Статья "Предметно-развивающая среда"
статья по теме

Петрова Людмила Ивановна
*«предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственного и физического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Инструктор по физической культуре ГБДОУ 32 Петродворцового района  Г.Санкт-Петербурга Петрова Л.И.

Предметно-развивающая среда

На первый план воспитания и обучения детей выдвигаются задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.

Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывая радость от этого.

Согласно ФГОС, «предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственного и физического развития.

Предметно развивающая среда , также является одним из основных средств формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. И несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять.

Согласно с требованиями ФГОС при создании предметно – развивающей среды по физкультуре руководствовались следующими принципами:

.

1.Принцип универсальности предметно-игровой среды, является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе с взрослым строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом деятельности, ее содержанием и перспективами развития.

В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода; игровые материалы.

Все игровые средства находятся не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.

• Позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе», «глаза в глаза». Это стремление воспитателя приблизиться  к позиции ребенка.

2. Принцип активности. Это возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых.

3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство построено таким образом, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности.

5. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

7. Принцип открытости — закрытости, взаимодействие и связь с природой, ведение элементов культуры своей страны, предоставление возможности родителям принимать участие в организации предметно-развивающей среды, предоставление возможности ребенку выражать свое «Я», исключение всего, что ведет к нарушению прав ребенка.

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Цель развивающей среды:

.Активизация двигательной деятельности, формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.

Задачи:

-развитие движений и совершенствование двигательных функций;

-достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

-предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;

- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

- приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

- воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности.

Задача воспитателя:

Научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.

Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.

Для достижения целей физического воспитания в дошкольном возрасте мы используем: физкультурный уголок в группе, который оснащён не только спортивным инвентарем, но и дидактическими, спортивными играми.

Уголок богат разнообразным материалом: обручи, кегли, скакалками, мячи разных размеров, дидактические игры о спорте. Нестандартное оборудование для метания, прыжков, равновесия. Все оборудование должно быть доступно и безопасно для детей, соответствовать нормам СанПиН.

В развивающей среде должны быть предусмотрены возможности для развития ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли мячей, ползания и лазанья, общеразвивающих упражнений.

Спортивный инвентарь для физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных досугов, спортивных развлечений и праздников.

Использование имеющегося оборудования способствует эффективной организации педагогического процесса, позволяющего успешно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Например, в  группе для зрительной гимнастики используются подвесные модули, опорные точки, плакаты с таблицами В.Ф. Базарного.

Родители могут для своей копилки знаний взять интересные игры, задания, упражнения на развитие всех групп мышц. А также упражнения для укрепления свода стопы, подкорректировать осанку, вместе с ребёнком (например - папки  передвижки «Играем и отдыхаем вместе с детьми).

 Предметно развивающая среда носит развивающий характер, создавая условия для творчества детей, создается для психического и физического развития, совершенствуя зону ближайшего развития и его перспективу.

 «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. Сухомлинский.

 Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть  он работает, кричит, пусть он находится в постоянном движении»
             
             Жан Жак Руссо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"  является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: Тема № 4: « Понятие мониторинга окружающей среды». Тема № 5: Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Тема урока № 6: Организация рационального природопо

Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования...

Доклад по теме: "Свой среди чужих и чужой среди своих"

Сообщение по теме: "Одаренные дети"...

Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"

Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...