Конспект занятия "Толерантная личность"
план-конспект занятия по психологии (7 класс)

Пошлякова Дарья Гавриловна

«ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ»

Аудитория: 7-8 классы

 

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  1. Ввести и закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения.
  2. Отработать умение видеть межиндивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к различиям.
  3. Сформировать представление о толерантном поведении в условиях конфликта интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._zanyatiya_tollerantnost.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ»

Аудитория: 7-8 классы

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  1. Ввести и закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения.
  2. Отработать умение видеть межиндивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к различиям.
  3. Сформировать представление о толерантном поведении в условиях конфликта интересов.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Перед занятием можно нарисовать на ватмане стилизованный чемодан (примерно на пол-листа) «Чемодан опыта», а во время проведения записывать в нега самые важные выводы, которые делаются по результатам тех или иных упражнений, этапов занятия, буквально по одному предложению, но самое важное.

 1. Письменный опрос

Учащимся раздаются листки формата А6, на которых они выполняют следующие задания:

  напишите, пожалуйста, все, что знаете о толерантности: что это такое, в каких ситуациях она проявляется, зачем она нужна;

  были ли у вас занятия, посвященные толерантности, и если «да», то напишите, пожалуйста, в какие игры играли, о чем говорили, какие выводы сделали.

2. Знакомство

Представление в парах.

Инструкция: «Вы друг друга хорошо знаете, а мы вас не очень. Мы бы с вами хотели поближе познакомиться и сделаем это вот каким способом. Разбейтесь на пары так, как сидите, начиная от меня по часовой стрелке. (Участники разбиваются. Если их нечетное число, крайнему пару составляет ведущий.) Сейчас у каждого в паре будет по две минуты на то, чтобы рассказать партнеру главное о себе, и обязательно - чем ты, на твой взгляд, отличаешься от здесь присутствующих. Может быть, ты что-то лучше всех умеешь делать или у тебя есть необычное хобби. Итак, на весь процесс есть четыре минуты. После этого вы будете представлять друг друга всей группе. Для этого первый встает, называет имя своего напарника и рассказывает о нем то, что узнал. Потом то же делает второй. Затем очередь переходит к следующей паре».

        Назначение процесса: ведущий запоминает имена участников, участники несколько открываются друг другу, в занятии возникает тема межиндивидуальных различий и уникальности каждого человека.

3. Разминочная игра (варианты) «Бабушкины ключи»

Материалы, необходимые для проведения: связка ключей и что-нибудь, чем можно обозначить черту, например два листка бумаги, два куска бумажного скотча, веревка и т. д.

Организация пространства для игры: свободное пространство от классной доски (ширина 3 м, длина 7м- чем больше ребят, тем больше пространство), далее параллельно доске обозначается черта (во всю ширину свободного пространства), далее за чертой должно оставаться столько места, чтобы могли поместиться все участники. На удалении 0,7 м от доски на пол кладутся ключи.

Инструкция: «У внуков и внучек есть такое развлечение - подшучивать над бабушкой. Особенно интересно украсть у бабушки ключи и наблюдать, как она их ищет. Мы в это сыграем. Я буду бабушкой, а все остальные внуками и внучками. Сначала вы разместитесь за этой чертой. У бабушки на пол упали ключи, ваша задача их стащить. Бабушка что-то готовит, но время от времени оглядывается. При этом бабушка ни за что не должна заметить никакого движения. Если она оглянулась и увидела какое-то движение, все возвращаются обратно за линию. Когда вам удастся схватить ключи, бабушка не должна увидеть не только движение, но и у кого находятся ключи. Если увидит, все возвращаются за линию. Игра заканчивается, когда ключи оказываются за чертой». Дав инструкцию, ведущий встает к доске так, чтобы ключи оказались несколько позади него, участники встают позади черты, и игра начинается. Во время игры ведущий может изображать бабушку, которая готовит. После нескольких неудачных попыток можно дать команде пару минут обдумать их стратегию.

Игра не только разминочная. Иногда (при соответствующей игре команды) можно в конце сделать вывод, что выиграть здесь можно только сообща, причем требуются люди с разными способностями - самый «широкий», самый бесшумный, самый ловкий и т. д. В некоторых ситуациях различия между людьми важны.

«Крокодилы и лягушки»

Необходимое оснащение: колокольчик или погремушка и бумага (можно газеты, старые тетради, нарезанные обои и пр. лучше формата АЗ - А2, количество - исходя из А5 на каждого участника).

Организация пространства: освободить значительную часть комнаты, по полу на удалении друг от друга разложить листы бумаги. Инструкция: полкомнаты это болото, бумага - это листы кувшинок. Все участники - лягушки, а ведущий (ведущие) - крокодилы, которые питаются лягушками! Пока крокодил сыт, звенит колокольчик, а лягушки беззаботно прыгают по болоту. Если колокольчик смолк, значит, крокодил вышел на охоту. Лягушки должны запрыгнуть на листы. Кого крокодил успеет схватить или чья нога будет на полу (того крокодил тоже хватает), тот выбывает. И так - пока не останется одна лягушка - «последний герой». Во время проведения игры ведущие после каждой «охоты» убирают бумагу (целыми листами или отрывая от листов) исходя из формулы «количество выбывших х А5 + еще немного». Важно следить за тем, чтобы участникам было как можно теснее на «листьях», контролировать количество оставшейся бумаги. Если число участников не превышает 12-15, достаточно одного ведущего-«крокодила», если больше - лучше двое.

