Использование дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках математики.
статья по теме

"В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир  ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности." В.А.Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках математики.

          Основная  задача  обучения  математике  в  общеобразовательной  средней  школе  –  обеспечить  прочное  и  сознательное  овладение  учащимися  системой  математических  знаний  и  умений,  необходимых  в  повседневной  жизни  и  профессиональной  деятельности,  достаточных  для  изучения  смежных  дисциплин  и  продолжения  образования.  

      Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики и сделать это можно используя игровые моменты и занимательные задания в обучении

      В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

      Возникает  вопрос:  как  сделать  предмет  математики  интересным,  как  преодолеть  в  сознании  учеников  возникающее  со  стихийной  неизбежностью  представление  о  «сухости»,  формальном  характере,  оторванности  этой  науки  от  жизни  и  практики?  Интерес  к  любому  школьному  предмету  зависит  от  нескольких  условий,  одним  из  которых  является  использование  игровых  форм  обучения.  

       Игра  -  это  творчество,  игра  -  это  труд.  В  процессе  игры  у  детей  вырабатывается  привычка  сосредоточиваться,  что  является  неотъемлемой  частью  внимания.  Игра  дисциплинирует  учащихся,  заставляет  контролировать  каждый  свой  шаг .

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.

В.А. Сухомлинский  писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются

творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» .

           

       При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Предлагаю несколько сценариев дидактических игр, которые я  применяю на своих уроках.

1.  Игра «Лото»

 Оборудование:

 1. Большие карты, разбитые на клетки;

 2. Листки с заданиями;

 3. Малые карты с ответами.

Ход игры.

 Учащиеся класса разбиваются на группы по 4 человека. Каждая группа получает большую карту лото, разбитую на пронумерованные клетки (всего 24 клетки) и малые карты, размером в клетку большой карты (всего 34 малых карт). С одной стороны малых карт ответы к заданиям, а с другой - какой- либо рисунок. 24 малые карты с верными ответами, а 10 – с ошибочными. Каждая группа получает 24 листка с разноуровневыми заданиями. Каждый участник выбирает любое задание, решив его находит на малых картах ответ и перевернув карточку с ответом закрывает ею клетку на большой карте. Ученики могут консультироваться друг с другом и с учителем. В конце урока учитель по выложенному рисунку определяет число верно решённых заданий и сообщает результаты учащимся.

2. Игра «Блиц - турнир».

 Ход игры.

 Учитель предлагает учащимся 1О-15 вопросов, предполагающих односложные ответы. Проверяется только знание фактов (правила, формулы, обозначения и т.д.). За правильный ответ ученик получает фишку, которая переводится в балл.

3. Задание "Рисуем по координатам".

 По теме “Координаты на плоскости” задание "Рисуем по координатам".

ЛЯГУШКА

  (4;5);(2;7);(-3;7); (-5;5);(-6;7);(-6;8);(-3;8); (-6;8); (-5;9); (-3;9); (-3;7); (-5;5); (-7;7); (-7;8);(-5;10);(-3;10); (-2;9); (-1;7); (0;7); (1;9); (2;10); (4;10); (6;8); (6;7); (4;5); (5;7); (5;8); (2;8); (5;8); (4;9); (2;9); (2;7); (4;5); (4;4); (3;2); (1;1); (-2;1); (-4;2); (-5;4);

 (-5;5); (-5;4); (-4;0); (-5;3); (-7;4); (-8;4); (-9;3); (-9;0); (-7;-2);(-11;-2);(-12;-3);

 (-5;-3);(-5;-2); (-7;1); (-5;-2); (-5;-3);(-4;0); (-5;-3); (-7;-5); (-5;-4); (-6;-7);(-4;-4);

(-3;-7);(-3;-4); (-1;-4); (-3;-3);(-2;-1); (-1;0); (0;0);(1;-1); (2;-3);(0;-4); (2;-4); (2;-7);

 (3;-4); (5;-7);(4;-4);(6;-5); (4;-3); (4;-2); (6;1); (4;-2);(4;-3); (11;-3); (10;-2); (6;-2); (8;0); (8;3);(7;4); (6;4);(4;3); (3;0);(4;-3);(3;0); (4;4); Отдельно: (3;4); (2;3); (0;2);

 (-1;2); (-3;3); (-4;4).

4.  «Расшифруй  пароль».

Данную  игру  использую  на  уроках  при  устном  счете  очень  часто.  На  доске  записываются  задания  и  зашифрованные  буквами  алфавита  ответы.  Выполнив  правильно  задания,  учащиеся  получают  пароль.  Чаще  слово  представляет  набор  букв,  и  поэтому  методом  подбора  отгадать  заданный  пароль  не  могут,  причем  количество  ответов  больше  количества  заданий.

Тема  «Сложение  и  вычитание  десятичных  дробей»,  5 и  6  класс.

