Открытый урок по теме "Распиливание металла"
план-конспект урока (11 класс) на тему

Урок проводился в производственных мастерских и использованием педтехнологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

П  Л  А  Н

урока производственного обучения

Тема по программе: «Распиливание и припасовка».

Тема урока: «Распиливание металла».

Тип урока: Изучение трудовых приемов и операций.

Учебные цели урока: 

Обучающая – научить учащихся    правильным приемам распиливания металла.

Развивающая – использовать чертежи, развивать самостоятельность путем нахождения неисправностей на чертежах.

Воспитательная – воспитать у учащихся бережное отношение к режущему и мерительному инструменту, соблюдение требований безопасности труда.

Материально-техническое оснащение урока:  

  • Слесарный верстак с тисками;
  • Стальная пластина;
  • Чертилка, масштабная линейка;
  • Зубило, слесарный молоток, напильник;
  • Чертежи;
  • Технологические карты;
  • Схема оценивания выполненной работы (Приложение №1).

Спецтехнология:  

Подбор заготовки.

Разметочные базы.

Обработочные базы.

Способы разметки.

Выбор напильников.

Технологическая последовательность.

Производственное обучение:

Разметка.

Сверление.

Рубка.

Опиливание плоских и криволинейных плоскостей.

Применение измерительного, поверочного и контрольного инструментов.

Допуски и технические измерения:

Точность обработки.

Шероховатость.

Контроль размеров с применением предельных калибров.

Допуски размеров.

Ход урока

1.Организационная часть ( 5 минут)

 Рапорт старосты о наличии уч-ся. Проверка рабочей одежды и внешнего вида обучающихся.

II.Вводный инструктаж ( 45 минут)

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Актуализация прежних знаний.

Обучающиеся  отвечают на следующие вопросы:

  • Назовите безопасные приемы труда при разметке, рубке и при опиливании.
  • К чему ведет неаккуратность при разметке?
  • Как проверить параллельность сторон?
  • Как проверить готовность напильника к работе?
  • Назначение лекальной линейки и угольника?
  1. Формирование новых понятий и способов действия: 

     Рассмотреть вопросы:

  • Назначение распиливания металла.
  • Объяснение характера и назначения предстоящей работы и порядка выполнения работы.
  • Разбор чертежей.
  • Ознакомление с плакатами по теме “ Распиливание и припасовка”.
  • Ознакомление с технологической картой инструмента, применяемого при изучении темы “ Распиливание и припасовка”.
  • Типичные ошибки при распиливании и способы их устранения.
  • Показ способов рациональной организации рабочего места при распиливании.
  • Продемонстрировать приемы распиливания.
  • Рассмотрение правил ТБ при распиливании.

   4.   Закрепление материала вводного инструктажа:

  • Воспроизвести правильные приемы при распиливании.
  • Как проверить правильность выполнения работ.
  • Способы проверок с помощью шаблонов и выработок.
  • Отклонение от размера.
  • Какова должна быть шероховатость обработки.
  • Показать правильную организацию рабочего места
  • Рассказать о возможных травмах при несоблюдении правил ТБ при распиливании
  • Показать типичные ошибки при распиливании
  • раскачивание корпуса вперед назад.
  • Чересчур сильное нажатие на напильник
  • Захватывание конца напильника пальцами левой руки
  • Излишний разворот корпуса вправо.
  • Отрыв напильника от паковки при обратном ходе.

  III.Упражнение обучащихся и текущее инструктирование ( 5 часов)

  1. Распределение обучающихся по рабочим местам.
  2. Проведение упражнений учащимися. (Приложение №2 «Последовательность выполнения работ»)
  • Разметка  отверстий   для последующего распиливания.
  • Сверление.
  • Вырубание.
  • Распиливание.

   3.  Самостоятельная работа обучающихся под руководством мастера п/о.

   4.  Целевой обход рабочих мест обучающихся.

   5.  Текущее инструктирование:

         а) При первом упражнении  обращаем внимание на:

  • Осознание каждым студентом цели урока.
  • Правильности выполнения разметки.
  • Формирование у обучающихся навыков аккуратности, эстетики и самостоятельности.
  • Своевременную помощь студентам.
  • ТБ разметочных работ.

