Духовная жизнь булгарского народа в древние времена
план-конспект урока (7 класс) на тему

Молявкина Татьяна Яковлевна

"Духовная жизнь булгарекого народа в древнейшие времена и во времена Волжской Булгарии".урок путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnaya_zhizn_bulgarskogo_naroda_v_drevnie_vremena.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Бугульминская специальная /коррекционная/ общеобразовательная

школа № 10 VIII вида»

«Духовная жизнь булгарского народа в древние времена»

Урок- путешествие в 7 классе

Учитель истории: Молявкина Т.Я.

( З вучитт  татарская мелодия)

 Учитель: Дорогие ребята,сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, в те далекие века, когда только зарождалась религия и письменность, когда появлялись первые школы у наших древних предков татар -булгар. Тема нашего урока-путешествия так и называется:

"Духовная жизнь булгарекого народа в древнейшие времена и во времена Волжской Булгарии".

У нас будет три остановки:

  1. Возникновение религии и письменности.
  2. Сколько богов - столько праздников.
  3. Роль ислама в обучении и воспитании.

А чтобы наше путешествие было интересным, мы с вами посоревнуемся в знаниях.

I команда "Булгары"        II команда "Татары"

Капитан                              Капитан

Девиз: "Через знания к победе"    Девиз: "Знать и побеждать"

Оценивать знания будет жюри. ( представляют )
Учитель
: В путь. Первая остановка
1. Возникновение письменности у булгар до образования государства

Вопрос  к булгарам
- Какие это века ? (VIII, IX, X)
Отметь на ленте времени      
VIII            IX          X  

    | 922

  • Какой был строй ? (Первобытнообщинный)

  1. Учитель:  (к татарам ): Почему люди стали верить в богов ?

  Ответ  ученика: У древних людей жизнь была нелегкой. Они не могли объяснить ,почему гремит гром, светит солнце, гроза, молния, пожар, засуха. Бессилие перед природой, неумение объяснить ее явления породили веру в разных богов. Люди думали, что их окружают невидимые глазу добрые и злые силы. Их  боялись и  поэтому  делали   жертвоприношения.

  • Вера в разных богов называется ? (Язычество)
  • Их было более 17.
  1. Учитель: (к булгарам): Как называли главного бога у древних булгар ?

     Ответ: Самым главным богом у булгар считался   Тенгри - бог неба и

Солнца. С утра, встав со сна, булгары склоняли головы и молили бога об урожае, о хорошей охоте, о здоровье. Изображение солнца есть на повседневных предметах булгар.

Учитель:(к татарам): Как называлась богиня земли?

             Почему обожествляли землю?

Ответ: Богиня земли -   Умай.  Люди почитали землю-кормилицу. Приносили ей жертвоприношения, устраивали в честь нее праздники. Ведь земля - кормилица, она и кормит, и поит, дает жизнь и забирает. Поэтому, Умай считали тоже главным божеством. Мы и сейчас считаем землю кормилицей

  1. Учитель: О каких божествах эти загадки- сценки? Кто автор? Как называется сказка?( показ сценки  по сказкам Г.Тукая   « Водяная»)

Булгары задают вопрос татарам

        «…. Причесалась Чудо-юдо и в мгновение одно

         В озеро - бултых - нырнуло и ушло к себе на дно.

        Тут уж я собрался с духом, вышел из листвы густой,

        На мостках, забытый, блещет гребень золотой.»

Отвечают татары:

 Суанасы, водяная. Автор  сказки  Г. Тукай. Люди боялись утонуть в воде, вода таила опасность. Люди думали, что боги гневаются, и чтобы задобрить их приносили жертвы.

Загадка от татар булгарам:

    Как называется сказка? О ком? Кто автор?

    (показ  сценки по сказке «Шурале «)
    « Молодой джигит, не бойся, не влечет меня разбой.

    Но хотя я не разбойник, я не праведник святой.

    Почему, тебя увидев, не издал веселый крик?

    Потому, что я щекоткой

    Убивать людей привык »

Отвечают булгары:

Это сказка «Шурале» - лесной дух. Написал  Габдулла  Тукай. Люди боялись леса, он таил тайны и опасности. Это и звери, и чащи непроходимые да болота. Люди боялись Шурале и тоже задабривали его, приносили жертвы.

