занятие толерантность
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Панкова Людмила Ивановна

конспект занятия по теме толерантность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_temu_tolerantnost-_put_k_miru.docx41.97 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное

занятие   на   тему:     «Толерантность- путь к миру»

Подготовила и провела   27.02.2014 г.  

Воспитатель  8  класса  Панкова  Л.И.

Цель:

знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности. 

Задачи:

      Образовательная

  1. Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.

Коррекционно- развивающая:

  1. Корригировать  и развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение, обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательная:


1. Воспитывать положительное отношение к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать. 

  1. Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Оборудование:

компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация, макет дерева толерантности, глобус, силуэты людей с толерантными качествами, тест на каждого «Толерантный ли я», карточки красного цвета  с заданием «Соотнесение высказывания с заповедью» на каждого, карточки желтого цвета на каждого с заданием « Определение качеств толерантной личности», мусорное ведро, памятки «Как стать толерантным человеком?» на каждого. 

План.

  1. Организационный момент

- демонстрация приветствия народов разных стран(задание на карточках для каждой пары)

       2. Вступительное слово

          - Притча «Ладная семья»

       3. Сообщение темы занятия и цели

       4. Работа по теме занятия

         -определение слова «толерантность»

         -история происхождения понятия «толерантность»

         - физминутка

         -упражнения на закрепление понятия «толерантность»: «Определи  качества толерантной личности»

         - Тест « Толерантный ли я»

         -  пальчиковая гимнастика

         -« Соотнеси  высказывания с заповедью»

         - Тренинг «Мусорное ведро»

          - Дерево толерантности

      4. Итог занятия


Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. (слайд №1)

Сейчас я всех поприветствовала, чувствуете, как стало комфортнее и веселей. 

Знаете ли вы , что приветствия разных стран особенные?

Для того, чтобы  в этом убедиться  давайте выполним 1 задание
Задание 1: Демонстрация приветствий разных стран.  на парту одно задание на двоих получают карточки с приветствиями из разных стран и выполняют действия. 

• сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония); 

• потереться носами (Новая Зеландия); 

• пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания); 

• крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия) 

• показать язык (Тибет); 

• очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

Каждый из нас живет в кругу друзей, приятелей, знакомых и незнакомых людей. Мы общаемся с разными людьми. Мы все отличаемся по возрасту и опыту, по вкусам и убеждениям. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями , быть внимательными к другим, отличать, в первую очередь то , что нас объединяет,- вот об этом и поговорим сегодня

        Какими душевными качествами должны обладать люди, живущие на планете Земля, чтобы исчезли воины, ссоры, чтобы люди не страдали и перестали ненавидеть друг друга?(на глобус по экватору прикрепить силуэты человека, на которых написано- добрый, умный, улыбчивый, сильный, честный, жить в мире и спокойствии)

Вы все ученики одного класса. Какого? Сколько нас? Как вы считаете, класс это маленькая семья или нет? (ответы детей)

И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно? (ответы детей)

Сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья». (Слайд №2)

(притчу читает Жуйко С)

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

-Какие? Как вы думаете?

Предположения детей

(слайд  3  ) Любовь

               Прощение

                Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

Обсуждение притчи.

три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? Какие?

- как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?

- всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность».

 Сегодня наше занятие посвящено теме толерантности и называется оно «Толерантность – путь к миру».

- Как вы думаете, почему мы будем говорить об этом?

 (класс – это школьная семья, в последнее время много ссоримся.)

(Сделать вывод из сказанного детьми)

Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «толерантность», что оно обозначает.

 Итак, толерантность слово заимствованное, а поэтому малопонятное.

 Вы  знаете, что такое толерантность?

Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
На слайде даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
со слайда  дети зачитывают:


  • Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский) 

  • Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский) 

  • Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
  •  
    Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский) 

Что общего в этих определениях?

Термин “толерантность” объясняется, как терпимость. 

Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
Терпимость – это форма поведения. Ученик, который  хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже  начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет
.
Как каждый из вас понимает это слово? 
Вот какое определение толерантности дают дети, ваши ровесники:

«Толерантный человек способен понять и простить других людей, он с уважением относится к их привычкам и ценностям»

 «Толерантность - это, можно сказать, лучшее качество человека. Оно учит людей быть такими, какие они есть, а также принимать других людей такими, какие они есть. Если бы все люди были такими, то мир был бы совсем другим, намного лучше»

«Толерантность, терпимость, доброжелательность, взаимопонимание - эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонимания и доброжелательности не может существовать дружба»
Какие можно подобрать слова-синонимы ?

