Проявление детской агрессивности
методическая разработка на тему

Статья на основе анализа педагогической практики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proyavlenie_detskoy_agressivnosti_u_shkolnikov.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

          Проявление детской агрессивности у школьников.

(выступление на м/о воспитателей)

       Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей,педагогов и психологов,но и общества в целом.Причиной является ряд неблагоприятных факторов:

-ухудшение социальных условий жизни детей;

-кризис семейного воспитания;

-невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей;

-увеличение доли патологических родов,оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка

     Свою долю вносят и СМИ,кино,видеоиндустрия,регулярно пропагандирующие культ насилия.

Агрессивность проявляется в широком диапозоне от резких высказываний до физических действий,и ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко ответную агрессию.Возникает порочный круг,в котором агрессия ребенка рождает агрессию взрослого,а агрессия взрослого в свою очередь стимулирует агрессию ребенка(обиду,ощущение несправедливости,изолированности,желание отомстить и т. д.)

   Не следует путать понятия агрессия и агрессивность.Агрессия это отдельные действия и поступки.Агрессивность-относительное устойчивое свойство личности,выражающееся в готов ности к агрессивному поведению.Агрессивность закладывается в детстве,становит устойчивой

чивой чертой характера  и сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни.

   Проявление детской агрессивности является одной из форм нарушения поведения.Сюда относятся вспышки раздраженности, непослушание, избытрчная активность, драчливость, жесто кость.У большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия-от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскоблений и угроз. Отмечаются случаи смешанной физической агрессии  -как косвенной,так и прямой.Такое поведение опасно для окружающих и поэтому требует грамотной коррекции.

   Причины появления  детской агрессивности:

-стремление привлечь к себе внимание свертников;

-стремление получить желаемый результат;

-стремление быть главным;

-защита и месть;

-желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое привосходство.

Провоцируют агрессивное поведение  и психологические особенности:

-недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

-сниженный уровень саморегуляции;

-неразвитость игровой деятельности;

-сниженная самооценка;

-наркшение отношений со сверстниками.

Вариантами проявления детской агрессивности могут быть 4 категории детей:

Дети склонные к проявлению детской агрессии.

 Активные,деятельные,целеу,раскованность,уверенность в себе сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию.Они любят демонстрировать свою власть,отличаются малой рассуди тельностью сдержанностью,плохим самоконтролем.Они действуют импульсивно и непродуманно, непродуманно,не задумываясь о последствиях поступков.Способны на ложь и измену.

Дети склонные к проявлению вербальной агрессии.Они психически неуравновешанные,тревож ные,неуверенные в себе.Малейшие неприятности выбивают их из колеи,вызывают у них вспышки раздражения и гнева,страха.Дети не умеют и не считают нужным скрывать свои чувства и отноше ние к окружающим и варажают их в акрессивных вербальных формах.

Дети склонные к проявлению косвенной агрессии.Таких детей отличает чрезмерная импульсивность,слабый самоконтроль,низкая щсщзнанность своих действий.Они редко задумываются о причинах своих поступков,плохо переносят критику и замечания в свой адрес,по этому люди,критикующие их,вызывают чувства раздражения,обиды подозрительности.

Дети склонные к проявлению негативизма.Дета отличаюься повышенной ранимостью и впечатлительностью.Основные черты характера-эгоизм,чрезмерное самомнение,самодовольство. И критику и равнодушие они воспринимают как обиду и оскорбление.Нередко меняют активный негативизм на пвссивный-умолкают и разрывают контакт.

   Одной из самых больших ошибок взрослых является стремление подавлять проявление детской  агрессивности.Подавленная агрессия не исчезает ,а накапливается в бессознательном ребенкею. Она вырывается наружу в виде яростного  взрыва, вызывая встречную агрессию взрослых и сверст ников.

   В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются  уже не отдельные личности, агрессивное поведение становится более организованным.Дети чаще  стараются решать проблемы в своем кругу,не прибегая к помощи и заступничеству  взрослых.Уверенность и защи щенность приводит к отсутствию страха за наказание.Отсюда враждебность и разрушительность.

   В подростковом возрасте ребята учатся среди реальных людей решать психологические проблемы,преодолевать страх и враждебность,формируют моральные представления,учатся конструктивно выяснять отношения.

   Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:

-проявлять открыто,получать тычки и жизненный опыт.Он либо добивается авторитета, самореализации,либо ломается.

-прятаться,подавлять,становиться послушным,подавлять энергию-в результате неврозы,психо соматические заболевания.

   Развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя способами:эмоциональное отвержение или ужесточение контроля.

   Психологическая коррекция агрессивных  форм поведения проводится различными методами:

-игра;

-изъятие из привычного окружения и помещение  в коррекционную среду;

-творческое самовыражение;

-сублимирование агрессии в социально одобряемую среду(труд,общественная работа);

-сублимирование агрессии в спорт.

     Работу с агрессивными детьми нужно проводить последовательно:

-вырабатываем у ребенка адекватное отношение к агрессивному поведению и стремлению изменить его. В доверительной беседе нужно постараться, чтобы ребенок дал адекватную оценку своим агрессивным поступкам. После чего задаются вопросы: «Как ты сейчас оцениваешь свое поведение?»….Есть еще методика незаконченной истории.

-обучение способам грамотного выражения агрессии и снятия эмоционального напряжения(разыг рывание ситуаций в ролевой игре;выбор способа разрешения ситуации; рисование ситуации в виде комикса).

Рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии:

-посчитать до 10;

-сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов;

-походить вперед-назад по помещению в темпе ,диктуемом собственным  состоянием;

-порвать какую-нибудь ненужную бумагу;

-выместить отрицательные эмоции на каком –нибудь ненужном безопасном предмете;

-разрядить эмоции полезной работой:уборка,спорт,игра,бег.

   В  данной ситуации важно грамотное подведение педагога:

1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии:полное игнорирование реакций ребен кА,выражение понимания его чувств,переключение внимания,позитивное обозначение поведения.

2.Акцентирование внимания на поступках,а не личности: описать как он вел себя  во время агрес сии,не упоминая  прошлых поступков.Проявление  заинтересованности, дружелюбности, твердос ти.Можно использовать приемы:

-констатация факта(ты ведешь себя агрессивно)

-констатирующий вопрос(ты злишься?)

-раскрытие мотивов агрессивного поведения(ты хочешь продемонстрировать силу?)

-обнаружение собственных чувств по отношению к нежелательному поведению(мне не нравится когда со мной говорят в таком тоне)

-апелляция к правилам(мы же с тобой договорились)

3.Контроль за собственными негативными эмоциями

4.Снижение напряжения ситуации.Неправильные действия взрослого усиливают агрессию:повы шение голоса ,демонстрация власти, крик ,негодавание ,агрессивные позы и жесты,высмеивание и передразнивание, негативная оценка личности ,использование физ.силы,втягивание в конфликт посторонних ,наказания,сравнения с кем-то,жесткие требования,подкуп,оправдания.

5.Обсуждение поступка(без свидетелей,когда все успокоится)

6.Сохранение положительной репутации ребека.

7.Демонстрация модели неагрессивного поведения:нерефлексивное слушание,пауза, дающая успокоиться, внушение спокойствия,прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов…

  Дети довольно быстро воспринимают неагрессивные модели поведения.главное-искренность взрослого,соотвествие его невербальных реакций словам.      

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

Материал для родителей по предупреждению детской агрессивности...

Детская агрессивность

Беседа с родителями на собрании....

Детская агрессивность и способы её преодоления

 Детство— период активной социа­лизации личности, когда происхо­дит овладение нормами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одобряемыми. Среди них — детская агрессия. ...

Родительское собрание "Детская агрессивность"

  Родительское собрание. Лекция,  компьютерная презентация, приложение 1.Тема: Детская агрессивность....

Схема создания материальных условий для проявления детского творчества

Схема создания материальных условий для проявления детского творчества...

Правовая ответственность проявления детской агрессии

Представленный материал позволяет раскрыть праовую сторону вопроса детской агрессии, последствия для детей и их родителей. Презентацию можно использоваться на классных часах по профилактике асоциально...

Доклад "Детская агрессивность и проявления отклонений в поведении"

В данном материале я обсуждаю типы и причины отклонений в поведении детей. Способность идентифицировать их необходима каждому воспитателю....