II остановка.

Учитель: Есть у булгар поговорка "Сколько богов - столько и праздников". Какие праздники были у язычников-булгар?

Учитель: (к татарам) Что за праздник  Науруз?

 Отвечают татары:

 Он отмечается 21 марта в день весеннего равноденствия. Молодые люди ходили по домам с шутками, прибаутками, с поздравлениями. Хозяин угощал, накрывал на стол.

Учитель: (к булгарам): А какой похожий праздник у русских ?

Отвечают булгары:

 На русские коляды, когда под старый Новый год 14 января ,ходили также ряженные по домам и поздравляли с Новым годом.

Учитель: (вопрос  к  татарам): Что за праздник Карга боткасы ?

Отвечают татары: Это праздник «вороньей каши.»-  встреча весны, прилет вестников весны, черных воронов.

 (Вопрос к  булгарам): У русских есть похожий праздник. Что пекут в этот день и зачем?

Отвечают булгары: У русских тоже есть похожий праздник. В этот день встречают прилетевших птиц, пекут жаворонки - булочки из теста в виде птиц. Масленница - проводы зимы, пекут блины - как солнце.

(Вопрос к  татарам): В начале лета отмечают праздник первой борозды и плуга.

Ответ  от татар-  Сабантуй

Учитель :(вопрос к булгарам )

У русских тоже есть подобный праздник- какой?  

Ответ булгар : Егорьев день - хранитель земли. 14 мая -запрягальник, начало пахоты.      

   Учитель:(вопрос к татарам): Что за праздник Джиен?

   Ответ:( Татары): Самый большой праздник, когда собирались близкие и родные и разные хорошие знакомые вместе перед жатвой,   перед уборкой урожая - повидаться, погостить, поделиться своими мнениями, новостями. Взрослые сидели за столом, а хозяева угощали чем могли. (Сказка о том, как Ханем гуся делил).

   Учитель(вопрос к булгарам): А у русских есть ли подобный праздник?

   Ответ (булгары): У русских подобные праздники: 14 августа - Спас медовый, 19 августа - Спас яблочный, когда угощали медом и яблоками, набирались сил перед жатвой.

Вывод: и русские и булгары были при первобытном строе язычниками, верили и поклонялись разным богам, и праздники у них одинаковые, связанные с природой.

  Учитель : (вопрос к татарам): Была ли письменность у булгар при первобытном строе?

 Ответ  (Татары): У древних булгар была письменность. Они писали знаками-метками, писали на бересте, на досках, покрытых воском, царапали буквы палочками- писалами из кости и железа. Это письмо знаками называется рунической письменностью. (Вывесить поговорку).

   Учитель :(вопрос булгарам): Как вы думаете, о чем говорит поговорка древних булгар: "Тузга язмаганны сэйлэме" ? (Не говори того, что не написано на бересте.)

    Ответ (булгары): Ее говорили тем, кто говорит бессмыслицу.  

  Учитель : (вопрос к татарам): Как до нас дошли сведения о руническом письме?

   Ответ (татары): Найдены при раскопках кувшины, где мастер подписывал свою работу. Это говорит о том, что писать умели и простые ремесленники.

  Учитель: (вопрос к булгарам): С принятием какой веры булгары перестали писать знаками и перешли к буквам.

  Ответ  (булгары:)  С принятием ислама булгары переходят на арабскую письменность.

3.  Учитель: (вопрос к татарам): А почему булгары принимают ислам единую -веру мусульман?

   Ответ( Татары): Первобытная религия - язычество не устраивала правителей-феодалов, им нужна была единая   религия, чтобы держать народ в повиновении и под единой сильной властью. Поэтому в 922 году из Багдада по приглашению в Волжскую Булгарию прибыл  Ибн-Фадлан- проповедник ислама. Давайте отметим на ленте времени.

I     X      I   (Обе команды получают недописанные рукописи.

I______________I     Необходимо дописать  и прочитать.)

922 г.

    Учитель: Давайте сравним стр. 1 Корана и Библии. Что здесь общего?  Ответ Имена.

Учитель :Это говорит о том, что существует связь культур русского и татарского народов.