- уважение к чужому мнению, лояльность ,терпимость, доброжелательность и др.

– Почему нужно быть терпимыми? Что вы понимаете под словом терпимость?

Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

– Как поступает терпимый человек?

Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!

Ну а здесь вы можете увидеть, что же каждая буковка этого слова означает. (Слайд) Давайте каждый по очереди прочитает значение букв в этом слове.

•          Т – терпимость
•          О – ответственность
•          Л – любовь к ближнему своему

•          Е - единство, взаимопонимание и дружба
•          Р – равноправие
•          А – активность
•          Н - не безразличие к окружающим людям
•          Т - творческое общение
•          Н - наш мир
•          О – отличия
•          С - справедливость, сострадание
•          Т-труд

•          Ь - личное понятие толерантности

История происхождения понятия толерантность (слайд).

 Итак. Толерантность – это ТЕРПИМОСТЬ(слайд) –способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других.

Как вы думаете, как давно появилось понятие толерантная личность ? (слайд )

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".(слайд )

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – УВАЖЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ ЛЮДЕЙ, КАКИМИ БЫ ОТЛИЧНМИ ОТ НАС ОНИ НЕ БЫЛИ. Люди разные, это нужно понимать и принимать.

Человек имеет право быть ДРУГИМ!!
- Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
- Итак, толерантность – это умение быть терпимым к чужим мнениям.
итак, быть толерантным, значит:

  • Уважать другого.
  • Любить ближнего своего.
  • Не злиться.
  • Быть добрым, терпимым
  • Сострадать

 - А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают  Международный день Толерантности

В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, в очках и без очков, разных национальностей. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. О том же говорит и Библия: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, – все одинаковы. Делать добро другим – не обязанность. Это радость, и эта радость улучшает здоровье и увеличивает счастье.

физминутка  слайд

Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

 а) определение качеств толерантной личности;

(на столах карточки желтого цвета)

сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:

  • Терпимость +
  • Бессердечность -
  • Конфликт -
  • Сострадание
  • Прощение +
  • Вспыльчивость -
  • Желание что-либо делать вместе +
  • Милосердие +
  • Злорадство -
  • Ложь -
  • Сотрудничество +
  • Уважение прав других +
  • Раздражение -
  • Принятие другого таким, какой он есть +
  • Зависть -

у всех  -  из 15 качеств выбрать качества толерантной личности

у Яценко С,  у Соловьевой Е и Коршунова Д  -  из 7выбрать+ у Саши -крупный шрифт

итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

СРАВНИВАЕМ С КАЧЕСТВАМИ НА СЛАЙДЕ

б) Тестирование (практическая работа)

Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.

Дети. Отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах.

Тест « Толерантный ли я»

1. Если одноклассник очень отличается от меня внешним видом, поведением,  я

а) не буду с ним общаться                          

б) толкну, стукну его                                      

в) подружусь с ним                                        

2. Когда в игре кто-то делает по- своему, не так, как мне хочется, я

а) не буду с ним играть                                

б) толкну, стукну его                                      

в) попрошу объяснить, что он делает      

3. Если моего одноклассника похвалила учительница за хороший ответ, а меня нет, я

а) не буду с ним общаться                        

б) толкну, стукну его                                  

в) постараюсь отвечать лучше                

4. В нашем классе появился ребёнок – инвалид, я

а) не буду с ним общаться                        

б) посмеюсь, какой он неуклюжий

в) подружусь с ним

5. Если одноклассник верит в другого Бога, я

а) не буду с ним общаться

б) посмеюсь над ним

в) попрошу рассказать о его вере

Ответы: а) по 2 балла

               б) по 1 баллу

               в) по 3 балла

Подсчитайте количество баллов .

Вывод:  (слайд)

От 5 до 9 баллов – ты часто ведёшь себя так, что людям рядом с тобой неуютно. Ты часто бываешь агрессивным, обижаешь одноклассников. Задумайся, ведь всё сделанное возвращается обратно.

