Мастерство Л.Н.Толстого - романиста (обобщающий урок-семинар по роману "Война и мир")
план-конспект урока на тему

Валишева Бибисара Халимовна

Обобщающий  урок-семинар по роману "Война и мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterstvo_l.n.tolstogo.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Тема:           Мастерство Л.Н.Толстого - романиста

                     (обобщающий урок-семинар по роману "Война и мир")

Цели: 1) обобщить и систематизировать  наблюдения учащихся над

художественными особенностями романа;

2)  активизировать в речи учащихся некоторые  этико-эстетические

и литературоведческие термины, связанные с анализом романа как эпического жанра (роман-эпопея, эпические жанры, конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений);

3) продолжить обучение  приемам подготовки исследовательского доклада на литературную тему, а также творческих  речевых высказываний, связанных с прослушиванием и оценкой докладов ( оппонирование, полемика, дополнение, рецензирование и т.д.).

Общим для группы  заданием становится словарно-терминологическая работа. Предлагается по словарям уточнить значение понятий роман, эпос, роман-эпопея и  записать краткие определения этих понятий в свой словарик.

Заблаговременно объявляется проблема  урока-семинара «Мастерство Л.Н.Толстого-романиста» и тематика докладов, раскрывающих поставленную проблему, например:

  1. «Война и мир» как роман-эпопея.
  2. Мастерство психологического анализа в романе.
  3. «Музыкальные страницы» и их роль в романе «Война и мир».
  4. Роль пейзажа в раскрытии авторской позиции в романе.

В соответствии с количеством выдвинутых тем преподаватель  разбивает учащихся на проблемные группы, имеющие своего руководителя (бригадира), обеспечивающего подготовку устных высказываний.   В свою очередь каждая проблемная группа делится на две подгруппы:                                  1) исследовательская, в которую, кроме докладчика, входят 2-3 ассистента, помогающие ему в подготовке выступления ( подборе  литературы к докладу, частичном сборе материала и его обработке, выписке цитат, составлении плана, выдвижении аргументов и т.д.); в случае отсутствия докладчика на уроке любой из ассистентов-исследователей должен быть готов его заменить; 2) оппонирующая, занятая предварительным составлением вопросов по теме доклада, оперативной их постановкой по ходу сообщения, устным рецензированием, пополнением прослушанного доклада  новыми положениями и аргументами. В работе оппонирующей подгруппы можно наметить два основных пути: один целесообразен для учебной группы с невысоким уровнем  литературной и речеведческой подготовки и заключается в предварительном просмотре написанного доклада или его тезисов, составлении отзыва, вопросов, дополнений; другой используется в группе с более высоким гуманитарным развитием: устные отзывы создаются непосредственно в аудитории во время знакомства с докладом;  здесь же каждый из оппонентов индивидуально решает, какие внести дополнения и задать вопросы. Таким образом, в работе оппонирующей подгруппы преобладает спонтанная речевая деятельность.

В процессе подготовки семинара преподаватель консультирует докладчиков и оппонентов, помогает им спланировать самостоятельную работу. Приведем примерные задания, которые разрабатываются по каждой теме и сообщаются учащимся на карточках.

Тема I. «Война и мир» как роман-эпопея.

Основная задача – раскрыть на материале «Войны и мира» особенности жанра романа-эпопеи.

  1. Найдите в справочной литературе определение романа. Чем отличен от него роман-эпопея?
  2. Подумайте, какие характерные для романа-эпопеи черты отразились в «Войне и мире». Аргументируйте свои предложения.
  3. Внимательно проанализируйте  оценку романа «Война и мир» современным Толстому критиком  Н.Н. Страховым : «Какая громада и какая стройность! Ничего подобного не представляет нам ни одна литература. Тысячи лиц, тысячи сцен, всевозможные сферы государственной и частной жизни, история, война, все ужасы, какие есть на земле, все страсти, все моменты  человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все радости и горести, доступные человеку, всевозможные душевные настроения, от ощущений вора, укравшего червонцы у своего товарища, до высочайших движений героизма и дум внутреннего просветления,- все есть в этой картине. А между тем ни одна фигура  не заслоняем другой, ни одна сцена, ни одно впечатление не мешают другим сценам и впечатлениям, все на месте, все ясно, все раздельно и все гармонирует между собою и с целым. Подобного чуда в искусстве, притом чуда, достигнутого самыми простыми средствами, еще не бывало на свете».

Подберите примеры из текста романа «Война и мир», подтверждающие мнение критика. В какую часть вашего доклада уместно включить это высказывание или его часть?

4.  Продумайте возможные способы опоры в докладе на высказывания Р. Роллана – «Слава «Войны и мира» в воскресении целого исторического века, народных движений, битвы наций. Его истинные герои – народы».

5. Прочитайте по учебнику о композиции «Войны и мира». Как в построении романа отразились его жанровые особенности?

6. Составьте план доклада.

Дается возможный вариант плана доклада на тему «Война и мир» как роман-эпопея».

1.Понятие о романе-эпопее как литературном жанре.

2.Жанр «Войны и мира» в оценке современной Толстому критику.

3. Черты романа-эпопеи в произведении Толстого:

        а)  широта изображения исторического процесса, народных судеб;

б) изображение многогранной картины мира; социальная многоплановость романа, единство мысли народной» и «мысли семейной»;

в) выражение через образы героев всеобщего,  всенародного содержания, показ «диалектики души» человека;

г) сочетание показа исторических событий с изображением быта и психологии человека.

        4. Эпический характер композиции «Войны и мира.

        5. Оптимизм романа-эпопеи Толстого.

        Слова Р. Роллана, приведенные выше, можно порекомендовать использовать в качестве эпиграфа к докладу.

        Тема II. «Мастерство психологического анализа Толстого в романе «Война и мир».

Для раскрытия вопроса о психологизме Толстого необходимо сосредоточить  в докладе внимание на конкретных примерах,  показывающих роль психологической  детали в раскрытии  душевного  состояния персонажа. В центре такого выступления будет анализ ряда эпизодов, скрепленных единым проблемным стержнем: раскрытием психологизма писателя.

  1. Выделите наиболее общие приемы создания Толстым образов героев.
  2. Как вы объясните  понятие «диалектика души»?
  3. Найдите и охарактеризуйте психологические детали в раскрытии душевного состояния героя.
  4. Проанализируйте роль психологической детали в отдельных сценах романа (сцена охоты, один из внутренних монологов князя Андрея и т.д.). Продумайте, как в докладе будут сочетаться ваши собственные суждения и выводы с анализом конкретного эпизода из текста романа.
  5. Составьте план доклада и предложите к нему эпиграф.

План доклада может быть здесь таким:

  1. Особенности психологии Толстого.
  2. Приемы изображения  человека в романе-эпопее Толстого.
  3. «Диалектика души» и способы ее раскрытия. Психологический портрет (сопоставление внешности Наташи и Элен).
  4. Роль психологической детали в романе. Анализ сцены охоты и одного из других эпизодов (по выбору).
  5. Внутренний монолог как средство психологического анализа. Разбор двух монологов князя Андрея (у старого дуба в весеннем лесу и в ночь перед Бородинским сражением). Особенности построения внутреннего монолога.

Две последующие темы более детально конкретизируют рассуждения о психологизме Толстого-художника.

Тема III. «Музыкальные страницы и их роль в романе «Война и мир».

Выберите из романа для самостоятельного анализа несколько «музыкальных страниц» (например, т. I – ч. I, гл. XVII;  т. II – ч. I, гл. XII,  XV и др.). Продумайте ответы на вопросы:

а) Как относятся герои романа к музыке?

б) Какое влияние оказывает музыка на мысли, чувства и настроения героев (пение Наташи и реакция Николая; пение Наташи и впечатления Андрея Балконского)?

в) Как характеризует Наташу, Николая и дядюшку отношение к народной музыке?

г) Как показано в романе, что  народные песни в сценах смотра в Браунау и подготовки к Бородинскому сражению отражают бодрость, мужество и решительность русских воинов?

