Эссе "Я - учитель"
материал на тему

Александрова Татьяна Георгиевна

Рассуждения на тему: "Учитель XXI века: залог успешности" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевой этап

Всероссийского конкурса

«Учитель года России - 2016»

Конкурсное задание «Я - учитель»

     «Учитель XXI века: залог успешности»

Александрова Т.Г.,

г. Невинномысск

 

В тот самый миг, когда мы вступаем

 на избранную стезю, все прочие дороги исчезают.

Пауло Коэльо

УЧИТЬ С ОПТИМИЗМОМ…

Современные реалии жизни предъявляют к учителю много требований. Соответствовать высоким запросам социума весьма трудно. Статус, позиция  учителя в обществе обязывают быть всегда на высоте, идти в ногу со временем. И я часто задаю себе вопрос: почему я выбрала именно эту профессию, философией которой является одно – любовь к детям  и стремление отдавать им частичку себя? Оглядываясь назад, понимаю, что мой выбор не случаен. Мне повезло с учителями, они научили меня любить школу, людей, мир вокруг, они зажгли огонь, который я несу в своём сердце, душе.

Помню, как в детстве я усаживала всех кукол, брала в руки мел и с огоньком в глазах исписывала всю домашнюю мебель, пытаясь донести до них то, что сама не далее, как сегодня, узнала в школе. А потом приходила мама и устраивала мне разнос за испорченную полировку, но меня это не останавливало, и каждый день я вновь усаживала своих «учеников», и урок продолжался…

Когда я училась в школе, моим любимым предметом была математика-царица наук, и я была одержима мечтой поступить в педагогический институт на физмат. Но не так легко мне давалась физика. А потом наш класс сделали профильным, и мы просто были вынуждены шесть раз в неделю посещать химию. Поначалу мне нравилось только решать задачи, а весь остальной материал казался просто ненужным. Но со временем учитель так смог увлечь своим предметом, что сомнений уже не осталось – только химия! Оказалось, очень интересно вникать в суть химических процессов, а когда проводились практические работы (училась я в новой школе, все реактивы и оборудование были в наличии) и всё это можно было увидеть, то восторгу не было предела.

Вот вроде бы и решилась дальнейшая судьба, но не всегда в жизни всё происходит по заранее составленному плану. Так случилось, что я стала студенткой вовсе не педагогического вуза. Получила специальность химика-технолога (выбранному предмету не изменила), однако мечта стать учителем так и осталась жить в моём сознании. Она-то и привела меня в школу. Я помню, как впервые переступила порог кабинета, наполненного озорными мальчишками и девчонками, и мир для меня изменился, он повернулся ко мне глазами моих учеников и улыбнулся. Какое же я испытывала волнение и страх: а вдруг у меня не получится так же хорошо, как у моих учителей…  

Сейчас, спустя 18 лет, уже могу спокойно, без смущения войти в класс, вдохнуть полной грудью воздух, заряженный детской энергией и позитивом, посмотреть в глаза моим ученикам и сказать: «Здравствуйте, мои хорошие! Мы начинаем наш урок!»

Что для меня значит быть учителем? В моём понимании учитель – это человек, любящий детей безусловно, ничего не требующий от них взамен. Конечно, обязательным являются глубокие научные знания и любовь к своему предмету (Как сказал Конфуций, если вы занимаетесь любимым делом, вам не придётся трудиться ни дня). Но для меня человеческий фактор является определяющим. Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Я считаю, что невозможно ребёнка научить чему-либо, если он не будет чувствовать искренней любви со стороны педагога. Дети очень тонко чувствуют фальшь, их невозможно обмануть в чувствах. Да, иногда бывает непросто понять и принять ученика таким, каков он есть, но ведь в каждом человеке есть что-то хорошее, так должно быть априори. И моя задача как педагога рассмотреть эти хорошие качества. И вот когда ребёнок поверит учителю, он будет способен на любые свершения, главное – не потерять эту веру. А любовь учеников обязательно придёт, иначе и быть не может.