От 10 до 14 баллов – часто ты проявляешь доброту, понимание, уважение к чужому мнению, но иногда ты совершаешь поступки или говоришь слова, за которые тебе бывает стыдно. Сдерживайся!

15 баллов – ты толерантен! Уважая себя, ты уважаешь и принимаешь весь окружающий мир.

Задумайтесь над ним.

Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире? 
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.(слайд)

- А  можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными?  Терпимыми?   
Дети: знание и соблюдение заповедей. 

В) На столах у каждого карточки красного цвета . 

Задание :

соотнесение высказывания с заповедью;

  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».                           (возлюби ближнего своего)
  • «Гнев -  страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».                   (не убий)
  • «Не делай другому того, от чего больно тебе».                  (золотое правило)
  • «Ничто притворное не может быть продолжительным».  (не лги)
  •  «Любовь к родителям - основа всех добродетелей».        (почитай отца своего и матерь свою)
  • Воровство порождает лень и жадность.        (не кради) 

У ЯценкоС., у Коршунова Д. и Соловьевой по 2 высказывания. У Саши- крупный шрифт

ТРЕНИНГ «Мусорное ведро»

 Воспитатель ставит на середину класса небольшое ведёрко и предлагает детям порассуждать.

- Зачем человеку нужно мусорное ведро?

- Почему необходимо постоянно освобождать его от мусора?

Представьте себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Что будет происходить с человеком?

 Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи.

Я предлагаю вам выбросить ненужные обиду, гнев, страх в «мусорное ведро». Для этого вы на листочках бумаги записываете чувства, от которых хотите освободиться.

Например: «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…».

Затем сворачиваете листочки комочками, выбрасываете в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством обиды, гнева).

В конце занятия ребятам предлагаю  составить «Дерево Толерантности».

 «Толерантность – это дерево, которое не может вырасти самостоятельно».

У вас на столах у каждого лежит по листочку ,  вы напишете на нем советы , пожелания, что по вашему, надо сделать, чтобы наш класс ,  наша школа стали   пространством  толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более  толерантным. Затем листочки прикрепим  на дерево. На столах у каждого листочек дерева из цветной бумаги, на котором  обучающиеся напишут пожелание и приклеивают свой лист к «Дереву Толерантности».

Сегодня мы с вами задумались над проблемой толерантности. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. И у вас на партах есть памятки «Как стать толерантным человеком». Если мы будем их придерживаться, тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше!.

Мои пожелания:

  • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

Наш разговор о толерантности не окончен. Мы его продолжим,  обсудим, что значит толерантность в семье, в классном коллективе и вообще в  обществе

Успеха!! Спасибо за сотрудничество


Памятки «Как стать толерантным человеком?» раздаются детям. 


  • Уважай собеседника.

  • Старайся понять то, о чем говорят другие.

  • Отстаивай своё мнение тактично.

  • Ищи лучшие аргументы.

  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

  • Стремись учитывать интересы других.

  • Прощай.

  • Уважай права другого.

  • Уважай человеческое достоинство.

  • Принимай другого таким, каков он есть.

  • Сострадай.

  • Проявляй терпимость к чужим мнениям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Толерантность"

Цель: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие....

Занятие "Толерантность: умение слушать"

Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной,социальной и религиозной принадлежности, взглядов,...

Конспект внеурочного занятия "Толерантность-жизнь без конфликтов"

В конспекте занятия представлена информация о формировании толератного поведения подростков...

Психопрофилактическое занятие "Толерантность"

Сегодня толерантность трактуется как терпимость, спокойное отношение к различным взглядам и убеждениям, поведению и внешнему облику других людей, притом, что самому человеку подобные особенности не св...

Тема занятия "Толерантные отношения между народами"

Данная работа проводилась в рамках исследовательской площадки по изучению процесса формирования толерантной культуры подростков в условиях внеурочной деятельности....

Конспект занятия "Толерантная личность"

laquo;ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ»Аудитория: 7-8 классы ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯВвести и закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения.Отработать умение видеть ме...

Тренинг-занятие «Толерантное отношение к ВИЧ- инфицированным и больным СПИДом людям»

Тренинг-занятие«Толерантное отношение к ВИЧ- инфицированным и больным СПИДом людям»...