Технология ремонта одежды ручным и машинным способами
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Звягина Ирина Владимировна

Урок технологии, 7 класс, ФГОС. Урок комплексного применения знаний и умений.

Цель: способствовать формированию знаний и умений уч-ся о технологии ремонта одежды штопкой, накладной и декоративными заплатами ручным и машинным способами.

Задачи урока:

1) Личностные  (воспитательные): содействовать воспитанию трудолюбия, воспитанию технологической грамотности, бережного отношения к одежде, заинтересованности  в конечном результате.

2) Предметные  (учебные): ознакомить учащихся с конструктивными особенностями  и  технологией выполнения   ремонта одежды с помощью заплаты; развивать навыки наложения декоративной заплаты, учитывая технологические  и физико-механические свойства материалов; закрепить навык выполнения ручных стежков и строчек.

3) Метапредметные (развивающие): способствовать развитию мышления, речи на основе устных ответов и знакомства с новыми понятиями. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_-remontodezhdy_fgos.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по технологии

7 класс

(2учебных часа)

Тема урока:  Технология ремонта одежды ручным и машинным способами

Цель: способствовать формированию знаний и умений уч-ся о технологии ремонта одежды штопкой, накладной и декоративными заплатами ручным и машинным способами.

Задачи урока:

1) Личностные  (воспитательные): содействовать воспитанию трудолюбия, воспитанию технологической грамотности, бережного отношения к одежде, заинтересованности  в конечном результате. 

2) Предметные  (учебные): ознакомить учащихся с конструктивными особенностями  и  технологией выполнения   ремонта одежды с помощью заплаты; развивать навыки наложения декоративной заплаты, учитывая технологические  и физико-механические свойства материалов; закрепить навык выполнения ручных стежков и строчек.

3) Метапредметные (развивающие): способствовать развитию мышления, речи на основе устных ответов и знакомства с новыми понятиями; 

 Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные результаты – навыки выполнения ручных стежков и строчек, владение информацией о свойствах тканей.

Основные методы обучения:

Проблемное изложение

Частично-поисковый

Словесный

Самоконтроль

Наглядно-вербальный

Диалогический

Эврестический

Творческий

Материальное обеспечение урока:

Инструменты и приспособления для выполнения ручных работ, швейная машина, утюг и гладильная доска; образцы тканей, клеевых материалов.

Схемы, рисунки аппликации. Технологические карты №1, №2, №3. Таблица «Классификация ручных стежков» . Карточки по технике безопасности.

Наглядные пособия: одежда, требующая соответствующего ремонта.


Ход урока:

I этап:    

Организационный момент:  

Проверка отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Инструктирование по имеющимся на рабочих местах материалам для работы. Учащиеся подписывают карточки самооценивания.

II этап:

Актуализация знаний: Создание проблемной ситуации.

Поскольку все в школе знают, что на уроках технологии учатся хорошие мастерицы, то к нам обратились за помощью: попросили решить возникшую с одеждой проблему. Думаю, что многие из Вас тоже сталкиваются с такими ситуациями. Подойдите, пожалуйста, к демонстрационному столу.  Посмотрите эти вещи. Что вы видите? Какие недостатки в этих вещах?

Предполагаемые ответы учащихся: дыра, порваны, распоровшийся шов, изношенная потертая ткань.

Но ведь сами вещи еще хорошие, качественные, их можно было бы носить. Неужели их придется выкинуть?

-Нет.

А что можно сделать?

Предполагаемые ответы учащихся: Отремонтировать, починить, заштопать, наложить заплату.

Правильно. И тем самым, мы сможем пролить срок службы вещей.

III этап:

Постановка цели и задач урока.

 Итак, тема нашего сегодняшнего урока…………….. «Технология ремонта одежды ручным и машинным способами».

А как вы думаете, все эти вещи мы будем ремонтировать одним и тем же способом?  -Нет. Тогда как вы думаете, чему мы научимся сегодня на уроке?

Предполагаемые ответы учащихся: ремонтировать одежду различными способами, из разных тканей.  

Возможно ли при ремонте одежды использовать швейную машину? – Да.

