Занятие "Толерантность: умение слушать"
план-конспект на тему

Половникова Ирина Александровна
Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной,социальной и религиозной принадлежности, взглядов,стилей мышления и поведения - одна из основных целей в воспитании современных школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 16.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие. Толерантность: умение слушать

Цель занятия: рассмотрение 4-х видов слушания; обучение техники активного, рефлексивного и пассивного слушания.

План занятия

1. Разминка:

Провести игру Глухой телефон по группам

(ведущий группы загадывает слово, которое передается ребятами на ухо, друг другу. Слово на выходе обычно отличается от первоначального. Делается вывод, что, увы, так же, происходит и в жизни, что приносит много проблем в общении).

2. Тест «Умеете ли вы слушать».

a. почти всегда - 2 балла,

b. в большинстве случаев - 4 балла,

c. иногда - 6 баллов,

d. редко - 8 баллов,

e. почти никогда - 10 баллов.

 

Вопросы:

1. Стараетесь ли вы "свернуть" беседу в тех случаях, когда ее тема (а то и собеседник) неинтересны вам

2. Раздражают ли вас манеры вашего собеседника

3. Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость и грубость

4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым вам человеком

5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника

6. Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом

7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник

8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы

9. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы

10. Бывает ли у вас снисходительный менторский тон, с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к собеседнику

*Излишне напоминать, что точный ответ вы получите при желании ответить с максимальной искренностью на все вопросы.

*Если в итоге вы набрали сумму более 62 баллов, то вы слушатель "выше среднего уровня". Иными словами - чем больше у вас баллов, тем в большей, степени развито у вас умение слушать.

3. Виды слушания.

Умение слушать позволяет четко, без искажений понимать ситуацию другого человека. Так вы избежите интерпретации на свой лад высказывания собеседника и конфликта в отношениях.

1) Активное слушание предполагает заинтересованное отношение к собеседнику, уточняющие вопросы по типу: Правильно ли я поняла, что…, Так ли это.. . То есть … . благодаря такой обратной связи у вашего собеседника появляется уверенность, что передаваемая им информация правильно понята.

2) Рефлексивное слушание - предполагает более активное участие в разговоре. Перефразирование высказываний собеседника таким образом, чтобы акцентировать основные идеи и высветить противоречия. Например: То есть ты думаешь, что он специально это сделал, чтобы тебя обидеть Иногда после таких вопросов, человек начинает лучше понимать ситуацию, оказываясь в состоянии проанализировать причину проблемы, и увидеть выход из трудной ситуации.

Первые 2-е техники имеет смысл применять в тех случаях, когда ваш партнер, как минимум равен вам.

3) Пассивное слушание.

Бывают ситуации, когда приходиться слушать человека в сильном эмоциональном возбуждении. И в этом случае приемы активного слушания не срабатывают. Вашего партнера сложно назвать собеседником, он всего лишь человек, которому трудно контролировать свои эмоции и услышать вас. Ему нужно лишь одно выговориться и успокоиться, и только после этого с ним можно разговаривать на равных.

Здесь важно просто слушать человека и давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать.

Лучше всего при этом действуют так называемые угу реакции: Да да, угу, ну конечно и т.п. Техника требует от вас одного, чтобы разговор не прервался, пока собеседник не остынет. Затем можно включить активное слушание, в виде отражения эмоционального состояния: Я вижу, что ты взволнован …, Ты, наверное, очень переживаешь…, Конечно, это очень не приятно ….

Пример разговора:

Представьте, что у вас проблемы с глазами, и вы обращаетесь за помощью к офтальмологу за помощью. Он выслушивает вашу жалобу, затем снимает свои очки и протягивает их вам.

- Наденьте, я их носил 10 лет, и они мне по настоящему помогли. У меня есть еще одна пара дома, а вы носите эти.

Вы их одеваете, но они лишь усугубляют вашу проблему.

- Ужасно, я ничего не вижу!

- Это почему Они хорошо послужили мне, попробуйте еще раз.

- Я стараюсь, но все мутно.

- Слушайте, что с вами происходит, мыслите позитивно.

- Хорошо, я позитивно ничего не вижу.

- Ну, вы просто не благодарный, и это после всего, что я для вас сделал.

3. Вопрос к классу: Обратитесь ли вы к этому врачу за помощью

Сложно быть уверенным в человеке, который предлагает лечение, раньше, чем ставит диагноз. Но, как часто в нашем общении, мы поступаем подобным образом

4. Упражнения Отражение содержания: выполняется в парах.

Первый участник искренне произносит какую-либо эмоционально окрашенную фразу, например, Ты знаешь, на днях у нас вышла размолвка с мамой… Мне до сих пор тяжело на сердце…. Второй, выслушивая фразу:

1. практикует активное, рефлексивное или пассивное слушание в зависимости от активности собеседника; например, Как же это произошло, Вот так и сказала, Я тебя правильно понял… или То есть вы так и не помирились до сих пор, И ты думаешь, она обижена или Понятно…, Ну, ясно, это нелегко.

2. как можно точнее повторяет своими словами содержание того, что он услышал и понял. Например, Я понял, что ты поссорился вчера со своей мамой из-за… Она утверждала, что … А ты утверждал, что … Вы до сих пор не помирились, и тебе из-за этого тяжело на сердце.

Первый участник поправляет, что второй понял неправильно.

5. Вопросы к классу:

1. У кого-нибудь в паре было такое, что отражение содержания не совсем соответствовало высказыванию Если да, то почему, как вы думаете

2. Каково главное правило успешного общения (умение внимательно слушать, вникать в ситуацию другого человека, не интерпретировать его мнение по-своему).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.

Данный урок предназначен для учащихся 11 класса в рамках реализации программы «Психология жизненного успеха». В ходе урока используются различные формы работы: беседа, тест, психологическая игра, кото...

Конспект занятия с членами замещающих семей "Умение слушать"

Данный коспект занятия предназначен для проведения с членами замещающих семей, которые испытывают определенные трудности. Чаще всего эти трудности встречаются в семьях, которые воспитывают детей подро...

Эссе на тему "Умение слушать и вести беседу"

Может быть кому пригодится? У Всех курсы......

Внеклассное мероприятие часа общения по теме: « Умение слушать и слышать».

Данный материал представлен в виде сказки, содержит практический материал и вопросы для фронтальной беседе по теме : "Умение сышать и слушать"...

классный час "Умение слушать"

классный час "Умение слушать"...

Урок - тренинг "Умение слушать"

Живя в всверхскоростном ритме времени мы утратили одно из важнейших качеств - это умение слушать, умение выслушать собеседника. Уметь выслушать оппонента - это 50% успеха, а может и более, как з...

Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания. 9 класс

В ходе урока используются различные формы работы: беседа, тест, психологическая игра, которая доказывает, что активное слушание это залог конструктивного общения....