«Возвращение к сказке» (урок по русской народной сказке «Курочка ряба») в 7 классе
план-конспект урока (7 класс) на тему

Шишкина Ольга Алексеевна

Урок возвращает к русской народной сказке, которую детям читали в раннем детстве взрослые. Теперь она предстаёт перед ними удивительно мудрой. Её смысл можно соотносить с различными жизненными ситуациями. А языковой анализ показывает, как гениально просто и изящно сложена эта  маленькая сказка, как каждое слово направлено на раскрытие основной мысли, на яркое её представление и запоминания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок словесности79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа № 6”

городского округа город Кумертау

Республики Башкортостан

«Возвращение к сказке»

(урок по русской народной сказке «Курочка ряба»)

  Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

                   О.А. Шишкина

2013г.

         

Цели  урока:    -  показать идейную глубину сказки, прочитанной в раннем        

                              детстве;

       -  формировать у учащихся более зрелое отношение к

         общественному и личному достоянию, к умелому обращению с ним, к бережливости, осмотрительности, благоразумному предвидению.

Задача урока:    1. научить

                                а) анализировать кажущиеся простыми тексты русских народных сказок;

                                б) языковому разбору текста на примере сказки;

                                в) умению формулировать основную мысль произведения.

                        2. закрепить теоретические знания по жанру фольклорной сказки, полученные в 5 кл.

                                                

Ход  урока.

I. Слово   учителя:

-  Есть произведения, которые можно всю жизнь держать в памяти, возвращаться к ним, учиться у них. И это, конечно, русские народные сказки.

        - Какие сказки были вам прочитаны родителями, бабушками, дедушками в раннем детстве? Какие сказки стали вашими первыми книжками?

        -  Почти все известные вам сказки хотя и допускают разные толкования, но обычно уже на основании первого знакомства с текстом бывает понятно, чему они учат.

(Работа в группах. Записываем, читаем)

-     Чему учит сказка «Колобок»?

-        «Теремок»?

-        «Репка»?

         -     Но сказка «Курочка ряба» нуждается в ином отношении. В известном всем варианте её смысл надёжно удалён и труднодоступен.

        -        Потому мы на сегодняшнем уроке который называется «Возвращение к сказке», проанализируем содержание сказки «Курочка ряба», произведём её языковой разбор и сформулируем основную мысль этой незамысловатой, на первый взгляд, совсем детской сказки.  

(Показать на экране название урока, цели и задачи)

II. Работа в группах.

        -        Чтение распечатанной сказки каждым учеником и присутствующими с экрана.

        -        задача каждой группы:

                                а) сформулировать вопросы по содержанию сказки, записать их и представить всем присутствующим на уроке;

                                б) вопросы обязательно должны начинаться со слов «почему» и «зачем».        

        -        Выбираем главные вопросы, сформулированные вами:

(Показать на экране:

- зачем понадобилось деду и бабе бить золотое яичко?

- почему они его били так настойчиво?

- почему они огорчились и неутомимо заплакали, когда яичко оказалось разбитым? Неужели потому, что не они разбили, а мышка?

- почему их может утешить такое скромное обещание курочки – снести другое яичко, но не золотое, а простое?)

        -        Скажите, эти вопросы возникали у вас, когда вам читали эту сказку?

        -        Конечно, нет, потому что

                                а) вы были совсем маленькими;

                                б) к сказке этой вы не возвращались с намерением прочитать её и подумать над её содержанием;

                                в)  её воспринимали как забаву.

III. Беседа о содержании сказки.

        -        Сказка очень короткая, короче всех сказок, о которых говорим сегодня. Прямо и читать нечего. Давайте устно сделаем её больше, дополним ситуации, о которых говорится в сказке, пофантазируем. При этом постараемся ответить на вопросы. (Вопросы выводятся на экран)

        Итак, каждая группа выбирает себе части:

                                1-ая часть: 1-ый абзац;

                                2-ая часть: 2-ой и 3-ий абзац;

                                3-ая часть: 4-ый абзац.

Учитель повторяет финал сказки, или всё, если в этом есть необходимость.

