3. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
материал на тему
Занятие по речевому развитию в подготовительной группе ДОу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 100.58 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
подготовительная группа
«Путешествие в зимний лес»
Подготовила Н.М.Медведева, воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Программные задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей о зиме;
- расширить и активизировать словарь;
- закреплять умение подбирать родственные слова к слову «снег»;
- закреплять умение подбирать слова-антонимы;
- развивать логическое мышление;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать воображение:
- развивать речевое дыхание;
- развивать просодику;
- развивать фонематический слух;
- развивать общую и мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать и играть в коллективе.
Оборудование:
Компьютер; конверт с диском; магнитофон; снежный ком; елка; снежинки; следы диких животных; индивидуальный раздаточный материал «Помоги снежинкам долететь до земли»; простые карандаши; клубок ниток.
Методические приемы:
Словесный: загадка, вопросы-ответы, объяснение, поощрение.
Наглядный
Игровой: сюрпризный момент, дидактические игры
Практический: задание на рабочих листах.
Предварительная работа:
Подготовка ребенка к выполнению роли снеговика.
Словарь:
Существительные: снег, снежок, снежинка, подснежник, снеговик, снегурочка, снегопад, снежище, снегирь, снежки, снегоход, снегокат.
Прилагательные: снежный, заснеженный, снегоуборочная;
холодный, белый, липкий, колючий, мягкий (снег);
суровая, холодная, вьюжная, красивая, долгая, теплая, веселая (зима);
легкий – тяжелый, мягкий – твердый, гладкий – шершавый, светлый – темный, холодная – теплая, веселая – грустная, чистый – грязный, длинный– короткий;
лисьи, медвежьи, волчьи, лосиные, заячьи, беличьи (следы)
Глаголы: заснежило;
падает, кружится, ложится, сверкает, блестит, тает.
Ход занятия:
1. Организационный В: Ребята, отгадайте загадку.
момент. Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
Она художница прилежная,
Всё разрисует в царство снежное,
Развесит кружева из инея,
Такая сказочно красивая.
Д: Зима.
В: Скажите, когда наступает зима: после весны, после лета, перед летом?
Д: Нет. Зима наступает после осени. Она бывает перед весной.
2. Сюрпризный В: Ребята, я сегодня получила письмо.
момент. Но что это за письмо такое?
(Открывает конверт с компьютерным диском.)
И как его прочитать?
Д: Его нужно вставить в компьютер и прочитать на экране.
Ребенок читает письмо.
Зима – скучное, долгое, неинтересное время года. Холодно, уныло. Берите лыжи. Приходите в лес.
Снеговик.
3. Упражнение на В: А вы можете доказать Снеговику,
развитие общей что зима – веселое, чудесное, интересное время года?
моторики и Давайте пойдём в лес.
дыхания. Дети имитируют движения: одевание (помогают друг другу
завязать шарфы), «встают» на лыжи, берут лыжные палки.
Прежде чем отправиться, вспомним, как надо правильно дышать морозным воздухом.
Д: Дышать нужно через нос (объясняют почему).
В: Вдох – носом, длительный выдох – носом.
Дети на лыжах бегут в зимний лес (звучит музыка).
4. Упражнение на Появляется снеговик.
развитие С: Мне очень холодно, уныло. Пришли ребята в лес,
воображения слепили меня из снега и ушли. Стою я один и не
и просодии Когда же кончится эта зима?
В: Постой, Снеговик, если кончится зима, то наступит … (весна). И ты растаешь на солнышке. А зимой можно весело проводить время с друзьями, играть, развлекаться и получать новые знания. Мы пришли с ребятами к тебе.
В: Ребята, вспомните и назовите зимние месяцы.
Дети отвечают.
В: А сейчас закройте глаза и представьте себе зиму Послушайте как тихо в зимнем лесу. Вот хрустнула
ветка от мороза. Подул сильный ветер, началась вьюга.
Игра «Вьюга».
В: Вы будете петь звук «у» то тихо, то громко, в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку.
5. Упражнение на Снеговик показывает снег в корзине.
подбор признаков С: Меня слепили из этого снега, потрогайте его и
и действий к скажите, какой он.
предмету. Д: холодный, белый, липкий, колючий, мягкий…
В: Дети, скажите, снег что делает?
Д: падает, кружится, ложится, сверкает, блестит, тает...
6. Упражнение на В: Смотрите, ребята, тут снежный ком, давайте
подбор антонимов. с ним поиграем. Я буду называть слова,
а вы мне слово - наоборот.
(Снег) легкий – тяжелый
мягкий – твердый
гладкий – шершавый
светлый – темный
чистый – грязный
(Зима) холодная – теплая
веселая – грустная
(Ночь) длинная – (день) короткий
7. Пальчиковая В: Ох, ребята, что-то холодно стало! Давайте погреем гимнастика. руки.
Руки в кулачок сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Дети выполняют соответствующие тексту движения.
Дети встали на лыжню и под музыку пошли дальше.
7. Упражнение на В: Ребята, а вы знаете, от какого слова произошло слово
подбор «снеговик»?
родственных слов Д: От слова «снег».
В: От этого слова произошло и много других слов. Вспомните эти слова. Каждым «снежным» словом мы будем укрывать ёлочку, чтобы она не замерзла.
Дети называют слова и вешают на елку снежинки.
Снег, снежок, снежинка, подснежник, снеговик, снегурочка, снегопад, снежище, снегирь, снежки, снегоход, снегокат, снежный, заснеженный, снегоуборочная…
Воспитатель при затруднении задает вопросы.
В: Вот мы и укрыли елочку снегом, теперь она не замерзнет в зимнем лесу.
Дети встали на лыжню и под музыку пошли дальше.
8. Упражнение на В: Дети, посмотрите, кто оставил эти следы?
подбор Д: Это следы волка.
притяжетельных В: Если это следы волка, то они чьи?
прилагательных. Д: Волчьи.
Аналогично: лисьи, медвежьи, лосиные, заячьи, беличьи (следы)
9. Упражнение на Воспитатель приглашает Снеговика и детей в детский сад.
развитие Они садятся за столы. Выполняют задание «Помоги снежинкам.
зрительно-моторной долететь до земли».
координации.
10. Игра «Я и другие».
В: Ребята в детском саду вы проводите целый день, радуетесь и огорчаетесь, здесь ваши друзья. Придумайте пожелания и скажите их, кому хотите, при этом передавая клубок.
Дети передают клубок.
В: Мы составляем единое целое, каждый из нас очень важен и значим в этом целом. Давайте никогда не будем ссориться и поможем друг другу стать лучше.
С: Ребята, я подружился с вами, мне было интересно. Я узнал много нового, понял, что зима – веселое, интересное, радостное время года. Спасибо вам за это.
11. Итог. В: Понравилось ли вам путешествие. Почему?
Что запомнилось?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-568006-1421684669.jpg)
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе детского сада по теме - "Зима на Севере". Занятие составлено в форме игры-беседы с элементами конструирования из бумаги....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/26/picture-634047-1432642508.jpg)
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Овощи и фрукты»
Занятие по развитию речи для детей пятого года жизни на тему: "Во саду ли в огороде"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/07/picture-554489-1420655159.jpg)
Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе «по лесочку мы идем»
Конспект обобщенного занятия по развитию речи в средней группе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/25/picture-1029984-1524643737.jpg)
Конспект занятия по речевому развитию (старшая группа) Тема: «Описание птиц»
Цель: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ,используя карточки – схемы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/14/picture-608246-1429031213.jpg)
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Перелётные птицы»
Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. К конспекту прилагается презентация с иллюстративным материалом по теме....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/28/picture-1027535-1548703783.jpg)
Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Зимние забавы» Группа ОНР (средняя)
Развивать речевые навыки детей через игры и упражнения на тему зимы и зимних забав....