         б)  При втором упражнении необходимо обратить внимание на:

  • Правильность выполнения приемов рубки.
  • Творческий подход учащихся к планированию рабочего времени при  выполнении приемов рубки.
  • Своевременную помощь обучающимся.
  • Обеспечивать высокое качество работы.
  • Обработать внимание на типичные ошибки при пользовании шаблонами и выработками.
  • Каждому обучающемуся по группам используя металлическую пластину вырубить равнобедренный треугольник при помощи  предельных шаблонов и выработок.
  • Самоконтроль и взаимоконтроль.

         в) При третьем упражнении необходимо обратить внимание:

  • На правильность выполнения приемов опиливания.
  • На творческий подход обучающихся к планированию рабочего времени при опиливании.
  • На правильность постановки корпуса при опиливании.
  • На своевременное оказание помощи отстающим обучающимся путем повторного объяснения и показа трудовых приемов.
  • Проведение промежуточного инструктажа по истечении 45 минут каждого часа.
  • На типичные ошибки.
  • На правильность проверки шаблонами и выработками.
  • На принципиальность и строгость в требованиях к выполнению правил ТБ.
  • На самоконтроль и взаимоконтроль.

         г) При оценивании своей работы необходимо проверить:

  • Отклонение от размеров.
  • Прямолинейность плоскости.
  • Шероховатость обработки (класс точности).

 IV.Заключительный инструктаж ( 10 мин.)

  1. Подведение итогов занятий, основываясь на таблице:

Проверки

Критерии оценок

«5»

«4»

«3»

1

Отклонение от размера

До 0,1

До 0,2

До 0,3

2

Параллельность сторон

В пределах 0,1

В пределах 0,2

В пределах 0,3

3

Прямолинейность плоскости (проверка

лекальной линейкой)

Плотное прилегание,

Просвет равномерный

Просвет равномерный

Просвет неравномерный,

Незначительные завалы плоскости

4

Плавность перехода контура

Соответствие контуру шаблона

Незначительное отклонение контура от  шаблона

значительное но не грубое отклонение контура от  шаблона

5

Шероховатость обработки (класс)

4

3

2

6

Выполнение норм времени

Более 100%

100%

Не менее 90%

7

Правильность пользования

инструментами

Правильно пользуются инструментами

Допускает незначительные ошибки

8

Организация рабочего места

Рационально, правильно

Допускает незначительные ошибки

9

Самостоятельность выполнения

Самостоятельно,

инициативно

Самостоятельно

Требуется помощь

10

Выполнение требований ТБ

Строго выполняет инструкции

выполняет инструкции

Допускает нарушения, нет твердых знаний

  1. Отметить не менее пяти лучших работ.
  2. На основании худших работ показать типичные ошибки при распиливании.
  3. Провести оценку качества работы обучающихся. Провести беседу со студентами, чтобы они сами разобрались в своих ошибках, и нашли пути их предупреждения и устранения.
  4. Анализ самими обучающимися выполненных работ.
  5. Уборка и сдача рабочих мест.
  6. Задание на дом. В домашних условиях проанализировать  основные правила опиливания металла.

V. Рефлексия.

При выходе из мастерской студенты приклеивают на плакат смайлики, определяя степень удовлетворённости уроком.

http://i43.beon.ru/69/8/2630869/33/101734833/385270_1_o1.jpeg

    Урок понравился, приобрёл умения и навыки.

http://i106.photobucket.com/albums/m256/ammcf/500px-Oxygen480-emotes-face-sadsvg.png

        Урок не понравился, не доволен своей работой.

https://c-a.d-cd.net/cd8428s-960.jpg

        Затрудняюсь ответить.

http://i165.photobucket.com/albums/u47/c_c_c2/IndifferentSmileyBIG.png

        Урок понравился, но я мог бы работать лучше.

САМОАНАЛИЗ

урока производственного обучения в группе №15 по теме:

«Распиливание металла».

        Предложенный мною урок производственного обучения проводился на первом курсе в учебных мастерских. Студенты группы №15 обучаются по профессии «Машинист локомотива». В группе числится 27 человек, присутствовало 25 человек. По уровню учебных возможностей студентов можно разделить на:

  • высокий уровень учебных возможностей – 50%;
  • средний уровень – 50%.