Я считаю, что учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, успехи и неудачи. Мои ученики доверяют мне, а я верю в их успех. Каждый урок на пути к знаниям возникают препятствия, и каждый раз мы вместе с детьми совершаем маленькое чудо, преодолевая их. Во взаимоотношениях с детьми всегда учитываю личность ребёнка, его образовательные потребности и возможности. На мой взгляд, этому способствует применение личностно-ориентированного подхода в обучении. Личностно-ориентированное образование ставит целью развитие внутренних структур ученика на основе реализации его потенциальных возможностей и базируется на принципах признания самоценности личности, обеспечения ее субъектности и успешности в различных видах деятельности. Конечным продуктом является не только получение знаний, выработка умений и навыков, но и формирование компетентностей, что напрямую согласовывается с требованиями нового образовательного стандарта.

В условиях личностно-ориентированного обучения несколько меняется моя роль как учителя. Учитель теперь не «транслятор знаний», а фасилитатор, деятельность которого направлена  на организацию познавательной, творческой деятельности обучающихся на уроке. Освоить новую роль не так-то просто, но это одно из главных требований современного образования. Я стараюсь планировать урок таким образом, чтобы ключевая роль в процессе познания отводилась детям, а я в любой момент могла прийти на помощь, посоветовать, поддержать, направить.

При выборе методов обучения предпочтение отдаю активным формам работы, при которых всем детям предоставляется возможность реализовать свои потребности в обучении. Детям нравится быть главными на уроке, каждый ребёнок чувствует свою значимость, сопричастность  общему делу. Добиться заинтересованности в обучении мне помогает правильная мотивация, этот этап урока занимает наибольшее количество времени при подготовке, но оно того стоит. Ведь результаты обучения существенно улучшаются, когда каждый ребёнок осознаёт, что он является тем самым «винтиком», без которого вся конструкция – лишь груда металла. Конечно, развитию познавательного интереса способствует и специфика предмета. Химия – наука эксперимента. Наглядно наблюдая за химическими процессами, невольно начинаешь интересоваться их сутью. Но мне важно поддержать этот интерес и при изучении теоретического материала, который нередко вызывает трудности у ребят.

По моему убеждению, знания нельзя дать, их можно только приобрести. Поэтому много времени уделяю тому, чтобы научить детей самостоятельно мыслить, находить нужную информацию, анализировать и сопоставлять факты, другими словами, учу детей учиться. Недаром великий писатель Л.Н. Толстой утверждал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями мысли, а не памятью…» А значит, я должна предоставить своим ученикам возможность самостоятельно принимать решения, искать истину, методом проб и ошибок добиваться поставленной цели. И тогда, я уверена, мои ученики будут с уважением и любовью вспоминать меня и наши уроки…

Современный стандарт педагога предъявляет определённые требования  к личности учителя. Я осознаю: чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо постоянно работать над собой. Без полной самоотдачи достижение цели, мечты невозможно. Личностный рост педагога – залог успешности его учеников. Только имея определённые качества, можно передать их своим ученикам. Важно и в повседневном кропотливом труде видеть радость и пользу. Жить вдохновленным, влюбленным в свою работу и объект своей деятельности, заряжать себя и других свежими идеями, планами. Полная самоотдача, соблюдение нравственных и правовых норм, перспективное планирование, интерес к новациям и стремление их реализовать в своей деятельности позволяют достичь желаемого. Объектом для самосовершенствования могут быть новые педагогические технологии, методические разработки, идеи, внедряемые ведущими специалистами в сфере обучения.

Настоящее время предоставляет современному учителю, молодому или умудренному опытом, много возможностей для самореализации и ведения успешной деятельности. Кроме того, остается время для творчества, самопознания. Поэтому я никогда не останавливаюсь на достигнутом,  всегда открыта новому опыту, новым знаниям, общению с интересными людьми.  

В 16 школе я работаю всего второй год, но за это время все члены этого удивительного, творческого, талантливого коллектива стали для меня близкими, родными людьми. И я очень благодарна моему директору Мельниковой Л.Н. за то, что она поверила в меня, в мои силы, увидела во мне творческую личность. Может быть, именно поэтому я и стала участником конкурса «Учитель года».

На мир я смотрю с оптимизмом, ведь я занимаюсь самым важным и нужным в этой жизни - я учу детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...