Алгоритм проведения интерактивного занятия
методическая разработка на тему
Алгоритм проведения интерактивного занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Шевченко Л.Г.
Алгоритм проведения интерактивного занятия
1. Подготовка занятия
2. Вступление:
2.1. сообщение темы и цели занятия
3. Основная часть:
3.1. Пассивное позиционирование (выяснение позиций участников) с фиксациями (Здесь есть одна сторона представления - только позиция аудитории)
3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает - формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Мы производим объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции и создаем из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если мы имеем дело с огромной аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации)
3.3. Интерактивное позиционирование (Здесь есть три стороны - набор позиций аудитории, смыслообразование и создание нового набора позиций). Четыре этапа интерактивного позиционирования - 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)
4. Выводы (рефлексия)
Примечание:
• Ведущий (куратор, педагог) производит подбор конкретной формы интерактивного занятия, который может быть эффективным для работы с данной темой в данной группе.
• Вступление. «Скажи то, что ты собираешься сделать».
– Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь.
– Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии.
Примерные правила работы в группе:
• Быть активным.
• Уважать мнение участников.
• Быть доброжелательным.
• Быть пунктуальным, ответственным.
• Не перебивать.
• Быть открытым для взаимодействия.
• Быть заинтересованным.
• Стремится найти истину.
• Придерживаться регламента.
• Креативность.
• Уважать правила работы в группе.
• Основная часть. «Скажи то, что хотел сделать».
– Процесс игры (участники взаимодействуют активно, пытаясь достичь поставленной цели).
В структуру интерактивного занятия, в основную часть рекомендуется включать игры на снятие эмоциональных зажимов.
Золотое правило игры:
Игра требует времени, подготовки, пространства, определенного количества участников, готовности группы, мастерства ведущего.
Существует 2 вида игр на снятие эмоциональных зажимов:
• «игры-ледоколы» ( ice - breaker ) – короткие игры, которые используются для создания атмосферы доверия в группе;
• «игра-разминка» – используется для снятия напряжения, усталости, переключения внимания (во время перехода от одной части занятия к другой), при появлениях признаков усталости группы.
Примеры «игр-ледоколов»:
• «2 правды, 1 ложь»
• «Снежный ком»
• «Мой новый знакомый человек особенный, потому что…»
Примеры «игр-разминок»:
• «Космическая скорость»
• «Сказка»
• Выводы (рефлексия). «Скажите о том, что сделано».
Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.
Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:
• Что вы чувствовали и почему?
• Что произвело на вас наибольшее впечатление?
• Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
• Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
• Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
• Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы.
• Как вы оцениваете свои действия и действия группы?
• Если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?
При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:
• Участники занятия, выбор темы:
• Возраст участников, их интересы, будущая специальность.
• Временные рамки проведения занятия.
• Проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.
• Заинтересованность группы в данном занятии.
• Перечень необходимых условий:
• Цель занятия.
• Раздаточные материалы.
• Техническое оборудование.
• Участники.
• Основные вопросы, их последовательность.
• Практические примеры из жизни.
• Что должно быть в каждом занятии:
• Уточнение проблем. Которые предстоит решить.
• Представление участников (упражнения на знакомство, снятие эмоциональных зажимов).
• Перспектива реализации полученных знаний.
• Практический блок.
• Раздаточные материалы:
• Программа занятия.
• Раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).
• Структурируйте материал.
• Используйте графики, иллюстрации, схемы, символы.
• Используйте простые слова, простые предложения.
Дописать особые трудности, на которые необходимо обратить внимание педагогу при организации интерактивного занятия!!!
Трудности при данной форме подачи материала носят психологический характер и требуют определенной подготовки самого преподавателя.
•Насколько группа готова включаться в игру?
•Какова мотивация каждого члена группы, каким образом быстро сделать ее замеры?
•Помогает или мешает прошлый опыт подобного обучения?
В интерактивных методах обучения в рамках учебной программы существует сложность предоставления обратной связи и получения ее. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, что можно взять в арсенал профессионализма. Отправным моментом в этом обдумывании является конкретный опыт, он образует почву для наблюдения и размышления, для использования его в определенных ситуациях и составления плана действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/28/picture-452362-1401281277.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м
Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях. Про...
Алгоритм проведения диалога с ребенком в случае жестокого обращения с ним
Работа педагога-психолога со случаем жестокого обращенияЗадачи психолога в случае обращения направлены на то, чтобы:· уменьшить у ребенка чувства стыда,...
Методические указания по организации и проведению интерактивного занятия на тему «Выбор профессионального самоопределения и карьеры».
Методические указания по организации и проведению интерактивного занятия на тему «Выбор профессионального самоопределения и карьеры»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/14/picture-158599-1489513665.jpg)
ПАМЯТКА ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПАМЯТКА ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/07/picture-936451-1502054865.jpg)
Обучающие игры как одна из интерактивных форм проведения учебных занятий
Выступление на тему "Обучающие игры как одна из интерактивных форм проведения учебных занятий"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/25/picture-729624-1451031850.jpg)
Методические рекомендации по проведению учебного интерактивного занятия «Легенды, рассказанные ветром»
Интерактивное занятие «Легенды, рассказанные ветром» направлено на развитие познавательного интереса обучающихся к краеведению и произведениям донских авторов через овладение навыкам...