Звуковая культура речи.Звук Ц (средняя группа)
методическая разработка на тему

Волкова Ольга Александровна

Конспект занятия по звуковой культуре речи для средней группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi.zvuk_ts.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи. Звук Ц

Цель:

-упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах)

-совершенствовать интонационную выразительность речи

-учить различать слова со звуком «ц» .

-развитие фонематического слуха, творческого воображения, мелкой моторики пальцев рук

Ход занятий:

Стихотворение «Напоминалочка»

Говорим всегда красиво:

Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Ручки нам помогают,

Ножки нам не мешают.

1.Разминка для ума.

Игра «Кто такой? Что такое?»

Я буду называть слова, а вы подумайте и скажите – кто такой? что такое?

(Образец – Заяц – это дикое животное)

Земляника

Морковь

Петух

Божия коровка

Лев

Снегирь

2. Повторение пройденного. Игра «Поэты»

На прошлом занятии мы познакомились со звуком «З». Сегодня я хочу с вами поиграть в игру «Поэты». Я буду начинать рифму, а вы ее заканчивать, подбирая слова со звуком «З».

За – за – за

Здесь привязана ….. (коза)

Зы – зы – зы

Мало травки у ….(козы)

За – за – за

Заглянула в сад ….(коза)

Зу-зу-зу

Привязали мы ….(козу)

За – за – за

Здесь привязана ….(коза)

3. Новый материал – звукоподражания.

В курятнике у Курицы Пеструшки появились маленькие желтенькие цыплятки. А жители курятника очень обрадовались этому событию и подняли такой переполох, что курице пришлось их усмирять. «Ц – ц – ц» - сказала Курица. Она боялась, что этот шум испугает ее малышей.

Дети, что сказала Курица – Пеструшка? (хором ц – ц – ц)

Артикуляция звука.

- Курица – Пеструшка  познакомила нас с новой песенкой «Ц-ц-ц». Этот звук тоже нужно научится произносить правильно и четко. Чтобы правильно научится произносить звук  Ц, давайте поиграем с язычком.

Комплекс артикуляционной гимнастики для  свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц].

1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка « чистить зубы » изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

5. «Покатай во рту конфетку» (упражнение направлено на динамическую организацию движений кончика языка внутри рта). Рот закрыт, кончик языка упирается в щеку, делают движения языком вверх - вниз, челюсть неподвижна.

6. «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.

8. «Горка закрывается — открывается» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Выполнять под счет до 5. Повторить 4-5 р.

Курочке Пеструшка стала звать своих цыплят гулять ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП. А они не идут. Давайте вместе их позовем-ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП

Пусть  девочки позовут цыплят. А теперь мальчики. Давайте позовем цыплят шепотом, обычным голосом, громко. Вот они и вышли.

Физкультминутка

Солнце светит ярко (поднимают руки )

На улице прекрасно (разводят руки в стороны)

По тропинке мы пойдем ( шагают)

Ручки, ножки разомнем (ладошки сжимают в кулачки и разжимают)

Ручками похлопаем (хлопают)

Ножками потопаем ( топают)

Курочка Пеструшка предлагает вам поиграть с цыплятами в игры. 

1.Я будет называть вам слова, а вы ловите только те, в названиях которых есть звук «Ц».

Слова: огурец, лист, замок, колодец, палец, завод, месяц , аист, цветок., пуговица, слон, яйцо, цепь, кузница, слон, птица, встреча, пятница, пень, спица

2.Игра “Четвертый лишний”

Я буду называть вам слова, а вы должны выбрать то слово, которое отличается от остальных

Цапля-цапля-капля-цапля

Спица-спица-спица-спина

Цветы-кроты-цветы-цветы

Цель-цель-ель-цель

Цех-цех-цех-мех

-Молодцы! Курочке и цыплятам очень понравилось с вами играть. А в благодарность она хочет научить вас чистоговорке:

ЦА –ЦА-ЦА – вот идёт курица.

ЦУ –ЦУ –ЦУ –накормлю курицу.

ЦЫ –ЦЫ –ЦЫ – несу воду для курицы

ЦЕ –ЦЕ –ЦЕ –корм дам курице

ЦО-ЦО-ЦО-снесла курица яйцо.

-Какой звук мы сегодня учились произносить? Ц

Курочка раздает в подарок раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Звуковая культура речи: звук [ш]"

Цель. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе

Воспитание правильного звука [с] изолированно, в слогах, словах, фразах....

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в средней группе детей по теме «звук [Л]»

Моя разработка занятия по звуковой культуре речи, ознакомление детей со звуком [Л]....

Подвижная игра "Добавь" для использования на занятиях по физической культуре в младших и средних группах детского сада.

Разработал инструктор физической культуры ГБДОУ №16 Калининского района Косенкоа А. И. Подвижная игра "Добавь"Цель: развитие мелкой моторики, формирование математических представле...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж »

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж  &ra...

Итоговое занятие по звуковой культуре речи в группе детей среднего возраста. Тема "В гостях у котенка Умнички"

Цель занятия: развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР среднего возраста. Речевое заключение: ОНР 2 (3) уровя, стертая дизартрия....

Перспективное планирование занятий по звуковой культуре речи в младше-средней группе на 2017 - 2018 учебный год

В планировании представлен перечень прохождения звуков, порядок выделения звуков из разных позиций слова, работа по формированию фонематического восприятия, просодической стороны речи....