Статья на тему: "Сущность активизации познавательной деятельности учащихся"
статья на тему

Антонова Екатерина Игоревна

Сущность активизации познавательной деятельности учащихся

 

Ученик– это не просто сосуд, который надо заполнить,

                                                       а факел, который необходимо зажечь.

                                                                                                 Л.Г. Петерсон

 

Обучение –организованный и важный процесс, которым управляет педагог. Оно направлено на усвоение умений, знаний, навыков, формирование мировоззрения, а также развитие умственных сил и потенциальных всех возможностей обучаемых.

Для проведения более глубоких и детальных исследований относительно путей и средств активизации познавательной деятельности, необходимо сперва раскрыть сущность самого понятия познавательной деятельности учащихся и рассмотреть основные теоретические аспекты относительно этого понятия[2].

Раскроем всю сущность понятия познавательная деятельность.

Познавательная деятельность – это единство теоретического мышления,чувственного восприятия и практической деятельности. Она осуществляется на любом жизненном этапе, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (общественно полезный и производительный труд, художественно-эстетическая и ценностно-ориентационная деятельность, общение), а также путем выполнения разных предметно-практических действий в любом учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Однако только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особую, присущую лишь человеку, учебно-познавательную деятельность или же простое учение.

Обучение основывается всегда на вербально-деятельностном подходе и происходит в общении. Слово является основным средством выражения и познания сущности изучаемого явления, инструментом коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся одновременно.

Так, обучение, как и любые иные процессы, имеет связь с движением. Можно наблюдать четкую взаимосвязь в процессе обучения, которая состоит в следующем: решение одной учебной задачи ведёт к решению иной, тем самым продвигая любого учащегося по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более точному и полному. Обучение заключается не только в механической «передаче» умений, знаний и навыков, так как обучение представляет собой видимый двусторонний процесс, в котором учащиеся и педагоги находятся в тесном взаимодействии: преподавание и учение.

Необходимо отметить, что отношение учащихся к учению преподавателя часто характеризуется активностью. Степень «соприкосновения» обучаемого с предметом деятельности определяется активностью (освоения, учения, содержания и т.п.) [1, c. 206].

Рассмотрим структуру активности. В ней чаще всего выделяются следующие компоненты:

·        готовность к выполнению учебных заданий;

·        систематичность обучения;

·        сознательность выполнения заданий;

·        стремление к самостоятельной деятельности;

·        и другие [4, c. 290-291].

С активностью непосредственно связана еще одна такая важная сторона мотивации учения учащихся как самостоятельность. Она связана с определением средств, объекта и инструментов деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Следует отметить, что познавательная активность и самостоятельность друг с другом неразрывно связаны: так, более активные школьники, зачастую, являются более самостоятельными; а недостаточная собственная активность у любого учащегося лишает его самостоятельности и делает его сильно зависимым от других.

Управление активностью учащихся называют традиционной активизацией. Активизацию можно определять как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к целенаправленному и энергичному учению, преодоление пассивной, типичной деятельности, спада и задержки в умственной работе. Главной целью активизации является формирование активности учащихся, а повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Так, в педагогической практике применяются различные пути активизации познавательной деятельности. Основные из них – разнообразие форм, средств, методов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в определенных ситуациях стимулируют самостоятельность и активность учащихся.

Следует отметить, что максимальный эффект на занятиях получается при использовании ситуаций и заданий, в которых учащиеся должны самостоятельно:

отстаивать свою точку зрения;

принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

самостоятельно выбирать посильное задание;

находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения;

создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

проводить рецензию ответов товарищей;

задавать вопросы преподавателям и своим товарищам;

давать оценку ответов и письменных работ товарищей;

заниматься обучением отстающих;

объяснять более слабым учащимся непонятные места [5, c. 342-347].

Таким образом, можно смело утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения направлены, прежде всего, на повышение активности учащихся: истина, которая добыта путем собственного приложения усилий, имеет большую познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, о том, что успех любого обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлением к познанию, самостоятельным и осознанным приобретением знаний, умений и навыков, а также их активностью.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_publikatsiya.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность активизации познавательной деятельности учащихся

Ученик– это не просто сосуд, который надо заполнить,

                                                       а факел, который необходимо зажечь.

