Планирование уроков на год, полугодие, четверть, урок
учебно-методический материал на тему

Шахтаров Сергей Сергеевич

Планирование уроков.
Значение планирования.
Структура планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon planirovanie_na_god_chetvert_urok.zip45.98 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

         Основной формой организации систематических занятий по физической культуре совершенно обоснованно является урочная форма. Именно уроки являются наиболее экономной и эффективной формой организации систематических занятий физическими упражнениями. Все другие формы - неурочные, не имеют ряда типичных и очень важных признаков, которыми характеризуется урок физической культуры. Поэтому, несмотря даже на то, что по многим своим характеристикам некоторые другие формы превосходят урок (например, по общему времени, объему и интенсивности нагрузок, количеству занятий в неделю), играют всё же вспомогательную роль и служат дополнением к урокам.

В системе физического воспитания они наиболее широко представлены в общем, обязательном курсе по программам образовательно-воспитательных учреждений, особенно школьных. Во многом аналогичные признаки имеют занятия урочного типа, организуемые под руководством специалистов в добровольном физкультурном, в частности спортивном движении (в секциях коллективов физической культуры, спортивных клубах, сборных командах).

Однако они характеризуются и определенными особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависят от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающий, а также от особенностей регулирования бюджета свободного личного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной регламентации.

Тем не менее, и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностей. Урочные формы занятий, как следует из сказанного, предоставляют для этого наиболее благоприятные возможности[1].


1 Планирование учебно-воспитательного процесса на учебный год

Годовой план-график является общим документом планирования, в котором в самых общих чертах определяется порядок размещения учебных занятий (УЗ), связанных с выполнением требований программы к знаниям, двигательным умениям и навыкам, с решением задач по развитию различных физических качеств, сдачей контрольных нормативов по физической подготовке и выполнению домашних заданий в течение учебного года[2].

Для того, чтобы составить такой план, учитель должен проделать ряд технических операций: Изготовить (расчертить) графическую форму плана. Переписать из программы в левую половину плана-графика основные требования к знаниям, двигательным умениям, задачи по развитию физических качеств. В две нижние строки плана вписать УЗ по нормативам и домашним заданиям. После этого начинается собственно методическая, творческая работа учителя по размещению УЗ в план-графике с учетом сезонно-климатических условий, особенностей планируемого учебного материала (взаимодействие УЗ, степень их сложности и трудности) и физических возможностей учеников класса. Исходя из сезонно-климатических условий России целесообразно планировать УЗ по ходьбе, прыжкам, метаниям и спортивным играм в I и IV четвертях; лазанье, акробатические, танцевальные и другие упражнения - во II четверти; лыжи - в III четверти (период устойчивого снежного покрова); плавание - в любой четверти при наличии условий для этих занятий. Строевые и общеразвивающие упражнения по организационно-методическим соображениям (построения, перемещения занимающихся, разминка) обычно планируются на каждом уроке в течение всего учебного года.

 Целесообразная последовательность в планировании работы, направленной на развитие физических качеств, определена в программе, ею и следует руководствоваться при разработке годового плана-графика. Исходя из этого, развитие общей выносливости и ориентировки в пространстве (координационная способность - КС) учащихся III класса можно запланировать на I четверть, развитие силы рук и статического равновесия (КС) - на II четверть, развитие общей выносливости (повторно), быстроты и точности (КС) движений - на III четверть, а скоростно-силовых качеств, быстроты двигательной реакции, силовой выносливости и ориентировки в пространстве (повторно) - на IV четверть[3].

Развитие общей выносливости следует планировать обязательно в двух четвертях - подряд либо с разрывом, так как это качество имеет базовое значение для повышения физической подготовленности, расширения функциональных возможностей организма и укрепления здоровья ребенка. Получение домашних заданий планируется на первые уроки каждой четверти, а сдача нормативов по физической подготовленности - на 5-6 уроки I четверти, на 2 последних урока каждой четверти учебного года. УЗ, связанные с получением специальных знаний, распределяются по урокам с учетом их общей значимости для формирования физической культуры ребенка, а так же в связи с необходимостью их получения для более эффективного овладения практическим материалом программы. Например, знания о влиянии вредных привычек на здоровье человека необходимы для формирования представления ребенка о здоровом образе жизни, и поэтому их изложение планируется уже на начало учебного года с периодическим возвращением к ним в каждой четверти. Знания о правильном дыхании при беге и ходьбе на лыжах планируются на уроках сопряжено с изучением практического материала - обучением технике бега или ходьбы на лыжах[4].

После того, как определена рациональная последовательность прохождения материала программы, следует определить реальную продолжительность циклов (количество смежных уроков), необходимых для освоения тех или иных УЗ и решения задач по развитию различных физических качеств. Циклы по обучению двигательным умениям включают, как правило, 10-12 уроков (3-4 недели) и по продолжительности примерно в два раза короче циклов, связанных с развитием физических качеств. Такая продолжительность циклов хорошо согласуется с количеством уроков в каждой четверти. При этом в каждой четверти один цикл, связанный с развитием физических качеств (развивающий цикл), совпадает по длительности с двумя обучающими циклами.

Не следует перегружать уроки большим количеством учебного материала. Обычно содержание материала программы планируется так, чтобы каждый отдельный урок включал не более 2-3 задач, связанных с развитием физических качеств, и 3-4 задачи обучающего характера. В I и II четвертях следует в соответствии с программой 75-80% времени уроков отводить на обучающие циклы, а в III и IV четвертях - до 50% времени - на развивающие циклы. Факт включения того или иного программного материала в уроки обозначается в годовом плане-графике каким-либо условным знаком - крестиком (х), плюсом (+), кружочком (о) или буквенными обозначениями[5].

2 Планирование учебно-воспитательного процесса на учебную четверть

Поурочный четвертной план представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового графика прохождения программного материала с учетом реального хода учебной работы в предыдущих четвертях и должен включать в себя следующие обязательные элементы: конкретные учебно-воспитательные задачи уроков; учебные задачи для их решения (теоретические сведения и физические упражнения, основные способы их применения, дозировку).

Разработка плана на четверть начинается с определения и четкого формулирования учебно-воспитательных задач. Сначала определяются общие, стержневые задачи учебно-воспитательного процесса в данной четверти. Для этого необходимо выделить основной (с точки зрения сложности освоения или значимости для физического развития) учебный материал.

Затем следует ознакомиться с программой по всем годам обучения в школе с целью установить, например, какие двигательные действия, имеющие общие с изучаемым, были пройдены в предыдущие годы и какие будут изучаться в последующие. Далее следует установить уровень знаний, умений, навыков, необходимых двигательных или волевых качеств, определяющих возможности занимающихся, овладеть учебным материалом программы, наметить технику физического упражнения, которую планируется разучить, или уточнить виды двигательных способностей, подлежащие развитию. Все это позволит выяснить, следует ли планировать весь процесс обучения двигательному действию или только какие-то его этапы или развивать определенные двигательные способности, воспитывать необходимые черты характера и поведения ученика. Кроме того, это даст возможность конкретизировать в дальнейшем задачи для отдельных уроков[6].

Только после этого следует переходить к формированию общих задач учебно-воспитательного процесса на четверть. Общие задачи записываются в четвертном плане вместе с количественными показателями, которых должны достичь занимающиеся в результате обучения или развития двигательных качеств. Например: «Обучить подъему переворотом из виса (три подъема подряд)» или «Развить силовую выносливость мышц плечевого пояса для лазания по канату (вис на канате на согнутых руках в течение 7 с)».

При формулировании задач в документах планирования необходимо соблюдать ряд правил. Задачи обучения (образовательные) должны отражать деятельность преподавателя, быть предельно конкретными, точно определяющими этап процесса обучения двигательному действию, доступными для решения в рамках ограниченного времени урока. Информацию об этом можно заложить в формулировку задачи, указав в начале наименование соответствующего этапа процесса обучения. Если на уроке решается задача первого или второго этапа обучения, то формулировка такой задачи чаще всего должна давать определенный ответ на вопрос: «Какую часть физического управления конкретно должен изучить с учащимися учитель?». Например: «Разучить исходное положение для верхней прямой подачи мяча» (первый этап), «Разучить направляющее движение кистью при верхней прямой подаче мяча» (второй этап). При определении задач урока, относящихся к третьему этапу процесса обучения двигательному действию, их формулировки также должны четко отвечать на вопросы: «Что именно в данном физическом упражнении или в каких конкретных условиях это упражнение совершенствуется на данном уроке?». Например: «Совершенствовать стабильность верхней прямой подачи мяча» или «Совершенствовать точность подачи мяча при повышающейся эмоциональной нагрузке»[7].

Информацию о том, какой этап процесса обучения имеется в виду, можно заложить в формулировку задачи урока и без употребления его наименования. Это можно сделать, используя в формулировках термины, которые отражают цель данного этапа. Например: «Проверить умение выполнять прыжок в высоту в полном объеме изученных технических требований» - задача, относящаяся ко второму этапу. Если заменить слово «умение» на «навык», то станет задачей третьего этапа - совершенно иного содержания: в первом случае предусмотрено выявление и оценивание только качественных показателей, а во втором - и качественных, и количественных во взаимосвязи.

Каждая общая задача конкретизируется в четвертом плане в виде системы частных задач, определяющих этапы овладения двигательными умениями и навыками, или расстановку акцентов в развитии тех или иных двигательных способностей. Например, общая задача обучить учащихся 9-го класса подъему переворотом из виса может быть конкретизирована на следующей системе частных задач: 1) проверить умение выполнения подъем переворотом махом одной, толчком другой на низкой перекладине; 2) научить из виса, подтягиваясь и сгибаясь в тазобедренных суставах, касанию снаряда бедрами; 3) добиться самостоятельного выполнения основы техники подъема из виса в упор переворотом; 4) научить не сгибать руки в упоре после подъема переворотом из виса; 5) добиться выполнения подъема из виса в упор переворотом с прямыми и соединенными ногами; 6) совершенствовать при подъеме из виса в упор переворотом выход в упор без опускания ног под перекладину; 7) проверить и оценить выполнение подъема в полном объеме изученных технических требований; 8) закрепить подъем из виса в упор переворотом в сочетании с другими движениями; 9) проверить и оценить выполнение подъема переворотов.

Планируя работу в учебной четверти по целевому совершенствованию физических качеств, следует действовать в такой последовательности: 1) определить частные задачи; 2) подобрать средства и методы их решения; 3) определить измерители (тесты) и показатели успешности достижений занимающихся; 4) наметить величины нагрузок на каждый урок. При этом важно соблюдать ряд требований. Формулировки общих задач должны отвечать на вопрос: «Какое конкретное физическое качество развивается и с какой целью?». В частных задачах отражаются конкретные формы или виды проявления совершенствуемых качеств, указывается, на какие мышечные группы должно быть оказано воздействие[8].

Избираемые средства должны отвечать требованию наибольшей прикладности. Это значит, что планируемый развивающий эффект достигается путем подбора специально развивающих упражнений, отвечающих особенностям разучиваемого или нормативного физического упражнения. Выбирая метод развития физического качества и систему повышения нагрузки из урока в урок, важно также руководствоваться правилом прикладности.

Опираться при этом следует на закономерности и особенности процесса развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и особенно комплексные формы их проявления при выполнении изучаемого двигательного действия. Намечаемые тесты должны отвечать конкретной педагогической задаче. Показателем успеваемости может служить факт улучшения достижения во время занятий, а также отвечающие данной задаче нормативные требования, установленные школьной программой по предмету «Физическая культура». На следующем этапе поурочного планирования требуется правильно распределить конкретные задачи и учебные задания для их решения по урокам четверти.

Эффективность этой операции будет зависеть от умения учителя точно соразмерить сложность изучаемого двигательного действия с возможностями учащихся и условиями, в которых будет протекать учебный процесс. При распределении учебного материала в графике по урокам необходимо руководствоваться следующими положениями: 1) при разучивании двигательного действия нецелесообразно делать большие перерывы между уроками; 2) следует использовать положительную взаимосвязь упражнений из различных разделов программы и избегать разучивания в одном уроке отрицательно взаимодействующих двигательных действий; 3) если на уроке решается несколько задач, то они должны требовать от учащихся разного характера познавательной деятельности, а средства, используемые для их решения, должны оказывать разностороннее воздействие на физическое развитие занимающихся; 4) количество и содержание задач, намеченное для решения на одном уроке, должно быть определено с учетом возможностей материального обеспечения урока (оборудование, инвентарь, пособия) и подготовленности учащихся к самостоятельной работе на уроке. В практике используются разные варианты оформления поурочных четвертных планов. Наиболее целесообразны те из них, которые обеспечивают вариативность плана, т.е. позволяют вносить в него изменения в процессе учебной работы[9].

Широкое распространение получил способ планирования, при котором относительно неизменная часть четвертного плана «Методические разработки основных учебно-воспитательных задач» и его изменяемая часть «График учебно-воспитательной работы» оформляется порознь. Методические разработки (конкретные задачи уроков и учебные задания для их решения) целесообразно вести в тетради. Каждой общей задаче в ней отводится специальное место и присваивается порядковый номер, обозначенный римской цифрой. В левой части развернутого двойного листа записывают и нумеруют арабскими цифрами частные задачи, в правой - средства и методы их решения, которые в случае необходимости могут быть обозначены какими-либо знаками (например, буквами).

Для возможных изменений и дополнений рекомендуется оставлять свободные места. Когда готовы все методические разработки, приступают к составлению графика учебно-воспитательной работы на четверть. В левой стороне графика записываются в установленном порядке пронумерованные общие учебно-воспитательные задачи; в правой, в графах, обозначающих номера уроков, помечается, на каких уроках эти задачи будут решаться. Здесь проставляются карандашом цифры и буквы, являющиеся кодом частных задач и конкретных учебных заданий, представленных в «Методических разработках». В случае отмены урока, изменений условий работы или невыполнения школьниками запланированных задач карандашная запись легко удаляется и проставляются номера других учебных заданий[10].

3 Планирование урока по физической культуре

Подготовка учителя к уроку имеет 2 этапа. Целью первого этапа является определение содержания и построения урока, конечные результаты которого фиксируются в плане-конспекте урока; Второй этап состоит из практических действий по подготовке мест занятий, инвентаря и оборудования, проверки исправности снарядов, расположения раздаточного инвентаря. Подготовка самого учителя включает изучение методической литературы по теме урока, написание плана-конспекта, личную речевую подготовку, личную двигательную подготовку. Подготовка учащихся предполагает ознакомление их с задачами предстоящего урока, его особенностями, выполнение опережающих домашних заданий, а также изготовление дидактических карточек, подготовку инвентаря, подготовку помощников, судей, стартеров, контролеров, инструктивно-методических помощников.

План урока представляет собой совокупность действий учителя (преподавание) и обучающихся (учение), необходимых и достаточных для достижения поставленной цели или решения учебной задачи. Поэтому очень важно, чтобы план включал в себя все необходимые для достижения поставленной цели действия, был реалистичен по времени, которое отводится учителем на различные виды работ.

 Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока.

1.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? Каждый урок физической культуры должен иметь конкретные и четкие педагогические задачи, например: «Ознакомить учащихся с метанием теннисного мяча с места», «Разучить выполнение толчка в прыжке в длину с разбега», «повторить технику выполнения прыжка в длину с разбега способом прогнувшись»«. В уроке необходимо комплексно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Однако это не значит, что все они должны уместиться в одной схеме конкретного урока (при написании плана урока). Имеют место задачи, исходящие из темы урока. Они и являются главными. Такую задачу, как «Воспитание правильной осанки», не записывают в каждый план урока. Она проходит через весь процесс физического воспитания и практически решается на каждом уроке. То же можно отнести и к решению задач нравственного воспитания[11].

2. Соответствие поставленной цели урока формам и методам достижения этой цели. Задачи определяют содержание урока, выбор методов обучения и воспитания, способов организации учащихся на уроке. Неясно и нечетко поставленные задачи лишают урок целевой направленности. Поэтому средства решения педагогических задач должны глубоко продумываться педагогом, быть разнообразными по содержанию и точно ориентированы на задачу (задачи) урока. Выбор методов ведения соподчинен как задачам, так и содержанию урока (физическим упражнениям). Способы организации занимающихся упражнениями – фронтально, поточно, по группам, индивидуально, по парам, выполнение упражнений по кругу (круговая тренировка) – направлены на решение задач и определяются с учетом характера физических упражнений и уровня воспитанности занимающихся. Например, выполнение упражнений в парах может дезорганизовать урок (баловство учащихся друг с другом) или способствовать качественному решению задач урока (подсказывание друг другу правильного пути выполнения упражнений).