д) Как в «музыкальных страницах) романа раскрывается «диалектика души» героев?

Составьте план доклада. В воспоминаниях  С.Л. Толстого найдите слова Л.Н. Толстого, которые могут стать эпиграфом к докладу.

Ориентировочный план доклада может быть следующим:

I. Музыка в жизни героев романа «Война и мир».

1.Отношение героев романа к музыке.

2.Выражение «Диалектики души» персонажей в «музыкальных страницах» (на пример одной из сцен).

3.Воздействие музыки на внутренние переживания, мысли и чувства героев по выбору)

4.Композицинная роль «музыкальных страниц» в романе.

5.Отношение автора и его героев к народной музыке.

II. Значение анализа «музыкальных страниц» для понимания мастерства Толстого-художника в романе «Война и мир».

Эпиграфом могут стать слова Л.Н. Толстого из дневниковых записей: «Музыка есть средство возбуждать через звук известные чувства или передавать оные»

Желательно, чтобы выступление на эту тему сопровождалось звучанием  в грамзаписи одного-двух любимых музыкальных произведений Толстого либо тех, о которых пойдет речь в докладе ( по выбору учащихся) Доклад может быть произнесен на фоне негромко звучащей музыки либо она монтируется в текст выступления, тематически с ним сливаясь. Все это не только повышает общий эмоциональный настрой урока, но и благотворно воздействует на интонационную выразительность речи учащихся.

Тема IV. «Роль пейзажа в раскрытии авторской позиции в романе».

  1. Прочитайте в справочной литературе статью о пейзаже и его функциях в литературном произведении.
  2. Самостоятельно проанализируйте  отдельные сцены романа, содержащие описание природы (т. III, ч.II, гл.XXX - Пьер на Бородинском поле; т. II, ч. III, гл. II – князь Андрей в Отрадном и др.).
  3. С какой целью Толстой вводит в эти сцены описания картин природы?
  4. Как соотносится пейзаж с настроением и мыслями человека? Влияют ли  на него картины природы и как?
  5. Какие художественные и языковые средства помогают автору воссоздать ту или иную картину природы?

Ориентировочный план доклада:

  1. Пейзаж в литературном произведении.
  2. Пейзаж в романе «Война и мир».

1.Художественные средства изображения картин природы.

2.Роль пейзажа в выражении антивоенной позиции Толстого.

3.Воздействие природы на мысли и чувства человека.

  1. Любовь Толстого к русской природе.

Возможный эпиграф к докладу: Природа не описывается, а живет у нашего великого художника. Иногда она является даже как бы одним из действующих лиц произведения.

Учитывая уровень подготовленности группы, конкретизируют задания докладчикам и ассистентам-исследователям и облегчает им поиски необходимого материала. Оппонирующие подгруппы  в оценке докладов руководствуются такими критериями, как полнота раскрытия темы, аргументированность суждений, убедительность проводимых примеров, композиционная стройность выступления, логичность перехода от одного вопроса к другому, подчиненность их единой теме, интонационная выразительность речи докладчика.

Урок-семинар завершается заключительным словом   преподавателя. В нем оценивается работа как докладчиков, ассистентов-исследователей, так и оппонентов.

 Учитель  русского языка    Б. Х. Валишева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок. Взаимосвязь между системами счисления. (урок семинар)

Такие уроки позволяют повысить интерес к предметам....

Урок-семинар"Мысль народная" и воля истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

Урок-семинар проводится после изучения романа Л.Н.Толстого"Война и мир". Цели: обобщить знания учащихся по роману" Война и мир".Учащиеся должны знать содержание романа, понимать проблему национального...

Урок-мастерская по литературе на тему "Мастерство Л.Н.Толстого в использовании интерьера как средства психологической характеристики героя"

Материалы урока-мастерской позволяют совершенствовать навыки анализа текста, учиться писать сочинение-рассуждение....

Презентация. Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции

Презентация может быть использована как сопровождение к уроку литературы в 8 классе по теме "Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции"...

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...