Плачут дед и баба, убиваются горько. Утешает их курочка, обещает снести новое яичко, только не золотое – простое. Хотя не велик посул, но и ему рады дед и баба, пусть хоть простое яичко будет. Коли большую радость не уберегли, пусть достанется малая.

Вот уж поистине: что имеем, не храним, потерявши – плачем!

И сколько тому примеров!

        -        Давайте приведем примеры того, что можем важное потерять, а потом всю жизнь об этом горько жалеть?

                                                        -        любовь,

                                                        -        дружбу,

                                                        -        доверие друзей,

                                                        -        своё доброе имя и честь,

                                                        -        заветную мечту,

                                                        -        здоровье.

        -        На что мы всё это можем бездумно обменять?

                                                        -        на дурные привычки,

                                                        -        неуёмные страсти,

                                                        -        вредные удовольствия.

        -        А что надо делать, чтобы потом не терзал тебя едкий стыд, горькое раскаянье, гнетущее сожаление?

                                                        -        спохватиться раньше;

                                                        -        одуматься;

                                                        -        сказать твёрдое «НЕТ!»

        -        Ребята, согласитесь: малюсенькая сказка «Курочка ряба» - удивительно мудрая: её смысл можно соотносить с различными жизненными ситуациями, потому что о многом она заставляет задуматься, старательно оберегая человека с самого детства от поспешных решений, опрометчивых поступков, беспечные отношения к ценностям, прежде всего нравственным.

IV. Языковой разбор сказки.

        -        Коротенькая сказка «Курочка ряба» сложена стройно, изящно. В ней нет ничего лишнего, каждое слово на месте и имеет то значение, какому здесь следует быть.

        -        Кому адресована сказка?

        -        Докажите это?

        Маленьким слушателям, потому здесь: - много уменьшительно-ласкательных суффиксов;

                                                                          - всё маленькое, посильное детям: курочка, яичко, мышка, хвостик;

                                                                          - присутствуют рифмы, облегчающие детям запоминание сказки:

                                                баба - ряба

                                                простое - золотое

                                                плачет – кудахчет

        -        Продолжаем анализировать текст сказки.

                        Что ещё обращает на себя внимание в тексте сказки

                                                -        повторы

                        Зачем они нужны?

-        чтобы показать многократность, настойчивость действий. Было время у деда и бабы, нет бы подумать как поступить, а они били, били…

-        Найдите ещё повторы. Можно группам посоветоваться.

                Повторяющийся порядок слов:

                                        дед плачет

                                        баба плачет

                                        курочка кудахчет.

-        Это синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений. Что он помогает передать?

                                                общее смятение, чувства горечи и обиды.

-        Рассмотрим порядок главных членов предложения.

-        Каков порядок главных членов первых трех предложений предложения?

обратный: на первом месте – сказуемое, на втором – подлежащее.

-        В каком типе речи принят такой порядок слов? Что он передает?

в повествовании для спокойной передачи давних событий, долговременных или постоянных действий.

-        Начинаем с 4-ого предложения, порядок главных членом меняется, как и почему?

Сказуемые сдвигаются в конец предложения, приобретают большую смысловую значительность, т.к. возрастает активность действующих лиц, на их действия нужно обратить внимание. Действия развертываются быстро, идут чередой, сменяя друг друга, и все происходит как бы на глазах слушателя.

-        То, что не удалось деду и бабе, случилось нечаянно. Яичко погубила не грубая неодолимая сила, а самая незаметная малость.

-        Как сказано, выражено это слабое случайное действие?

Мышка бежала, хвостиком задела, яичко и разбилось.

Мышка, а не мышь, хвостиком, а не хвостом, яичко разбилось, а не мышка разбила яичко.

-        Какое действие передает возвратный глагол «разбилось» по сравнению с невозвратным «разбила»

                                                ослабленное, менее активное.

-        Как вы думаете, о чем сказка осторожно предупреждает читателя?

несчастье может подкрасться незаметно, беда может постичь неожиданно, будь бережлив, заботлив, предусмотрителен.  

-        Велико огорчение деда и бабы. Что они стали делать?

повздорили, стали упрекать друг друга, разошлись по разным углам избы, потому что для каждого сказано: дед плачет, баба плачет. А если бы они были вместе, тогда мог быть более простой и короткий «Дед и баба плачут».