Значит, сегодня на уроке мы познакомимся  с ручным и машинным способами ремонта одежды.

IV этап:

Воспроизводство и коррекция опорных знаний учащегося.

Ремонтируют одежду чаще всего в ручную.

?????            -Какие виды ручных стежков вы знаете?

Предполагаемые ответы учащихся: прямой, косой, крестообразный, петлеобразный, петельный.

                    -Какие из этих стежков мы будем применять при ремонте одежды?

Предполагаемые ответы учащихся: Косой, петлеобразный, петельный.

                    -Назовите технические условия на выполнения этих стежков.

Предполагаемые ответы учащихся: косой обметочный стежок – 4-10 стежков в 1см., потайной подшивочный стежок  - 2-5 стежков в 1см.; петлеобразный стежок (заменяет машинную строчку) – длина стежка 0,2-0,3см.; петельный стежок – 5-10 стежков в 1см.

И в редких случаях сегодня нам может потребоваться прямой стежок для наметывания деталей, и крестообразный – для нашивания деталей заплат на изделие.

Для того, что бы выполнить заплату потребуется дополнительные кусочки ткани. Давайте вспомним материаловедение.                                                            

?????           - На какие группы можно разделить все свойства тканей?

Предполагаемые ответы учащихся: Гигиенические, физико-механические, технологические.

                    -На какие свойства тканей мы буем обращать внимание?

Предполагаемые ответы учащихся: физико-механические – плотность ткани, удлинение, фактура ткани, износостойкость. Технологические – осыпаемость, прорубаемость, скольжение, раздвижка нитей в швах, способность к ВТО.

Осыпаемость – свойство, когда нити свободно впадают из среза. Для заплатки подберем ткань с низкой осыпаемостью.

                      -Какие ткани наиболее износостойкие? (Синтетические.)

                      -А какова износостойкость джинсовой ткани? (Износостойкость невысокая, истираются участки шагового шва, низ брюк. Т.к. это натуральное х/б волокно).

Итак, мы будем подбирать ткани с учетом их свойств и фактуры.

Задание: Перед вами образцы тканей. Выберите те ткани, которые, по вашему мнению, подойдут для ремонта одежды из:

  1. джинсовой ткани,
  2. шелковой ткани,
  3. трикотажного полотна

V этап:

Систематизация знаний.

Т.к. дефекты на одежде различны, давайте попробуем разбить их на группы и в зависимости от этого подобрать соответствующий способ ремонта.

Возникшие дефекты:

дефект

Способ ремонта

трещина, порез

Штопка косым стежком

распоровшийся шов

штопка петлеобразным стежком (заменяет машинную строчку)

изношенная ткань

штопка (ручная, машинная)

разрыв на такни  

штопка (ручная, машинная)

дыра на такни  

заплата

 VI этап:

Первичное закрепление навыков в знакомой ситуации.

Давайте попробуем выполнить простую штопку с помощью косых обметочных стежков.

Самостоятельная работа учащихся.

Технологическая карта №1. Выполнить штопку трещины, углового разрыва ткани.

Вводный инструктаж:

  • Повторить с учащимися ТБ при выполнении ручных и машинных работ (Карточки).
  • Инструктаж о ходе работы
  • Распределить учащихся по рабочим местам.

Закрепление навыков в измененной ситуации.

Если на ткани края трещины или углового разрыва сильно осыпались, или на одежде образовалась дыра, то выполнить простую штопку невозможно. Необходим ремонт с помощью заплаты.

Самостоятельная работа учащихся.

Технологическая карта №2. Выполнить ремонт одежды с помощью накладной заплаты.

Вводный инструктаж:

  • Инструктаж о ходе работы

 В середине работы проводится гимнастика для глаз.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Круговые движения глазными яблоками с открытыми глазами(30 сек).

Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли (30 сек.).

Медленно переводить взгляд с пальцев вытянутых рук на кончик носа.

VII этап:

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

?????            -А если ткань осыпается, или имеет рыхлую структуру возможно ли заштопать порез, разрыв?    (-Нет.)

