игры и упражнения, повышающие успешность учебно-воспитательного процесса
консультация на тему

Останина Оксана Георгиевна

1

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ,

ПОВЫШАЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННЫХ

ЗАНЯТИЙ С ПОДРОСТКАМИ.

 

 

 

 

  1. «ФОКУСИРОВКА».

Необходимо удобно расположиться в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, следует сосредоточить внимание на определенном участке своего тела и почувствовать его теплоту. Например, по команде «тело!» надо сосредоточиться на своем теле, по команде «рука!»- на правой руке, «кисть!» – на кисти правой руки, «палец!»- на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде «кончик пальца!» – на кончике указательного пальца правой руки. Команды подаются с интервалами 10-12 секунд. Общая продолжительность упражнения – 5-7 минут.

 

  1. «Пресс».

Способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций: гнева, раздражения, агрессии.

Упражнение выполняется следующим образом. Подросток представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя и вытесняя возникшую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения следует добиваться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет. «Заземление» отрицательной энергии выполняется 3-4 раза. Общая продолжительность упражнения – 5-7 минут.

  1. «Нарисуй автопортрет».

Перед школьником – чистый лист бумаги и набор цветных карандашей. Инструкция: «Ты можешь нарисовать самого себя в любой манере и позе, в полный рост или только лицо. При этом назови свой рисунок»

Когда рисунок будет готов, психолог, педагог активируют обсуждение тех моментов, которые помогают развитию навыков самоанализа.

Какую часть лица занимает рисунок?

Рисунок выполнен резкими, энергичными линиями или, наоборот, в пастельных тонах?

Какие цвета выбраны?

Какое впечатление оставляет рисунок?

Как бы ты смог отнестись к человеку, который изображен на рисунке, если бы это был не ты, а кто-то другой?

 

  1. «Я-хороший, я-плохой».

Педагог советует школьнику составить список его качеств характера. Взяв лист бумаги, разделив его вдоль и пополам: в левой части перечислить свои хорошие качества (начать с хороших), а в правой - плохие.

В ходе беседы педагог стремиться, чтобы количество качеств, выделенных ребенком в обоих столбцах, было равным, либо хорошие качества преобладали бы над плохими.

Не рекомендуется останавливать упражнение в тот момент, когда школьник выделил в себе большое количество отрицательных качеств и не смог определиться, что же в нем есть положительного.

 

5.«Опора на самого себя».

Во время беседы педагог и учащийся обсуждают, что принимать за «точку отсчета» при оценке событий, фактов, людей. Разбирая ту или иную ситуацию, взрослый задает вопросы:

«А как ты сам считаешь?», «А твое личное мнение?», «Что подсказывает тебе интуиция?».

Задавая подобные вопросы, взрослый стимулирует обращение клиента к своему «Я», принятие своего личного опыта, стремление развивать собственное отношение к жизни и людям.

 

 

 

 

 

6.«Письма к самому себе».

Во время беседы педагог советует школьнику завести такое правило: ежедневно писать письма самому себе. Писать длинные письма рекомендуется, когда появляется необходимость излить сильные чувства и переживания на бумаге.

В этих письмах необходимо описывать свои собственные состояния, важные события, впечатления от прожитого и прочувствованного.

Кроме психотерапевтического эффекта, данное упражнение может принести и иной результат. Сравнивая свои записи, сделанные в разные дни, молодой человек сможет увидеть, насколько по-разному он относился к одному и тому же человеку, событию, факту.

Полезно обсудить, от каких причин зависят противоречивые оценки происходящего.

 

 

7. «Покричи на самого себя».

Психолог и педагог советуют перед ответственными ситуациями, когда необходимо почувствовать себя свободным и раскованным, провести «сеанс аутотерапии». Для этого необходимо встать перед зеркалом. После внимательного разглядывания себя в течение 2-3 минут ребенок начинает кричать на самого себя, все громче и громче, все свободнее и свободнее, что называется, «наглеет у себя на глазах».

Можно ругать себя за слабость, за нерешительность и трусость, за скованность и робость. Закончить такой своеобразный монолог следует словами: «А теперь иди и борись за самого себя! Все у тебя получится!».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx116.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Понимаем ли мы  друг друга?»

C:\Users\М.видео\Pictures\картинки\разности\0_9893_496be6e0_XL.jpg

Расхожая фраза «Счастье – это когда тебя понимают», говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для детей. Бремя ответственности создаёт у взрослых иллюзию беззаботности и безответственности периода детства. Но насколько порой ребёнку живётся труднее, чем взрослому! Он ещё не знает, что в жизни «всё проходит», и оттого обостреннее и непосредственнее его отклик, выше внушаемость и доверчивость к словам и поступкам окружающих; ребёнку труднее реагировать и удовлетворять свои желания, он ещё не умеет, как взрослые находить им замену или компенсацию; ребёнок всё время оценивается: дома, в саду, в школе. При этом нередко наказывают ребёнка за то, что сами взрослые делают безнаказанно. («Мама, я тебя редко ре слушаюсь, а ты меня часто!)