«Японский театр, или Театр Кабуки»

Эта игра способствует сплочению участников и является хорошей разминкой.

Участники разбиваются на две команды.

Инструкция: «Все вы знаете игру «Камень, ножницы, бумага». В ней камень побеждает ножницы, ножницы - бумагу, а бумага - камень. Предлагаю вам сыграть в похожую игру, только команда на команду. Будет несколько раундов, перед каждым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру будут показывать ее участники (каждый из команды - одну и ту же!). Потом команды строятся в параллельные шеренги лицом друг к другу (ширина пространства между шеренгами около 2 м) и по отмашке ведущего изображают ту фигуру, которую каждая из них выбрала. Фигуры три: самурай, дракон, японская принцесса. Самурай делает так... (ведущий изображает выпад вперед с махом мечом сверху вниз и пронзительным криком),дракон делает так... (шагает вперед, вздымает лапы и свирепо ревет), а принцесса так. ..(на лице «японская» улыбка, руки по швам, ладони отведены и держатся параллельно полу, ноги вместе и чуть согнуты. Принцесса быстро семенит мелкими шажочками и пищит «ти-ти-ти-ти-ти»). Дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает самурая, а самурай зарубает дракона. После каждого раунда ведущий оглашает победителя и общий счет.

Эта игра усиливает межкомандное соперничество, поэтому ее можно применять перед другими командными играми, где от участников требуется азарт и дух соперничества. Обычно проходит очень весело.

4. Лекционный блок ведущего

Тезисы:

  • Толерантность это качество личности.
  • Это такое качество, которое проявляется, когда взаимодействуют (непосредственно или опосредованно) два или больше человек и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами, вкусами, поведением.
  • Толерантным будет считаться тот человек, который относится к отличному от него человеку без внутреннего протеста, то есть принимая его таким, какой он есть.
  • Толерантное отношение основывается на способности к сопереживанию и стремлении к взаимопониманию. Оно может быть основой толерантного поведения.

Не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интолерантных людей. Важно то, есть ли в нас стремление к толерантным взаимоотношениям.

        5. Упражнение «Отличия»

        участники и ведущие садятся в круг.

Инструкция: «Сейчас мы выполним такое упражнение. Я посмотрю на своего соседа (соседку) справа и скажу, чем мы с ним (с ней), по моему мнению, отличаемся друг от друга. Здесь я могу назвать как внешние, так и внутренние отличия. Затем я скажу, что я чувствую по этому поводу, как к этому отношусь. Когда я закончу, мой сосед скажет, чем он отличается от его соседа справа, и так далее, пока все не скажут».

Можно завершить упражнение двумя способами. Либо ведущий говорит: «Даже внутри этой группы мы выявили столько различий и столько разных чувств по поводу различий - и неприятных, и приятных, и нейтральных. А ведь бывает так, что в обществе к некоторым различиям принято относиться стереотипно, одинаково: если мы разных национальностей, значит, ты хуже, если мы разных религий, значит, ты хуже, если ты богаче, значит, ты хуже. Всегда помните: как относиться к различиям, это только ваше дело, и никому не позволяйте навязывать вам стереотипное отношение». Либо по завершении ведущий называет группы людей, к которым принято относиться неприязненно, нетерпимо, и задает те же вопросы: «Чем вы различаетесь? Как ты относишься к этим различиям?»

Назначение упражнения: углубить способность видеть межиндивидуальные различия. Показать, что часто наше отношение к различиям стереотипно, что можно относиться к различиям многими разными способами, каждый раз определяя свое отношение к конкретному человеку.

6. Игра «Меньшинства»

Вопросы и задания для рефлексии после игры:

Представители команд, озвучьте, пожалуйста, инструкции, выданные командам.

  • Были ли соблюдены инструкции?
  • Достигла ли своих целей команда «переселенцев»?
  • Какие чувства испытывали команды по отношению друг к другу в процессе игры?
  • Если команды действовали агрессивно, в чем причина агрессивных действий?
  • Какой образ действий мог бы быть более конструктивным (у той и другой команды)?

Назначение игры: показать, как простое непонимание поведения другого может вызвать агрессию и другие неконструктивные формы поведения.

С этим же назначением может проводиться игра «Хрустальные люди».

Группа разбивается на три команды, одна ставит стулья в круг и остается в классе, другая выходит из класса, третья занимает наблюдательскую позицию (стулья поодаль, полукругом).

