«Дифференциация звуков [Т] - [Д]»
план-конспект по теме

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференцияция звуков Т-Д" разработана для детей младшего школьного возраста. Материал занятия напрвлен, чтобы научить детей различать звуки Т-Д изолированно, в слогах, словах, предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. Логопедическое занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаня между собой. Речевой материал, используемый в ходе занятия, способствует развитию у детей слухового, зрительного внимания, фонетического слуха и восприятия, закреплению звуков в речи. Материал адресован учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Т] - [Д]»

Цель: учить детей различать звуки [т] - [д] изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза.

Оборудование: игрушки: кошка Тоша и домовой, таблица «Характеристика звуков», слоговые таблицы, индивидуальные карточки с буквами д и т, предметные картинки, в названии которых есть звуки [т], [д], наборы из разноцветных квадратиков для звукового анализа, карточки с текстами с пропущенными буквами д и т, фишки.

Ход занятия

  1. Организационный момент и повторение пройденного материала

Логопед. Первым сядет тот, кто назовёт 2 слова: 1-е со звуком  [д], 2-е – со звуком  [д'].

  1. Знакомство с новым материалом
  1. Дифференциация изолированных звуков [т] - [д]

Логопед. К нам в гости опять пришли …

Дети. …кошка Тоша и домовой Данилыч.

Слайд 2

Логопед. Тема нашего занятия …

Дети. … звуки [т] - [д] и буквы Т и Д.

Слайд 3

Логопед. Найдите сходство и различие звуков [т] - [д] с опорой на таблицу и запишите характеристики звуков в тетрадь под соответствующие транскрипции.

        Отличия заключаются в красную рамку. Обратить внимание на артикуляционные признаки этих звуков. Звонкость – глухость [т] - [д]проверяются двумя способами  (1-й – руку на горло, 2-й – закрыть уши).

Слайд 4

        2.Дифференциация звуков [т] - [д] в слогах.

        1)Работа со слоговой таблицей.

        Логопед. Вспомните песенку Тоши.

Ей по клавишам рояля

Разрешает прыгать Валя!

Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ!

Слайд 5

        Логопед. А теперь песенку домового.

А у дятла – ой! – ой! – ой!

Поселился домовой!

Д-ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ!

Слайд 6

2)Чтение слогов по слоговой таблице.

тла – дла

тмо – дмо

тву – дву

тры – дры

Слайд 7

3.Дифференциация звуков [т] - [д] в словах.

1)Игра «Молчуны».

Логопед. Как-то раз Тоша и Данилыч сидели в кабинете географии и изучали реки по карте. Теперь они предлагают вам послушать понравившиеся им названия. Если вы услышите в слове звук [т], обводите пальцем букву т так, если бы вы писали её ручкой, у себя на карточках. Если вы услышите звук [д], обводите пальцем букву д.

Тургай, Хатанга, Сырдарья, Амударья, Вятка, Камчатка, Кострома, Днестр, Салехард, Лабытнанги.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара.

  • Речь с движениями.

Шла Матрёна с огорода.

Под кустом нашла удода.

А удод ей: «Ду – ту –ду!

Я с тобою не пойду!

К бабе Дуне убегу,

Даст она мне творогу!»

Слайд 8

  • Игра с мячом.

Логопед. Добавьте слог да или та.

Лопа …(та), приро …(да), ребя…(та), воро…(та), горо…(да), конфе…(та), темно…(та), посу…(да), свобо…(да), просту…(да), звез…(да), холо…(да), побе…(да), защи…(та).

б) Развитие мелкой моторики.

  • «Рожки – ножки» - синхронные движения.
  • «Трон» - к вертикально расположенной ладони первой руки прикладывается кулак второй.
  • «Осьминожки» - пальчики бегают по столу.

2) Работа со словами, различающимися одним звуком.

Логопед. Вставьте пропущенные буквы т и д и составьте предложения с полученными словами. (Работа ведется устно).

У … ОЧКА                            … РЕЛЬ                                       …ВОРЕЦ

Слайд 9, 10, 11

3) Игра «Подарки»

Логопед. Тоше и Данилычу нравится рассматривать картинки, в названии которых есть любимые звуки. Какие же картинки мы подарим Тоше?

Дети. Тоше мы подарим картинки, в названии которых есть звук [т].

Логопед. А Данилычу?

Дети. Данилычу мы подарим картинки, в названии которых есть звук [д].

Дети сортируют картинки, комментируя свой выбор.

Дети. В слове «дыня» звонкий звук [д], поэтому нужно её подарить Данилычу…

Дети берут картинки по очереди из стопки и прикрепляют магнитами в столбик под портретами Тоши и Данилыча. Затем картинки закрываются, и дети припоминают сначала названия любимых картинок Тоши сверху вниз и снизу вверх, а затем Данилыча.

Слайд 12

Логопед. А кто запомнил сразу два столбика картинок?

4) Анализ и синтез слов.

Логопед. А теперь запишем под соответствующими характеристиками звуков придумываем по 3 слова.

4.Дифференциация звуков [т] - [д] в предложениях.

1) Анализ и синтез предложений.

Работа по карточкам.

Вставьте пропущенные буквы т и д в предложениях.

        Ан...рей шёл на пасеку к …анилычу. Нас…упил вечер. Ви…и … Ан…рей, что-то …емнее… под …убом. Он по…умал, ч…о э…о ме…ведь, а это был кус…. Смешно с…ало Андрею.

Слайд 13, 14

2) Игра «Кто больше назовет слов».

Припоминание слов со звуками [т] и [д]. За каждое слово дается фишка.

  1. Итог занятия.
  • Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
  • Чем они похожи и чем отличаются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук

Цель занятия: Сравнение и дифференциация  звуков [т] и [д].Задачи:  Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».

На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...