  Учитель:(вопрос к булгарам): Послушайте вопрос-загадку. "Здесь мы учились, сидя на подушках. Здесь же спали, сами варили себе еду в общем котле - салму и пельмени.

  Ответ булгар : Это о мектебе. Школа, где учили читать и писать детей бедных. Ученики-шакирды должны были сидя на подушках на полу учиться, а после здесь же спали, сами варили себе еду в общем котле - салму и пельмени. Учили их хафизы - религиозные люди.

Учитель:(вопрос к татарам): Какие школы были кроме мектебе ?

Ответ татар: При мечетях открывались медресе - школы для богатых, где обучали другим наукам: истории, географии, математике, астрономии, литературе, химии, медицине. Были и свои булгарские ученые:      Ахмет-Булгари   | лекари

Исуф -Булгари   | врачи

Кул-Гали        | поэт, написал много поэм. Одна из них  "Кысса и

Юсуф" - о любви, о борьбе со злом, о справедливости. На два столетия раньше, чем в Западной Европе писали о вращении Земли вокруг Солнца булгарские астрономы.

   Вывод: Булгария сама становится важным научным культурным центром исламского мира. Сюда приезжали ученые из других стран.

  Учитель (К булгарам): А вот еще загадка-вопрос

"Мы семь подруг, решили вместе

                 Учиться в школе у муллы.

                 И из дому в мужских костюмах

                 Ушли однажды в Каргалы.

                 Шакирдов в школе каргалинской

                 Не мало - человек пятьсот,

                 Они за нас платили взносы

              чтоб мы учились без забот"  Обучались ли в школах девушки ?

Ответ булгар: Девушки из богатых семей могли обучаться за плату, но только отдельно от мужчин, и ходили  туда по подземному переходу не показывая лица.

    Учитель:(вопрос к татарам): Чем писали и на чем ?

Ответ татар: Писали на бумаге, которую завозили из Средней Азии и Китая. Писали птичьими перьями, пользовались чернилами. Искусством считалось писать книги. Книги были лишь у богатых, т. к. они дорого стоили.

Как воспитывали в мектебе и медресе? Мы узнаем из таблиц.

Дописываем таблицу по одному от команды.

 1.В наши дни, где обучаются ученики?

  Ответ :В школах, техникумах, училищах, вузах.

Учитель : Какие учебные заведения есть в нашем городе?

            Преподают ли в школе основы религии?

           А есть ли в нашем городе символ исламской веры? Мечеть.
           А символ христианской веры? Церковь.

Ученики: У нас свободное вероисповедание, и желающие верить могут это делать, посещая мечети у татар, и церковь у русских.

Учитель : Почему, как вы думаете, сейчас больше верующих, ведь многое познал человек?

Ответы детей

( Допиши ):   "Религия   - вера         

Варианты ответов детей обсуждаются  ,уточняются

Учитель :Но сейчас появилось много и разных религиозных вредных течений - секты, которые людей губят и призывают к насилию и самоубийствам.

Сильный человек должен в первую очередь верить в свои силы, в добро и творить  добро, не разрушая.

Учитель:   Вот и закончилось наше путешествие в прошлое по теме ...? Обе команды показали хорошие знания. Победили ... Оценки. Домашнее задание - составить кроссворд с понятиями, которые вы закрепили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории. Интерактивная экскурсия «Повседневная жизнь русского народа во времена Кузьмы Минина»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов. Интерактивная экскурсия "Повседневная жизнь россиян во времена Кузьмы Минина"...

Презентация "Духовная жизнь и культура народов мира в XX веке" 9 класс

Краткая презентация на тему "Духовная жизнь и культура народов мира в 20 веке" к учебнику Н.В. Загладина Новейшая история зарубежных стран. XX  век. Презентация содержит краткие тезисы, фотографи...

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...

Доклад на конференции "Язык народа в свете его духовной жизни"

Без знания особенностей возникновения и развития русского языка невозможно правильно и полно определить его  роль в духовной жизни  народа, представить  насколько глубоки его связи с ру...

«Духовные святыни Курского края» урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Курск принадлежит к числу древнейших русских городов. Ф.Тютчев сказал о нашем городе: «Расположение его великолепно… Вот ещё одно из тех мест, которое, не будь оно в России, давно бы служ...