портфолио учителя, описание системы работы
статья (7 класс) на тему

Игнатович Елена Анатольевна

портфолио учителя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

                        Описание системы работы.

Одна из главных задач школы сегодня – выпустить из своих стен гармонично развитую личность, которая не потеряется в информационном обществе.
Основной задачей образования сегодня является формирование у учащихся  умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации. Задача  педагогов
  - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях.

Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяю таким технологиям, где как учитель выступаю не источником учебной информации, а являюсь  организатором и координатором творческого учебного процесса, направляю деятельность учеников в нужное русло, при этом учитываю индивидуальные способности каждого ученика.  Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности. В своей работе я использую такие  педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода, как 

-технологии уровневой дифференциации;

- проблемное обучение

-развитие критического мышления

С темой «Использование на уроках русского языка и литературы технологии уровневой дифференциации» я выступала на августовской конференции и говорила о том, что учет индивидуальных особенностей учеников позволяет мне составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка .

НА уроках литературы я активно использую метод проблемного обучения.  Реализую исследовательский подход к обучению, принцип деятельности  которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. В процессе проблемного изложения материала ученики сами находят решение, выдвигают гипотезы, доказывают свою точку зрения, формулируют тему урока, цель. У них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

 Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления. Специфика этой технологии состоит в организации процесса обучения в трёхфазной структуре. Стадия вызова. Стадия осмысления. Стадия рефлексии. Использование данных технологий я продемонстрирую сегодня  на открытом уроке.

К сожалению, приходится признаться, что интерес учащихся к изучению русского языка  падает.   Я стала думать, как  можно заинтересовать учащихся предметом, повысить их грамотность, активизировать познавательную деятельность.

Не так давно в нашей стране прошли зимние олимпийские игры,

Благодаря успешным выступлениям сборной страны, увеличилось количество  ребят, посещающих спортивные секции. У меня обучаются дети, которые серьезно занимаются спортом, профессионально. Я подумала, что если ввести на уроки русского языка олимпийскую тематику, то наверняка интерес к моему предмету возрастет. ЭТО хорошая возможность показать настоящих героев, на которых нужно равняться. Так родилась у меня олимпийская тематика на уроках русского языка.

Актуальность педагогического опыта заключается прежде всего в формировании у учащихся деятельностного подхода к полученной в ходе занятия информации. Применение её возможно, когда возникает потребность связать содержание литературного произведения, отражающего сложные социальные процессы общественной жизни с собственным жизненным опытом, видеть в частном проявление общих закономерностей. Это особенно важно при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе, когда необходимо точно и быстро подобрать аргументацию, связав её с проблемой предложенного для комментирования текста.

Использование олимпийского образования в преподавании курса русского языка и литературы позволяет повысить уровень творческой самостоятельности и познавательной активности, уровень, как теоретических  знаний, так и практических умений и навыков.

Технологичность. Уроки с использованием олимпийской тематики предполагают использование достаточно богатого технологического инструментария. Здесь и технология проблемного обучения, ИКТ, технология группового обучения, технология развития критического мышления и различные игровые технологии. Всё они способствуют развитию умений учащихся практически использовать усвоенные знания, учитывать индивидуальные возможности в процессе различных видов деятельности работы на уроке

Задачи, которые  я поставила перед собой - это  органично ввести необходимую и доступную лексику для развития олимпийской тематики в учебном процессе; обучить учащихся общаться на спортивные темы; высказывать свое мнение о спортивных соревнованиях и качествах характера  спортсменов.

Содержание уроков с использованием олимпийской тематики является насущной необходимостью времени, так как понимание олимпийских ценностей,  напрямую связано с духовно-нравственным воспитанием человека, формированием его как  личности с активной общественной позицией.

На уроках я использую следующие формы работы: 

Словарная работа. Ее необходимо проводить систематически. Благодаря проводимой работе учащиеся узнали не только об олимпийских ценностях, но и получили знания о зимних и летних видах спорта, усвоили термины , почувствовали дух  олимпизма, научились составлять словарные статьи.

Примеры словарной работы: Составьте словарную статью для словаря иностранных слов: биатлон, бобслей, керлинг, скелетон, фристайл

Тренировочные упражнения  для закрепления знаний.

 Данный вид работы направлен на закрепления знаний по различным разделам грамматики, лексики, синтаксиса. С одной стороны- ученик получает информацию об олимпийском движении , с другой- повторяет и закрепляет правописание слов, отдельных орфограмм, углубляет знания по фонетике , морфологии, морфемике.

Лингвистическая разминка.  Задание: списать слова, вставить пропущенные буквы

Синтаксическая тренировка. Задание: списать, расставить знаки препинания, графически объяснить их постановку.

Работа с текстом. Анализ текста-обязательный вид работы при подготовке к изложению, т.к. он помогает до конца понять и его особенности и грамотно пересказать письменно, мы брали тексты на тему- олимпийский огонь. Эмблема, олимпийские игры.

Дидактические принципы компетентностного подхода: 

- Принцип активной включенности школьников в освоение предлагаемой информации обращение к личностному опыту учащегося и обогащение его в процессе деятельности на уроке.
Принцип доступности предполагает отбор содержания, ориентированного на имеющийся социальный опыт школьников.

Принцип системности, поэтапно знакомит школьников с историческим прошлым Игр, настоящим и наследием.

Принцип рефлексивности предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников на всех этапах урока с целью вовлечения их в процесс осмысления полученной информации

Принцип мотивации- мотивировать школьников на самостоятельный поиск новой информации относительно Олимпийских и Паралимпийских игр

Принцип открытости содержания образования предполагает достаточно гибкое использование педагогом предложенной конструкции, не допуская при этом искажения логики, содержательной точности и достоверности информации.

                                       Результаты работы

Результативность (Слайд №1)

     Положительная динамика подтверждается результатами работ учащихся (развёрнутые ответы и сочинения на проблемные вопросы, тестирование, работы на основе метода незаконченного предложения). Проследить повышение уровня воспитанности можно было и анализируя участие школьников в уроках-дискуссиях, обсуждении философских проблем , осмыслении детьми олимпийских и паралимпийских ценностей., позволившим пересмотреть своё отношение к людям с инвалидностью.

  Положительным моментом в таких уроках считаю то, что такие учебные занятия позволяют школьникам посмотреть на олимпийское и паралимпийское движение другими глазами, проникнуться идеями олимпизма и паралимпизма, погрузиться в мир чувств и переживаний спортсменов, чемпионов и просто участников олимпиад, сопоставив их поступки с поступками литературных персонажей.

 Со своей работой в данном направлении я делюсь с коллегами. Выступаю на конференциях, педагогических советах, конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня) - из личного опыта учителя.

Система работы с  одаренными   учащимися:   Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня вы...

Описание системы работы учителя русского языка и литературы

В данной статье предлагается методика работы по развитию речи, пути и средства обучения и воспитания учащихся на уроках. Создана система, благодаря которой сложная и жизненно важная программная ...

Описание системы работы учителя физической культуры

Описание системы работы раскрывает основные цели и задачи, формы, методы и  технологии преподавания физической культуры в общеобразовательной школе....

Описание системы работы учителя физической культуры

Описание системы работы учителя физической культуры...

Электронное портфолио учителя в системе профстандарта

Презентация подготовлена для проведения педучебы в рамках подготовфки к требованиям профстандарта. Рассмотрены составляющие электронного портфолио. его роль для самообразования, при аттестации, для ад...

Краткое описание системы работы учителя английского языка

Краткое описание системы работы учителя английского языка...

Описание системы работы учителя технологии

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность ш...