           -Что можно сделать?    (-Заклеить.)

Для этого нам потребуется специальные клеевые материалы. Ознакомьтесь с информацией о клеевых материалах самостоятельно (учебник «Технология 7кл.» стр…..)                    Найдите образцы клеевых материалов.  

Заполните схему:

для заклеивания с изнаночной стороны        для наклеивания деталей сверху

Однако, если такая штопка останется на одежде на видном месте, то носить такую вещь мы вряд ли сможем. И цель ремонта достигнута не будет. Что же придумать? Наложить сверху не просто заплату, а декоративную аппликацию, термоаппликацию.

Всегда ли возможно использование термоаппликации? В чем возникают затруднения?   (В подборе соответствующего рисунка, следует учитывать плотность ткани и термоаппликации).

Для декоративной заплаты нужно подобрать соответствующий рисунок и соответствующую ткань с учетом вида изделия, месторасположения дефекта на одежде.

Самостоятельная работа учащихся.

Технологическая карта №3. Выполнение декоративной заплаты.

Вводный инструктаж:

  • Повторить с учащимися ТБ при работе с утюгом.  (Карточки).
  • Инструктаж о ходе работы
  • Распределить учащихся по рабочим местам.

Вам предлагаются варианты эскизов декоративных заплат. Выберете соответствующий эскиз в зависимости от вида изделия, места разрыва, возраста владельца одежды, его вкуса. Что бы в процессе эксплуатации детали не отклеивались и края деталей не осыпались, декоративную заплату нужно нашить на изделие ручными стежками или на швейной машине. Какие стежки вы будете использовать.  (Косой стежок, петельный стежок).

VIII этап:

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Если для выполнения декоративной заплаты вы выбрали сложный рисунок, и ваша работа требует большого количества времени, закончить ее вы сможете дома.

Проверте свою одежду и одежду членов своей семьи. Если она нуждается в ремонте, то предложите оптимальный вариант. Обоснуйте свое решение.

IX этап:

Рефлексия (подведение итогов)

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 

Карта самооценивания

№ задания

Выполнение задания

Оценка ученика

Оценка учителя

Работа по позициям

Участвовала в обсуждении

Отвечала на вопросы

Записывала в тетради

Практич. работа №1

Качество работы

Самостоятельность выполнения

Практич. работа №2

Качество работы

Самостоятельность выполнения

Практич. работа №3

Качество работы

Самостоятельность выполнения

Итоговая оценка:


Подвести итог проделанной работы на уроке.

Сегодня на уроке я узнала…    ,  научилась…

было трудно…

меня удивило…

Что мне этот урок дал для жизни?

 

  X этап:

Уборка рабочих мест.

     


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии "Ремонт одежды"

Тема: Ремонт одежды.Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием «фурнитура» и её видами; Научить выполнять ремонт одежды...

Методический материал к уроку по теме "Технология ремонта одежды декоративными заплатами ручным и машинным способами" для учащихся 6 класса

Тема урока  Технология ремонта одежды декоративными заплатами ручным и машинным способамиЦель: способствовать формированию знаний и умений уч-ся о технологии ремонта одежды декоративными заплатам...

Обработка буф ручным и машинным способом

В материале представлены схемы выполнения буф ручным способом, и краткое описание выполнения машинных буф....

Технологические карты к уроку "Технология ремонта одежды ручным и машинным способом"

Технологические карты: 1) выполнение штопки трещины и углового разрыва ткани ручным или машинным способом; 2) выполнение ремонта накладной заплатой; 3)технология ремонта одежды с помощью приклеен...

презентация урока "Технология ремонта одежды ручным и машинным способом".

Задачи урока. Повторение ранее изученного материала: классификация ручных стежков и свойства тканей. Возможные дефекты в изделии. Технологические карты выполнения штопки трещин и углового разрыва ткан...

Конспект урока по технологии "РЕМОНТ ОДЕЖДЫ И БЕЛЬЯ. СВЕДЕНИЯ О ПУГОВИЦАХ", 5 кл.

Конспект урока по технологии для обучающихся 5 класса коррекционной школы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....