1)  .4,  75  +  0,  15;  2).3,  01  +  3,  012;  3).  7,  51  –  3,  41.  4).  17  +  14,  5;

5).  14,  5  –  2,  25;

Ответы:  6,22  –  р;  4,9  –  м;  10,92  –  о;  6,022  –  и;  3,5  –  з;  12,25-  а;  2,5  –  н;

12,  35  –л.  Пароль:  миона.

5.  Эстафета.

Тема  «  Умножение  одночленов»,7  класс.

Каждой  группе  учащихся  раздается  по  одинаковой  карточке,  которая  выполняет  роль  эстафетной  палочки.  На  каждой  карточке  даны  множимое,  последующие  множители  и  окончательный  ответ.  Учащиеся  получают  задания  заполнить  пустые  места  промежуточными  произведениями.  Такая  игра  развивает  умение  контролировать  себя,  т.  е.  способствует  развитию  самоконтроля,  т.  к.  если  учащиеся  получают  неверный  конечный  ответ,  они  вынуждены  возвращаться  и  искать  ошибку.

       Выводы,  которые  следует  сообщить  учащимся  в  заключение,  после  игры  :  лучшие  моменты  игры,  недочеты  в  игре,  результат  усвоения  знаний,  оценки  отдельным  участникам  игры,  замечания  по  нарушению  дисциплины  и  др.

      Таким  образом,  в  основе  любой  игровой  методики,  проводимой  на  занятиях  и  внеклассных  мероприятиях,  должны  лежать  следующие  принципы:

·     Актуальность  дидактического  материала  (интересные  тексты  диктантов,  актуальные  формулировки  математических  задач,  наглядные  пособия  и  др.).  

·      Коллективность  позволяет  сплотить  детей  в  единую  группу,  способную  решать  задачи  более  высокого  уровня,  нежели  доступные  одному  ребенку,  и  зачастую  -  более  сложные.

·       Соревновательность  создает  у  учащегося  или  группы  учащихся  стремление  выполнить  задание  быстрее  и  качественнее  конкурента.  Классическим  примером  указанных  выше  принципов  могут  служить  практически  любые  командные  игры:  «Что?  Где?  Когда?»  (одна  половина  задает  вопросы  –  другая  отвечает  на  них),  «Брейн  -  Ринг»  (вопросы  задает  преподаватель),  «Умники  и  Умницы»  и  любые  другие.

        На  основе  указанных  принципов  можно  сформулировать  требования  к  проводимым  на  занятиях  дидактическим  играм,  приведенные  :

·      Дидактические  игры  должны  базироваться  на  знакомых  детям  играх.  С  этой  целью  важно  наблюдать  за  детьми,  выявлять  их  любимые  игры,  анализировать  какие  игры  детям  нравятся  больше,  какие  меньше.

·       Каждая  игра  должна  содержать  элемент  новизны.

·       Нельзя  навязывать  детям  игру,  которая  кажется  полезной,     игра  —  дело  добровольное.  Ребята  должны  иметь  возможность  отказаться  от  игры,  если  она  им  не  нравится,  и  выбрать  другую  игру.

·          Игра  -  не  урок.  Это  не  значит;  что  не  надо  играть  на  уроке.  Игровой  прием,  включающий  детей  в  новую  тему,  элемент  соревнования,  загадка,  путешествие  в  сказку  и  многое  другое,  …  —это  не  только  методическое  богатство  учителя,  но  и  общая,  богатая  впечатлениями  работа  детей  на  уроке.

·          Эмоциональное  состояние  учителя  должно  соответствовать  той  деятельности,  в  которой  он  участвует.  Необходимо  не  только  уметь  проводить  игру,  но  и  играть  вместе  с  детьми.

·          Игра  —  средство  диагностики,  в  которой  раскрываются  качества  ребенка.

·          Ни  в  коем  случае  нельзя  применять  дисциплинарные  меры  к  детям,  нарушившим  правила  игры  или  игровую  атмосферу.  Это  может  быть  лишь  поводом  для  доброжелательного  разговора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на уроках математики

Методические рекомендации к урокам математики...

Дидактическая игра и ее роль в развитии познавательного интереса на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим вед...

Приемы развития познавательного интереса на уроках математики

Как воспитывать у школьников познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы он постоянно развивался?Если обобщить работы педагогов и психологов, исследующих эту проблему, то можно выделить осно...

Развитие познавательного интереса на уроках математики

Статья содержит описание рациональных путей решения, применяемых на уроках математики...

Доклад на тему: "Развитие познавательных интересов на уроках математики"

Этот доклад может быть использован на заседаниях методических объединений учителей физико-математического цикла....

Развитие познавательного интереса на уроках математики

В данной работе я исследовала проблему развития познавательного интереса у учащихся. В работе были рассмотрены факторы, влияющие на интерес к обучению, условия формирования интереса к знаниям, а также...

Развитие познавательного интереса на уроках математики с использованием ИКТ.

Развитие познавательного интереса на уроках математики с использованием ИКТ....