Сначала инструкция дается команде вне класса: «Ваша задача - чтобы люди, сидящие в классе в кругу, встали и пошли. У вас будет 3 попытки по 2 минуты, между попытками - время на обсуждение. Сейчас у вас есть 4-5 минут на то, чтобы договориться, как вы будете это делать». Инструкция сидящим в кругу: «Вы - хрустальные люди. Вы встанете и пойдете, если посчитаете это достаточно легким и безопасным для себя. У вас есть 3-4 минуты на то, чтобы о чем-либо договориться, будете ли вы следовать каким-то общим правилам поведения и каким. Когда время пройдет, в класс зайдет другая команда и, возможно, они попытаются –что-либо сделать. У них будет для этого 3 попытки по 2 минуты».

Инструкция наблюдателям: «Наблюдайте за тем, что здесь будет происходить, и постарайтесь подыскать максимальное количество примеров из реальной жизни, на которые бы это было чем-то похоже».

Вопросы для рефлексии:

♦        Представители команд, озвучьте, пожалуйста, инструкции, выданные командам.

♦ Какие чувства испытывали команды по отношению друг к другу в процессе игры?

  • Какие решения приняли команды самостоятельно, помимо инструкции?
  • Что команда сидящих думала о намерениях пришедших в процессе игры? А наоборот?

♦  Если команды действовали агрессивно, в чем причина агрессивных

действий?

♦  Какой образ действий мог бы быть более конструктивным (у той и другой команды)?

♦  Вопрос к наблюдателям. На что было похоже происходившее здесь?<

 Как правило, в процессе игры команда пришедших идет на всевозможные уловки и ухищрения, чтобы поднять сидящих в кругу, однако никогда не спрашивает их, почему же они не встают, и не сообщает своих намерений. Сидящие в кругу часто самостоятельно принимают решение не вставать ни в каком случае и не говорить вошедшим, почему они не встают, хотя в инструкции нет этого и в помине. Обычно группа сообща находит несколько примеров из жизни, для которых эта игра является моделью - случаи, когда стороны, требуя чего-то друг от друга, не желают друг друга понять.

7. Упражнение «Конфликты»

Класс делится на четыре группы. Даются задания: одна разыгрывает конфликт в семье, вторая в школе, третья среди сверстников, четвертая на улице. Время на подготовку - 7-10 мин. Затем команды по очереди выступают. После выступления каждой команды ей задаются вопросы о чувствах участников конфликта.

Обсуждение каждого выступления можно провести следующим образом: члены группы отвечают на вопрос, что, по их мнению, осталось после конфликта у участников (это могут быть эмоции, перемены в отношениях, телесные повреждения и т. д.). Затем подгруппы дают рекомендации насчет поведения в таких ситуациях как сделать его более толерантным. Важны даже самые маленькие возможности, самые маленькие шаги. Ведущий отмечает, что чаще всего невозможно сделать поведение полностью толерантным, но главное - это стремление сделать его таковым. Рекомендации команд можно записывать па ватман.

8. Речь ведущего

Тезисы:

  • Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это.

♦ Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении

♦ Важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, с которыми встречаетесь.

9.        Творческая работа «Дерево толерантности»

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.

Инструкция: «Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы ваша школа стала пространством толерантности, то есть чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». Затем листочки приклеиваются на дерево.

10.        Заключительное анкетирование

Нужны листочки формата А6 (половина тетрадного листа) и ручки или фломастеры.

Инструкция: «Напишите на листочках, где в своей жизни вы сможете применить те принципы, те знания и опыт, которые приобрели на занятии».

11.        Заключительное действие - «Техасские объятия»

Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь. Очень весело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту урока "Вернисаж. Знаменитые личности села. С.В. Нарыжный"

Данная презентация дополняет конспект урока по одноименной теме....

План-конспект урока физической культуры "Здоровый образ жизни как способ формирования личности в процессе занятий спортом"

Данный урок разработан для учащихся 6 класса коррекционной школы 8 вида. Урок сдвоенный и состоит из двух частей: первая часть - теоретическая и проводится в классе, вторая часть - практическая и пров...

Конспект итогового занятия в рамках темы «Русь IX-XVI» Тема занятия: «Выдающиеся личности эпохи Рюриковичей»

Форма урока: интерактивное занятие, рассчитанное на 2 часаУчебный предмет: История РоссииВ ходе занятия учащиеся смогут:характеризовать, отличать, оценивать деятельность различных государственных деят...

Презентация. Приложение к конспекту "Трагедия личности и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием".

Работа по этой презентации  поможет   совершенствовать навыки погружения в литературное произведение, его глубинного  анализа, соотнесения его содержания с критической и мемуа...

Конспект урока "Личность и судьба Л.Н.Толстого. Рассказ "После бала"

Урок в 8 классе. Цель: ознакомление с творчеством Л.Н.Толстого, формирования понятия "антитеза"...

Конспект: «Педагогическая мастерская» По теме: «Влияние личности тренера на становление личности спортсмена»

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности тренеров-преподавателей, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.- изучить структуру лич...

Конспект урока "Личность реформатора и судьба преобразований в российской истории"

На основе изучения наследия П.А.Столыпина и А.Н. Косыгина определить, какие уроки можно извлечь из опыта их реформаторской деятельности, чтобы использовать их в современной России...