мастер-класс
опыты и эксперименты на тему

Гарибян Ольга Фёдоровна

«Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики для развития ключевых компетенций учащихся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx18.67 КБ
Office presentation icon master-klass_po_teme.ppt509 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики для развития ключевых компетенций учащихся».

Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно-ориентированное задание. Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Что же такое компетентностно-ориентированное задание?
Во-первых, это деятельностное задание. Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию. В-третьих, оно строится на актуальном для ученика материале. В-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами:

- выделены аспекты  формируемых ключевые  компетенций;

- обозначен стимул (если …, то …). Стимул мотивирует ученика на выполнение задания. Стимул должен быть кратким (не более трех предложений),  не отвлекать учащегося от содержания задания.

- задачная формулировка содержит личностно-значимый познавательный вопрос - действие. Например: изучите; используйте; определите; закончите; объясните; найдите; узнайте.

-указан источник информации по данному вопросу (текст, таблица, график, статистические данные, т.п.).

- определён инструмент проверки.
Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Работа над составлением таких заданий предполагает знание признаков и структуры компетентностно-ориентированного задания и требований к ним.

Слайд 4,5 презентация.        

I. Работа в малых группах по методике «Диалог». Предлагается выполнить следующее задание: Выберите из предложенных задач те, которые, по Вашему мнению, являются компетентностно-ориентированными?

Задача №1. Редактор стенгазеты 8-го класса «Веселая перемена» поместил заметку: «На школьных соревнованиях быстрее всех пробежал стометровку ученик нашего класса Коля. Другие призеры пришли к финишу в таком порядке: Миша, Паша, Федя. И удивительно – с одной и той же разницей в скорости: Коля затратил на эту дистанцию 12 с, Миша – 13 с, Паша – 14 с, Федя – 15 с».
Проверьте, прав ли наш «журналист». Для этого заполните таблицу:

 

Коля

Миша

Паша

Федя

t, c

12

13

14

15

v, см/с

 

 

 

 

∆v

 

 

 

 

 

В последней строке поместите разность скоростей каждого мальчика и предыдущего. Действительно ли разница в скорости одна и та же?

 Формулируется вывод: Эта задача является КОЗ.


 Задача №2. Три рассказа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй – в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ?
Почему эта задача не является компетентностно-ориентированной задачей? Что нужно сделать, чтобы она стала таковой?

Ответ может быть, например, таким: Добавив к условию задачи вопрос (постройте круговую диаграмму, изображающую распределение страниц по книгам (в процентах)), задание становится задачей первого уровня, так как учащимся необходимо выполнить несложное вычисление и представить результат в виде диаграммы.

II. Работа в группе по методике «1-2-все вместе». Участники выполняют задание: По предложенному компетентностно-ориентированному заданию определите в данной задаче стимул, задачную формулировку, источник информации, инструмент проверки.

Задача по теме «Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии»: Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т.д. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток. Выясните, можно ли  использовать  интенсивность размножения бактерий во благо?

(Каждый участник группы продумывает ответ на вопрос. Затем участники объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. Затем пары переходят к коллективному обсуждению вопроса, после чего группа озвучивает ответ на поставленный вопрос).

Выслушиваются ответы участников.

Подводятся итоги  выполнения практического задания.


III.  Практическое задание  по методике «Все вместе»
 Участникам предлагается самостоятельно составить компетентно-ориентированное задание (составить задачную формулировку) по теме «Действия с натуральными числами», используя структуру компетентностно-ориентированного задания.

(Участники обсуждают, предлагают, высказывают как можно большее количество вариантов решения вопроса. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Высказывают свой ответ)

Выслушиваются ответы, выявляются затруднения  и подводятся итоги

IV. Практическое задание  по методике «Все вместе»
 Предлагается любой  Ким для ЕГЭ – 2014 года по математике. Среди заданий В1 – В15 необходимо выбрать те, которые, по мнению участников можно отнести к компетентностно-ориентированным заданиям и определить уровень этого задания. 

Подводятся итоги, делаются выводы.

V. Заключительные положения. При использовании компетентностно-ориентированных заданий в корне меняютсясоотношения «педагог – обучающийся»: ученик определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом, ученикоткрывает новые знания – педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает – педагог содействует, обучающийсяактивен – педагог создает условия для проявления активности.


VI.  Подведение итогов мастер-класса приёмом рефлексии – оценочное окно.

Окно состоит из 4 частей:
1) Собственная деятельность в мастерской.
2) Ценность данных заданий для школьника.
3) Возможность использования данных заданий на ваших уроках (степень приобретения опыта).
4) Удовлетворение от работы.
Оценка результатов совместной работы – высказываются.


VII. Закрытие мастер-класса

Мы учим не для школы, а для жизни .

Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс по теме: «Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики». Гарибян Ольга Фёдоровна, учитель математики ОУ «Пристанская школа»

Слайд 2

Что написано на доске?

Слайд 3

Что видит учитель?

Слайд 4

Что видят ученики?

Слайд 5

Что запоминают ученики?

Слайд 6

«Настоящий урок – это совместный поиск истины учителем и учеником. Где этого нет, там скука»

Слайд 9

Структура «классического типа» КОЗ Элемент структуры Требования Компетенция На какой аспект компетенции направлено КОЗ Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания Бланк выполнения задания (если необходим) задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Инструмент проверки Критерии оценки; модельный ответ-перечень верных и/или частично верных ответов; ключ - эталон результата выполнения задания.

Слайд 11

Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...