        Структура урока производственного обучения соответствует его типу, а именно это урок – по изучению трудовых приемов и операций. Цели урока направлены на развитие следующих качеств личности: умение работать индивидуально и с коллективом, быть ответственным за себя и других, умение видеть главное, анализировать и делать выводы. Все этапы урока были направлены на выполнение этих целей урока.

        Каждый обучающийся группы был обеспечен всем необходимым: стальная пластина, чертилка, масштабная линейка, зубило, слесарный молоток, напильник, чертежи, технологические карты.

        На уроке производственного обучения учтена логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока от простого к сложному. Каждый этап урока распределён по времени.

        Организационный момент урока прошёл быстро, т. к. группа готовилась до урока. На втором этапе урока – вводного инструктажа обучающиеся  по наличию инструментов совместно с преподавателем назвали тему урока и озвучили его цели. Затем был проведён фронтальный опрос обучающихся. При формировании новых понятий и способов действий работа проводилась с чертежами, плакатами, подробно был проведён инструктаж по технике безопасности, я продемонстрировал приёмы распиливания. Работа проходила в виде диалога, осуществлялась работа в парах, использовал приём «Найди ошибку». При практико–ориентированной работе ставятся вопросы и проблемы, а не вопросы на ответы. Поэтому совместно со студентами были рассмотрены типичные ошибки, с которыми они могут столкнуться, и способы их предупреждения и устранения. Вводный инструктаж завершился закреплением и проверкой усвоения обучающимися материала инструктирования в форме опроса студентов.

        По окончании вводного инструктажа обучающиеся перешли к выполнению следующих видов работы:

  1. Распределение обучающихся по рабочим местам.
  2. Выдача практических заданий.
  3. Самостоятельная работа обучающихся под руководством и инструктированием  мастера п /о.

        При заключительном инструктаже я подвёл итоги занятий, основываясь на таблицу с критериями оценок. Отметил лучшие работы обучающихся, на основании худших работ совместно с обучающимися разобрал типичные ошибки при распиливании. Была проведена уборка и сдача рабочих мест.

        Учебно-воспитательный момент на этапе объяснения домашнего задания был призван нацелить обучающихся на осознанное выполнение и усвоение тех вопросов, которые вызвали наибольшее затруднение в ходе урока производственного обучения (проанализировать и составить основные правила опиливания металла).

Во время рефлексии в конце урока студенты оценивали с помощью смайликов свою степень удовлетворённости уроком.

        Структура урока была подчинена цели урока и содействовала достижению конечного результата. Каждый предшествующий момент урока был тесно связан с последующим. Все обучающиеся был включены в активную деятельность. На уроке было доброжелательная атмосфера.

        Считаю, что цели урока производственного обучения достигнуты, план реализован, обучающиеся показали хорошие и прочные знания по теме «Распиливание металла».

Мастер производственного обучения                                     П. В. Александров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку химии "Самородные металлы". 8 класс.

Данная презентация сопровождает изучение учебного материала на уроке химии в 8 классе по теме: "Самородные металлы"....

открытый урок "Чеканка по металлу"

Данная работа включает в себя конспект урока и презентацию к нему...

Методическая разработка открытого урока тема: Резка металла

Методическая разработка открытого урока тема: Резка металла...

Открытый урок "Гибка тонколистового металла"

В соответствии с целями урока и содержанием учебного материала учитель выбрал комбинированный тип урока, формы выполнения практических работ и методы преподавания,  активизирующие познавате...

Открытый урок по теме "Металлы- простые вещества" 8 класс.

Урок по теме "Металлы- простые вещества"-8 класс с элементами системно-деятельностного подхода. Инновационность данного урока заключается в отборе материала по принципу целостности ,практического знач...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ: «Металлы тоже воевали…» По дисциплине: «Химия»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Химия», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Металлы тоже воевали». Занятие рекомендова...

Открытый урок "Разметка тонколистового металла". 5 класс

Класс: 5 классТема: Разметка тонколистовой сталиПродолжительность занятия: 2 урока (90 минут). Цели: Сформировать первоначальные умения и навыки разметки. Воспитывать у учащих...