Представление педагогического опыта
статья на тему
Представление педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta_1.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного педагогического опыта
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Методическая проблема, над которой я работаю: «Формирование языковой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы». В чем актуальность проблемы? В последнее время всё больше становится очевидным, что языковая культура – показатель профессиональной пригодности человека. Наиболее важный этап в овладении речью приходятся на школьный период. Учитель обязан совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех ее выразительных возможностей, так как речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
На идею формирования опыта оказали влияние требования ФГОС НОО, изучение методической литературы, изучение опыта коллег, курсы повышения квалификации.
В условиях значительных изменений во всей системе образования одной из ключевых компетентностей при обучении русскому языку является коммуникативная компетентность. Перед учеником XXI века жизнь ставит новые цели: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии – одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Теоретическая база опыта.
Основу новой системы приемов и форм составляет ориентирование учащихся на саморазвитие и самосовершенствование. Роль педагога-наблюдателя, направляющего и контролирующего самостоятельную, творческую, познавательную деятельность учеников, должна сменить роль учителя-путеводителя, действия работы которого оказываются малоэффективными в школьной практике сегодняшнего дня и не позволяют организовать успешное решение речевых задач. Поэтому необходимо внедрение новых технологий: дискуссионных, личностно – ориентированных. Организация сотворчества с целью проявления и развития творческих способностей ученика. Сочетание упражнений воспроизводяще- творческого и собственно творческого характера и увеличение количество работ второго типа.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Формирование языковой культуры учащихся я осуществляю, активно применяя игровые, ролевые формы работы на уроках. Эти педагогические действия, основанные на спонтанности и эмоциональности, помогают включить учащихся в занятие неформально, стимулируют их к активному участию в уроке и способствуют совершенствованию словарного запаса школьников, развитию грамматических, речевых умений и навыков, повышают интерес к предмету. Например, игра «Юный редактор?» направлена на исправление речевых ошибок. Игра «Снежный ком», основанная на подборе слов, расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость, закрепляет знания о грамматических категориях. Игра «Шпион» нацелена на исключение одного из понятий на основе какого-то признака. Кроме того, игра «Лингвистическая сказка» способствует развитию творческих способностей учащихся. В старших классах я применяю инсценировки, постановку проблемных вопросов, которые дают возможность учащимся выступать, отстаивать своё мнение, опираясь на изученный материал, факты, порой полярные взгляды критиков на то или иное произведение. В свою очередь, работа с художественными текстами на уроках русского языка способствует не только развитию речевой грамотности, но и формированию диалектического мировоззрения. Данная работа не только служит формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности. Использование на уроках русского языка и литературы интерактивных методик способствует повышению интереса и внимания к решению проблемных ситуаций и вопросов не только высоко мотивированными учащимися, но и ребятами, испытывающими трудности в изучении предметов. Тренировка в общении в ходе учебного занятия дает ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор, улучшить свои профессиональные шансы.
Анализ результативности
Высокий уровень организации самостоятельной деятельности учащихся, результативность которого заключается в успешном создании нового продукта и, как следствие, повышении мотивации и самооценки у каждого участника творческого процесса.
Учащиеся – победители и призеры Всероссийского конкурса «Познание и творчество» по русскому языку в номинациях «Готовимся к ЕГЭ», «Экзамен по русскому языку», «Я знаю русский язык», в номинации по литературе «Любимые книжки». Призёры муниципальных олимпиад по русскому языку и литературе. Победители и призеры региональных олимпиад по русскому языку и литературе.
В целом отмечается повышение интереса учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах разного уровня, рост показателей качества знаний по предметам, стремление учеников к созданию собственных творческих проектов и, как следствие, успешное выступление на научно-практических конференциях.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Трудоемкость использования данного опыта заключается в планировании системы работы, ориентированной на каждого учащегося, в умении предусмотреть возможные логические и технические приемы учебной работы. Сложности отмечаются и при переходе от традиционной роли учителя-путеводителя к роли педагога-наблюдателя, направляющего и контролирующего самостоятельную, творческую, познавательную деятельность учеников. Преимущества заключаются в повышении уверенности учеников в своих возможностях, пробуждении в них живого интереса к продуктивной речевой деятельности.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, города, республики, участвую в работе семинаров и секций муниципального и республиканского уровня, провожу открытые уроки и мастер-классы, посещаю уроки коллег. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков выкладываю в сети Интернет, публикую статьи в сборниках научных трудов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта
"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Представление педагогического опыта работы через мастер-класс
Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....
презентация "Представление педагогического опыта"
самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...
Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.
Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....
Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".
Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...
Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.
Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...