-        А как к ним обращается курочка и почему именно так?

Курочка тоже обращается к ним порознь: каждому свой поклон, своё утешение, это более доходчиво, более вежливо.

-        Как видим, мудрая сказка безупречно, мастерски сложена, легко увлекает слушателей и учит их житейской мудрости.

V. Сформулируем основную мысль сказки:

- сказка о несостоявшемся счастье, об улетевшей жар-птице, о невосполнимых потерях и утратах, виною которых стал сам человек; 

- сказка о неготовности к большому счастью;

- о безрассудности поспешных действий;

- о неумении распорядиться удачей, успехом, богатством, самим счастьем;

- о том, чтобы люди не впадали в отчаяние от неудач и ошибок, от случайных неумных поступком;

- о возможностях счастья даже в самом малом и посильном;

- об оптимизме живущих.

VI. Давайте вспомним, на какие жанры делятся русские народные сказки?

                        - волшебные

                        - бытовые

                        - о животных.

-        К какому жанру, по вашему мнению относится сказка «Курочка ряба» и почему?

а) волшебная: яичко золотое чудо, которое утрачено.

б) добро одерживает победу.

в) курочка ряба (пёстрая окраска, «рябой» цвет – с примесью рыжего. В сказках означает принадлежность предмета у нижнему, чужому миру, где золото добывают.

Вспомните других животных не совсем определенной окраски.

(Сивка-бурка – светло-коричневый, т.е. рыжий. Каурка – каурый  конская масть, конь окрашен в разные оттенки рыжего.)

VII. Произведём полный синтаксический разбор предложения, правильно называя члены предложения.

                  Была     у       них     курочка     ряба.

                                

(Простое, повествовательно, невосклицательное, двусоставное, распространенное, неосложнённое)

[  ].

        -        Какая особенность есть в этом предложении?

Краткое прилагательное выполняет роль согласованного определения, тогда как оно выполняет роль только сказуемого.

-        Краткие прилагательные широко представлены в фольклоре и поэтических произведениях XVIII – XIX вв.

Показать на экране:

Сине     море,    красна        девица,

                                                

На                  добра           коня        садясь…

                                               

Другие    дружно    упирали    в   глубь    мощны    вёсла.

                                                           

( А.С. Пушкин).

VIII. Подведем итоги урока:

                На сегодняшнем уроке мы вернулись к русской народной сказке, которую читали в раннем детстве. Она предстала перед нами удивительно мудрой. Её смысл можно соотносить с различными жизненными ситуациями. А языковой анализ показал, как гениально просто и изящно сложена эта  маленькая сказка, как каждое слово направлено на раскрытие основной мысли, на яркое её представление и запоминания.

                -        А какова основная мысль урока?

                                        Надо возвращаться к хорошим книгам.

 

 

                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русской народной сказке "Царевна-лягушка" предназначена для учеников 5 класса

Данная презентация может использоваться на уроке литературы в 5 классе при изучении народных сказок.   Работа составлена красочно, кроме информации о содержании сказки и ее вариантах, помещены за...

Сценарий Новогодней сказки по мотивам русской народной сказки "Волк и семеро козлят"

В сказке соединены русская народная сказка, музыка из музыкального фильма "Мама" и авторские задумки. Авторы сценария: Смирнова О.А. и Роабеш У.Н....

Конспект урока по русской народной сказке «Василиса Премудрая».

Конспект урока по русской народной сказке«Василиса  Премудрая»приложение к уроку и презентации....

Открытый урок по тема "Звук и буква «ч». Работа по сказке «Курочка Ряба»"

Открытый урок по тема "Звук и буква «ч». Работа по сказке «Курочка Ряба»"Цель: Побуждать детей принимать участие в рассказывании сказки, договаривать отдельные слова ...

Урок по русской народной сказке "Журавль и цапля"

Комбинированный урок с презентацией  по сказке "Журавль и цапля" для учащихся 7 класса коррекционной школы...

Презентация к уроку развития речи по теме: русская народная сказка "Курочка Ряба"

Презентация к уроку развития речи по теме: русская народная сказка "Курочка Ряба". Рекомендуется для обучающихся со слуховой депривацией....