Детские слёзы – часто слёзы обиды и непонимания. Нередко они имеют адресата («Я не тебе плачу, а маме!»)

Из чего складывается понимание?

  • Понимание обязательно включает знания возрастных особенностей: что можно ожидать от ребёнка 1 года, 3 лет, 5 лет и чем такое поведение объясняется.
  • Включает знание индивидуальных особенностей ребёнка и мужество взрослого эту уникальность в ребёнке сохранять и поддерживать.
  • Знание жизни, мудрость (это то, чем часто обладает старшее поколение, и родители иногда
  • Обижаются: «Вот бы ты меня так воспитывал в своё время, как сейчас внука!»).

Родители дают ребёнку модель отношений с миром и друг с другом. Это отношения спокойные, доброжелательные, активные или оценивающие, не доверяющие, наказывающие? В авторской ТВ-программе Андрея Максимова «Ночной полёт» от 21.01.2002г. М.М.Жванецкий сказал, что родитель должен не вкладывать в ребёнка совесть, а показать ему, что она, совесть, у него, родителя, есть. А иначе где ещё ребёнок это увидит? Совесть нам подсказывает, где мы не правы: обидели, нарушили закон человеческого общежития – пожелали не своё, позаимствовали нам не принадлежащее, не помогли, обманули и т.п. От таких поступков и ошибок никто не застрахован, но ребёнок должен видеть, что это больно и что родитель признаётся в этой боли, страдая. Взрослый, понимающий душу ребёнка, страдает и в том случае, если причинил страдания ребёнку.

Итак, понимание – это обязательно ещё самопонимание и самовоспитание.

Часто детей воспитываем не по науке (а кто её знает?), а по вере, той вере, которая сформировалась из убеждений в детстве: надо воспитывать так, как нас воспитывали. И нередко в таких программах желание взять реванш, отыграться (ведь теперь я царь и бог!). За такой установкой трудно разглядеть индивидуальность ребёнка. Нужно стремиться избегать мелкого педагогического корыстолюбия, цель которого: «Я хочу, чтобы обо мне хорошо думали!» Ребёнок это всегда чувствует, ведь его интересы остаются на задворках. Вырастить же детей, ничем не поступаясь, невозможно.

Но бывают дети, которые столь любимы и властны в семье, что верховодят родителями, легко управляя ими. Это тоже вариант непонимания ребёнка. Непонимания, которые ведут к неуправляемости и к тому, что ребёнок плохо ориентируется в ролях: кто есть кто, кто главный и за что ответствен, где наступают ограничения. Он не понимает себя, потому что его не захотели понять близкие.

Приведём высказывание по этому поводу Симона Соловейчика «Родители, которые для ребёнка являются источником напряжения, неудовольствия, неудобств, опасности, похожи на радиостанцию, которую никто не ловит, хотя она тратит огромную энергию».

Воспитание – это работа без гарантийного результата. Силы родителя должны распределяться разумно: на своё счастье и счастье ребёнка. Ребёнок научится быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей; он будет отзывчивым, если отзывчивы родители к своим родителям и другим людям; он будет смелым, совестливым, порядочным…

Но при этом он будет ещё и самим собой, ибо понимание означает терпимость к непохожему. Следует понять, что ребёнок хоть и является продолжением родителей, всё же не их точная копия. Порой он берёт какие-то качества от обоих родителей, иногда – не самые лучшие. Но это как раз ваше – что ж на ребёнка сердиться? теперь ему надо помогать!

Ребёнок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он – самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее талантливое, способное. Но за это ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты!

Любовь родительская должна сочетаться с требовательностью, проистекающей из понимания себя, целей воспитания, понимания характера и души ребёнка, понимания жизни. Ребёнка важно не только понимать, но и уметь выразить своё понимание, чтобы ребёнок понимание чувствовал словом, паузой, интонацией, поступком, скоростью отклика, смехом, плачем. Главное – неравнодушием и трудом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология организации игры "Что? Где? Когда?" в учебно-воспитательном процессе

Статья была опубликована в сборнике "Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, 30-31 марта...

«Самообразование учителя – путь к успешной учебно-воспитательной деятельности»

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курс...

Игры и упражнения, повышающие сплочённость класса

Предложены игры для сплочения класса....

Игры и коррекционные упражнения, повышающие успешность учебно-воспитательного процесса.

Материал представляет собой игры и коррекционные упражнения, применяемые в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья....

Использование современных педагогических технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса в обучении учащихся с ОВЗ

Доклад на педсовете школы:Использование современных педагогических технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса в обучении учащихся с ОВЗ          ...