САМОКОНТРОЛЬ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
статья на тему

Емельянов Владислав Сергеевич

В статье рассматриваются некоторые приемы формирования умений самоконтроля в процессе обучения физики, акцентируется внимание на организации самостоятельной работы учащихся по решению физичеких задач, как одном из условий формирования их готовности к самоконтролю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМОКОНТРОЛЬ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

В настоящее время обществу и государству необходима личность, обладающая индивидуальностью, независимостью, способная активно и самостоятельно управлять собой и собственным развитием, принимать ответственные решения в ситуации выбора.

Для реализации собственных возможностей и жизненных планов школьнику необходимо обладать субъектными свойствами, важную роль среди которых играет самоконтроль. Таким образом, проблема формирования умений самоконтроля в обучении, в частности, в обучении  физике актуальна.

Контроль является обязательным компонентом процесса обучения, позволяет судить об эффективности его функционирования. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, осуществляется как самостоятельно обучаемым (внутренний), так и другими людьми – учителем, родителями (внешний). Внутренний контроль называют самоконтролем.

Самостоятельная работа связывает умственную активность учащихся с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных заданий, с анализом результатов работы. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома, т. к.  это способствует развитию навыков самоконтроля.

В приучении к самостоятельности в обучении, а значит, и развитии навыков самоконтроля, важную роль играет систематическая организация самостоятельной работы учащихся по решению физических задач. Включение элементов самостоятельной работы по решению задач нужно осуществлять в последовательности, соответствующей постепенному нарастанию трудности. Выделяются несколько этапов по приучению к самостоятельной работе учащихся по решению физических задач:

  1. Обучение школьников самостоятельному анализу содержания задач, знакомство с наиболее рациональными способами краткой записи условия и способами их решения. Для этого учащиеся по очереди на доске кратко записывают условие задачи, путём коллективного обсуждения находя наиболее рациональные способы записи. При записи каждый шаг проговаривается, создается база для проведения самоконтроля этой деятельности в дальнейшем.
  2. Выработка умения выполнять решение в общем виде и проверять его правильность, производя операции с наименованиями единиц измерения физических величин. Все действия также проговариваются, учитель обращает внимание на ключевые моменты – изобразить все силы, действующие на тело, выбрать систему координат, записать уравнение, выявить связи данных величин и тех, которые требуется найти и т.д.
  3. Выработка у учащихся умения производить приближённые вычисления. Такие умения первоначально получают на уроках математики, но их необходимо закреплять на уроках физики. С этой целью при решении первых физических задач в VII классе полезно предлагать учащимся самостоятельно выполнять расчёты после коллективного обсуждения способов решения и записи плана решения  на доске, причем затем обсуждаются варианты.
  4. Включение в общую работу поиска путей решения задач после усвоения учащимися приёмов краткой записи и способа решения типовой задачи. Важно обсудить – что именно стало «подсказкой» в поиске решения, на что можно опираться и т.д.
  5. Формирование у учащихся умений самостоятельно находить способы решения, новые по сравнению с теми, которыми решалась задача на доске. Полезно систематически предлагать учащимся решать одну и ту же задачу несколькими способами, чтобы научить их  самостоятельно  находить  наиболее  рациональные  способы решения при решении сложных задач.  Известно, что решение задачи несколькими способами является одним из методов проверки.

После того как учащиеся освоят эти виды работы, связанные с решением физических задач, можно предлагать им самостоятельно выполнять полное решение задачи, включая проверку и анализ полученных результатов. Таким образом, к самостоятельному решению задач нужно приучать постепенно, начиная с выработки умения выполнять отдельные несложные операции, переходя к выполнению более трудных, а затем переходят к самостоятельному решению сложных задач, постепенно наращивая трудность заданий. При этом контроль за выполнением этих операций нужно постепенно перекладывать на учащихся.

Формирование самоконтроля происходит и в коллективной и групповой деятельности школьников, когда ученик выполняет часть общей работы. В этом случае осуществляется взаимоконтроль, который способствует развитию навыков самоконтроля. Примером такой работы по физике являются фронтальные лабораторные работы, физический практикум. При правильной организации лабораторных работ по физике учащиеся овладевают умениями и навыками самостоятельно выполнять различные действия: работать с инструкцией, правильно организовать рабочее место, рационально планировать и проводить опыты и наблюдения, находить оптимальные способы решения поставленных задач, фиксировать результаты опытов и описывать их, формулировать выводы. Любое самостоятельное действие невозможно без самоконтроля.

Более высокий уровень самостоятельности требуется от учащихся при выполнении заданий без разъяснений преподавателя и инструкционных карт, когда формулируется задание и указывается оборудование, которым будут располагать учащиеся в процессе работы. В этом случае учащиеся сами определяют, как лучше выполнить задание, рассуждают, самостоятельно выполняют и контролируют все действия, связанные с работой. Еще одной важной деятельностью при формировании умений самоконтроля является «работа над ошибками», если при этом учащиеся анализируют свои действия, выполненные неправильно или пропущенные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых метапредметных компетенций в процессе обучения физике

В статье рассматриваются особенности современных подходов и целей преподавания физики в школе...

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации.

Обоснование реализации компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации....

Изменения школьного процесса обучения физике в условиях обновления образования.

выступление на ггородской научно-практической конференции учителей...

«Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения физике»

В конце ХХ века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными,...

Инновационный проект «Возможности применения информационных технологий в процессе обучения физике»

Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникации, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Ис...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В практике работы современного учителя электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образ...

Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физике

В процессе обучения физике выделяют следующие направления использования ЭОР: •  в условиях традиционного обучения: при подготовке учителя к уроку; непосредственно учителем на уроке; как основа с...