому хотите, при этом передавая клубок.

Дети передают клубок.

В: Мы составляем единое целое, каждый из нас очень важен и значим в этом целом. Давайте никогда не будем ссориться и поможем друг другу стать лучше.

С: Ребята, я подружился с вами, мне было интересно. Я узнал много нового, понял, что зима – веселое, интересное, радостное время года. Спасибо вам за это.

11. Итог.                   В: Понравилось ли вам путешествие. Почему?

Что запомнилось?

                                   Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе детского сада по теме - "Зима на Севере". Занятие составлено в форме игры-беседы с элементами конструирования из бумаги....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Овощи и фрукты»

Занятие по развитию речи для детей пятого года жизни на тему: "Во саду ли в огороде"....

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе «по лесочку мы идем»

Конспект обобщенного занятия по развитию речи в средней группе....

Конспект занятия по речевому развитию

Конспект занятия по речевому развитию...

Конспект занятия по речевому развитию (старшая группа) Тема: «Описание птиц»

Цель: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ,используя карточки – схемы....

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Перелётные птицы»

Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. К конспекту прилагается презентация с иллюстративным материалом по теме....

Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Зимние забавы» Группа ОНР (средняя)

Развивать речевые навыки детей через игры и упражнения на тему зимы и зимних забав....