3. Спланировать учебный материал урока. Подобрать литературу по теме. Обучение, воспитание, физическое развитие, оздоровление и подготовленность учеников должны осуществляться в соответствии с научными достижениями теории и методики физического воспитания. Поэтому учителю необходимо знать новинки литературы. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно – популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Изучение книг должно осуществляться с тетрадью и карандашом в руках. Учитель может записывать главные положения книги, соглашаться или брать под сомнение отдельные рекомендации, пропускать через свой опыт работы советы, записывать собственные мысли и удачные находки, творчески работать с текстом. Такая работа с книгой повысит теоретический уровень педагога, расширит и углубит его знания в области физической культуры как предмета школьного обучения, будет способствовать развитию педагогического мышления[12].

4. Подобрать учебные задания. Определяя физические упражнения урока, надо помнить о необходимости решения в единстве оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Однако в содержании урока следует выделять главное, основное, существенное и, учитывая это, избрать тип, структуру урока, подбирать физические упражнения, методы обучения и воспитания учеников.

Такой подход учителя к уроку позволит наметить кратчайшие пути реализации педагогических задач и приведет учеников к более прочному усвоению знаний, двигательных умений. Надо научиться при наименьшем подборе упражнений и времени обучения решать максимально возможные задачи урока. Следует стремиться к логической взаимосвязи упражнений, наиболее полной реализации методических принципов физического воспитания. Урок физической культуры должен иметь большое воспитательное значение, нести высокий нравственный потенциал. Надо осуществлять воспитание молодежи в духе глубокого уважения к ценностям демократического общества, заботиться об освещении в уроке вопросов физкультурного и олимпийского движения, подчеркивать положительную роль ветеранов спорта, ученых, педагогов, врачей в совершенствовании российской системы физического воспитания.

Заключение

Урок – основная форма организации занятий физическими упражнениями. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он: а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников; б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения; в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников; г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы.

Главное содержание уроков физической культуры должны составлять не столько сами попытки решения всех основных задач физического воспитания, сколько формирование базовых основ для их решения, в качестве которых выступают теоретические знания и инструктивно-методические умения и навыки наиболее эффективного и целесообразного использования средств физической культуры для решения этих задач. При этом очень важно подчеркнуть, что использование этих знаний, умений и навыков обязательно должно основываться на хорошем знании собственных индивидуальных возможностей каждым занимающимся, определению состояния и динамики которых также должны способствовать уроки физической культуры.

 Основная же тяжесть по практической реализации всех основных задач физического воспитания должна ложиться на другие формы физического воспитания, в том числе внеклассные, внешкольные и, организуемые в рамках семейного физического воспитания. В качестве фундаментальных основ для их эффективной организации и должны выступать специальные знания, умения и навыки по методически грамотному использованию средств физической культуры в процессе физического самосовершенствования, решения развивающих, оздоровительных, рекреационных, спортивных и других задач каждым человеком на протяжении всей своей индивидуальной жизни.

Успешному решению задач образовательной направленности способствует организация и реализация межпредметных взаимосвязей с другими дисциплинами учебного плана школы. Необходимость таких взаимосвязей обусловлена тем, что систематические занятия физическими упражнениями способствуют лучшему функционированию всех физиологических систем организма, способствуя тем самым не только повышению физической, но и умственной работоспособности, содействуют более эффективному совершенствованию таких психических функций как память, внимание, ощущения, восприятия.

С другой стороны, многие другие дисциплины учебного плана школы, прежде всего такие, как биология, физика, химия, история, могут с высокой степенью эффективности содействовать освоению специальных знаний в области физической культуры.

Список литературы

  1. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.: Академия, 2004.  
  2. Белов Р.А. Организация работы по физической культуре по месту жительства. - К.: Олимп. Лит., 2004.  
  3. Видякин М.В.Физкультура. внеклассные мероприятия в школе. - Волгоград; Учитель.2004г
  4.  Виленская Т. Е. Новые подходы к физическому воспитанию детей младшего школьного возраста // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2009. - N 5. - 18-22 с.
  5. Гандельсман А.Б., Смирнов Д.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. — М.: Просвещение, 2006.  
  6. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2005  
  7. Зимкина Н.В. Физиологические основы физической культуры и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 280 с.  
  8. Исмаилова А. С. Развитие гибкости у детей школьного возраста // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 1. - 72-74 с.  
  9. Книга учителя физической культуры. - М.: Просвещение,  2004.  
  10. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. - М.: Советский спорт, 2003.
  11.  Лепешкин В. А. "Мяч в щит" // Физическая культура в школе. – 2006. - N 4. - 28-29с.  
  12. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2003.  
  13. Макарова О. С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы : спорт.-игровые проекты для 1 кл. Пособие для учителя. - М. : Школьная пресса , 2002. - 111 с.
  14.  Максименко A.M. Теория и методика физической культуры: Учебник для вузов физической культуры. - 2-е изд, испр. И доп. - М.: Физическая культура, 2009.-496 с.  
  15. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт,  2006.
  16.  Михайлова Н.В. Как сформировать интерес к физической культуре//Физическая культура в школе.-2005. № 4. - 10-16 с.  
  17. Поваляева В. В. "Секреты" моих уроков // Физическая культура в школе. – 2004. - N 2. - 43-46 с.
  18.  Полунина Т. И. Ритмика и физическая подготовка // Физическая культура в школе. - 2009. - N 7. - 29-31 с.
  19.  Романов К. Ю. Особенности физического воспитания с оздоровительной направленностью в начальной школе // Образование в современной школе. – 2005. - N 5. - 17-23 с.  
  20. Рунцов Б. С. Игры на прогулках // Физическая культура в школе. – 2006. - N 6. - 71-73 с.  
  21. Соловьева И. А. Во славу скакалки // Физическая культура в школе. – 2006. - N 7. - 38-40 с.
  22.  Соломахин О. Б. Формирование осознанной потребности и мотивации в регулярных занятиях физической культурой у учащихся начальных классов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 6. - 85-90 с.  
  23. Сумин П.И. Намечены направления деятельности//Физическая культура в школе.-2002. № 4. - 2-6 с.  
  24. Сухова С. В. Урок гимнастики с элементами йоги. IV класс // Физическая культура в школе. - 2012. - № 1. - 45-47 с.
  25. Тонкова-Ямпольская Ф. В., Черток Т. Я. Ради здоровья детей. М, Просвещение, 2005.  
  26. Ульянова Т. А. Интегрированные уроки по легкой атлетике в IV классе // Физическая культура в школе. - 2011. - N 6. - 39-40 с.
  27.  Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Академия, 2001.
  28.  Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры. - М.: Просвещение, 2004. – 22 с.
  29.  Хафизова Г. Н. Урок физической культуры - урок радости и здоровья // Начальная школа. - 2011. - N 7. - 77-79 с.  
  30. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480с.
  31.  Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 – 256 с.


[1] Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2005

[2] Сумин П.И. Намечены направления деятельности//Физическая культура в школе.-2002. № 4. - 2-6 с.

[3] Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2005

[4] Зимкина Н.В. Физиологические основы физической культуры и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 280 с.

[5] Книга учителя физической культуры. - М.: Просвещение,  2004.

[6] Книга учителя физической культуры. - М.: Просвещение,  2004.

[7] Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2003.

[8] Тонкова-Ямпольская Ф. В., Черток Т. Я. Ради здоровья детей. М, Просвещение, 2005.

[9] Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры. - М.: Просвещение, 2004. – 22 с.

[10] Книга учителя физической культуры. - М.: Просвещение,  2004.

[11] Книга учителя физической культуры. - М.: Просвещение,  2004.

[12] Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 7 класс I полугодие

Планирование составлено на полгода к УМК "Enjoy English" 7 класс...

Календарно- тематическое планирование 7 класс II полугодие

Планирование составлено на II полугодие к УМК "Enjoy English" 7 класс...

Поурочно-тематическое планирование 7 класс (I полугодие)

Поурочно-тематическое планирование (1 полугодие) для 7 класса по программе Л.Л.Босовой.Использовано УМК Л.Л.Босовой. Обязательная литература. для ученика:1.Информатика: Учебник для 7 кл...

Конспект урока «Образ героизма, борьбы и победы в искусстве» 5 класс. 2 полугодие, 3 четверть, урок № 25.

Цель: средствами музыки, живописи, литературы раскрыть значение образа борьбы и победы, защиты Отечества; развивать умение слышать и видеть образы в произведениях искусства, развивать навыки выр...

итоги полугодия (четверти)

Используется для подвеления итогов ,для самоанализа учеников класса за прошедшее полугодие или четверть....