Алгоритм проведения интерактивного занятия
методическая разработка на тему

Людмила Григорьевна Шевченко

Алгоритм проведения интерактивного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_provedeniya_interaktivnogo_zanyatiya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Шевченко Л.Г.

Алгоритм проведения интерактивного занятия

1. Подготовка занятия

2. Вступление:

2.1. сообщение темы и цели занятия

3. Основная часть:

3.1. Пассивное позиционирование (выяснение позиций участников) с фиксациями (Здесь есть одна сторона представления - только позиция аудитории)

3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает - формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Мы производим объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции и создаем из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если мы имеем дело с огромной аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации)

3.3. Интерактивное позиционирование (Здесь есть три стороны - набор позиций аудитории, смыслообразование и создание нового набора позиций). Четыре этапа интерактивного позиционирования - 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)

4. Выводы (рефлексия)

Примечание:

•  Ведущий (куратор, педагог) производит подбор конкретной формы интерактивного занятия, который может быть эффективным для работы с данной темой в данной группе.

•  Вступление. «Скажи то, что ты собираешься сделать».

– Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь.

– Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии.

Примерные правила работы в группе:

•  Быть активным.

•  Уважать мнение участников.

•  Быть доброжелательным.

•  Быть пунктуальным, ответственным.

•  Не перебивать.

•  Быть открытым для взаимодействия.

•  Быть заинтересованным.

•  Стремится найти истину.

•  Придерживаться регламента.

•  Креативность.

•  Уважать правила работы в группе.

•  Основная часть. «Скажи то, что хотел сделать».

– Процесс игры (участники взаимодействуют активно, пытаясь достичь поставленной цели).

В структуру интерактивного занятия, в основную часть рекомендуется включать игры на снятие эмоциональных зажимов.

Золотое правило игры:

Игра требует времени, подготовки, пространства, определенного количества участников, готовности группы, мастерства ведущего.

        Существует 2 вида игр на снятие эмоциональных зажимов:

•  «игры-ледоколы» ( ice - breaker ) – короткие игры, которые используются для создания атмосферы доверия в группе;

•  «игра-разминка» – используется для снятия напряжения, усталости, переключения внимания (во время перехода от одной части занятия к другой), при появлениях признаков усталости группы.

Примеры «игр-ледоколов»:

•  «2 правды, 1 ложь»

•  «Снежный ком»

•  «Мой новый знакомый человек особенный, потому что…»

Примеры «игр-разминок»:

•  «Космическая скорость»

•  «Сказка»

•  Выводы (рефлексия). «Скажите о том, что сделано».

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

•  Что вы чувствовали и почему?

•  Что произвело на вас наибольшее впечатление?

•  Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

•  Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

•  Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

•  Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы.

•  Как вы оцениваете свои действия и действия группы?

•  Если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

•  Участники занятия, выбор темы:

•  Возраст участников, их интересы, будущая специальность.

•  Временные рамки проведения занятия.

•  Проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.

•  Заинтересованность группы в данном занятии.

•  Перечень необходимых условий:

•  Цель занятия.

•  Раздаточные материалы.

•  Техническое оборудование.

•  Участники.

•  Основные вопросы, их последовательность.

•  Практические примеры из жизни.

•  Что должно быть в каждом занятии:

•  Уточнение проблем. Которые предстоит решить.

•  Представление участников (упражнения на знакомство, снятие эмоциональных зажимов).

•  Перспектива реализации полученных знаний.

•  Практический блок.

•  Раздаточные материалы:

•  Программа занятия.

•  Раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).

•  Структурируйте материал.

•  Используйте графики, иллюстрации, схемы, символы.

•  Используйте простые слова, простые предложения.

Дописать особые трудности, на которые необходимо обратить внимание педагогу при организации интерактивного занятия!!!

Трудности при данной форме подачи материала носят психологический характер и требуют определенной подготовки самого преподавателя.

•Насколько группа готова включаться в игру?

•Какова мотивация каждого члена группы, каким образом быстро сделать ее замеры?

•Помогает или мешает прошлый опыт подобного обучения?

В интерактивных методах обучения в рамках учебной программы существует сложность предоставления обратной связи и получения ее. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, что можно взять в арсенал профессионализма. Отправным моментом в этом обдумывании является конкретный опыт, он образует почву для наблюдения и размышления, для использования его в определенных ситуациях и составления плана действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м

Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях.     Про...

Алгоритм проведения диалога с ребенком в случае жестокого обращения с ним

Работа педагога-психолога со случаем жестокого обращенияЗадачи психолога в случае обращения направлены на то, чтобы:·         уменьшить у ребенка чувства стыда,...

Методические указания по организации и проведению интерактивного занятия на тему «Выбор профессионального самоопределения и карьеры».

Методические указания по организации и проведению интерактивного занятия на тему «Выбор профессионального самоопределения и карьеры»....

ПАМЯТКА ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПАМЯТКА ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ...

Обучающие игры как одна из интерактивных форм проведения учебных занятий

Выступление на тему "Обучающие игры как одна из интерактивных форм проведения учебных занятий"...

Методические рекомендации по проведению учебного интерактивного занятия «Легенды, рассказанные ветром»

Интерактивное занятие  «Легенды, рассказанные ветром» направлено на развитие познавательного интереса обучающихся к краеведению и произведениям донских авторов через овладение навыкам...