                                                                                                 Л.Г. Петерсон

Обучение –организованный и важный процесс, которым управляет педагог. Оно направлено на усвоение умений, знаний, навыков, формирование мировоззрения, а также развитие умственных сил и потенциальных всех возможностей обучаемых.

Для проведения более глубоких и детальных исследований относительно путей и средств активизации познавательной деятельности, необходимо сперва раскрыть сущность самого понятия познавательной деятельности учащихся и рассмотреть основные теоретические аспекты относительно этого понятия[2].

Раскроем всю сущность понятия познавательная деятельность.

Познавательная деятельность – это единство теоретического мышления,чувственного восприятия и практической деятельности. Она осуществляется на любом жизненном этапе, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (общественно полезный и производительный труд, художественно-эстетическая и ценностно-ориентационная деятельность, общение), а также путем выполнения разных предметно-практических действий в любом учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Однако только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особую, присущую лишь человеку, учебно-познавательную деятельность или же простое учение.

Обучение основывается всегда на вербально-деятельностном подходе и происходит в общении. Слово является основным средством выражения и познания сущности изучаемого явления, инструментом коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся одновременно.

Так, обучение, как и любые иные процессы, имеет связь с движением. Можно наблюдать четкую взаимосвязь в процессе обучения, которая состоит в следующем: решение одной учебной задачи ведёт к решению иной, тем самым продвигая любого учащегося по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более точному и полному. Обучение заключается не только в механической «передаче» умений, знаний и навыков, так как обучение представляет собой видимый двусторонний процесс, в котором учащиеся и педагоги находятся в тесном взаимодействии: преподавание и учение.

Необходимо отметить, что отношение учащихся к учению преподавателя часто характеризуется активностью. Степень «соприкосновения» обучаемого с предметом деятельности определяется активностью (освоения, учения, содержания и т.п.).

Рассмотрим структуру активности. В ней чаще всего выделяются следующие компоненты:

  • готовность к выполнению учебных заданий;
  • систематичность обучения;
  • сознательность выполнения заданий;
  • стремление к самостоятельной деятельности;

С активностью непосредственно связана еще одна такая важная сторона мотивации учения учащихся как самостоятельность. Она связана с определением средств, объекта и инструментов деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Следует отметить, что познавательная активность и самостоятельность друг с другом неразрывно связаны: так, более активные школьники, зачастую, являются более самостоятельными; а недостаточная собственная активность у любого учащегося лишает его самостоятельности и делает его сильно зависимым от других.

Управление активностью учащихся называют традиционной активизацией. Активизацию можно определять как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к целенаправленному и энергичному учению, преодоление пассивной, типичной деятельности, спада и задержки в умственной работе. Главной целью активизации является формирование активности учащихся, а повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Так, в педагогической практике применяются различные пути активизации познавательной деятельности. Основные из них – разнообразие форм, средств, методов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в определенных ситуациях стимулируют самостоятельность и активность учащихся.

Следует отметить, что максимальный эффект на занятиях получается при использовании ситуаций и заданий, в которых учащиеся должны самостоятельно:

отстаивать свою точку зрения;

принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

самостоятельно выбирать посильное задание;

находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения;

создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

проводить рецензию ответов товарищей;

задавать вопросы преподавателям и своим товарищам;

давать оценку ответов и письменных работ товарищей;

заниматься обучением отстающих;

объяснять более слабым учащимся непонятные места .

Таким образом, можно смело утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения направлены, прежде всего, на повышение активности учащихся: истина, которая добыта путем собственного приложения усилий, имеет большую познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, о том, что успех любого обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлением к познанию, самостоятельным и осознанным приобретением знаний, умений и навыков, а также их активностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся"

Типы способностей человека и педагогические технологии...

Методика. Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся через развитие внимания и памяти на уроках географии"

В статье дается материал ,который дает основание применть принципы и моменты с методической точки зрения ,как применять методы и приемы,чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся на урока...

Статья "ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗна уроках окружающего мира".

IВ статье раскрыты особенности применения ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида, обосновано (проведены исследования)  использование ИКТ как средства повышения эффективности и кач...

Статья на тему "Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии"

Работая по данной проблеме я ставлю задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными....

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

Статья "Игра, как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка"

Активизация познавательной и творческой деятельности учеников при изучении английского языка обеспечивает создание условий для позитивной мотивации обучения, когда максимально раскрывается творческий ...

Статья " Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых ...