Система работы учителя математики Вахриной О.И. в рамках конкурса "Учитель года-2016"
статья на тему

В данной работе представленасистема работы учителя математики Вахриной О.И. в рамках конкурса "Учитель года-2016"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_uchitelya_matematika_vahrinoy_olgi_ivanovny.docx45.01 КБ

Предварительный просмотр:

    Опыт работы учителя математика Вахриной Ольги Ивановны, учителя первой квалификационной  категории (педагогический стаж 16 лет).

     Перед российской образовательной системой стоит очень важная задача: необходимо добиться, чтобы каждый ученик был не только образованным, воспитанным и здоровым, но и способным на проявление инициативы и творческого подхода к любому делу. Выпускнику учебных заведений, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро меняющегося информационного пространства, нужно быть востребованным и конкурентно-способным работником. Ему необходима потребность в познании нового, умение находить и обрабатывать нужную информацию, самостоятельно принимать решения, способным решать задачи коллектива.

       В нашей стране, в нашем обществе жизнь ставит задачу "обучения через всю жизнь". Поэтому умение учащихся добывать знания самостоятельно, совершенствовать их,  работать с информацией в различных областях, приобретая новые навыки, порой важнее прочности приобретенных знаний, т.к. добыванием и совершенствованием знаний им придется заниматься всю сознательную жизнь.

    При формировании таких качеств, столь необходимых успешному современному человеку, огромную роль играет такая школьная дисциплина как математика.  А достижение необходимого развивающего эффекта обучения возможно только при реализации деятельностного подхода, который способствует интенсификации учебного процесса.

     Размышляя об этом, я выбрала тему для своего самообразования: «Применение системно- деятельностного метода в преподавании математики как эффективный инструмент при формировании конкурентно-способной личности»

      Составляя проект очередного урока, я ставлю вопросы:

  • как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
  • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
  • какие методы и средства обучения выбрать;
  • как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
  • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

       На своих уроках я стараюсь использовать все возможные приемы для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск, элементы исследования, различная творческая работа.

     В своей деятельности при разработке уроков мне близки идеи известных российских дидактов и методистов, таких как: М.Н.Скаткин, И.Я. Ларнер, М.И.Махмутов, А. И. Сгибнев.

     В качестве основных средств организации работы на уроке  рассматриваю исследовательские и индивидуальные творческие задания. Исследовательские задания –это задания, содержащие проблему; решение которой требует проведения теоретического анализа, применение методов научного исследования(наблюдением, при помощи экспериментов и сравнений; общелогических  методов и приемов познания). Использую на уроках такие формы работы, чтобы они были направлены на формирование способов деятельности по приобретению знаний. Это диалоги (не давать новый материал «под запись», а находить истину в процессе обсуждения), решение открытых задач ( задачи, в которых вместо конкретного вопроса «найти», спрашивают «существует ли», «обобщите»), конструирование (придумать свой пример), «задаем вопросы» (задают вопросы ученики, а не учитель)

      Раскрытие творческого потенциала и обеспечение развития детей с различными индивидуальными способностями, создание условий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей учащихся, исходя из принципов индивидуализации и дифференциации, диктуют необходимость развития информационно-методологической компетентности у учащихся. Средство достижения этой задачи - это технология, основанная на индивидуальной самостоятельной работе. В ходе самостоятельной научной работы воспитывается интегративное мышление. Оно является важной ступенью к формированию глобального мышления и самосовершенствованию личности.

     Домашние задания я задаю двух типов – краткосрочные задания и задания на месяц. Таким образом, я учу ребят не только математике, но и умению планировать своё время, умению выбирать из списка задач те, которые он может решить на данном этапе, а при необходимости проконсультироваться с учителем или учениками.

     У всех детей разные способности, интересы, возможности.  И мне в рамках урока  нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал, то есть поставить и достичь своих учебных целей, пройти свою траекторию.

        На моих занятиях есть основное правило: "К доске надо идти не тогда, когда знаешь, а когда не знаешь".  Пробелы в  своих знаниях учащиеся  охотнее ликвидируют во время групповой формы работы, которую я активно использую в своей деятельности (работа в парах, работа в дифференцированных мини-группах). Использую элементы «сингапурской системы».

  Кроме того,  в своей работе я стараюсь совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся. Например, все задания в контрольной работе  оцениваются в баллах, а шкала их перевода в оценки прилагается к каждой  работе. Ученик может выбрать, в какой последовательности решать задания (сначала более простые или более сложные). А в конце урока может подсчитать на какую оценку он может рассчитывать. Причём, заданий в контрольной работе предлагается больше, чем необходимо , чтобы получить оценку "пять". Это для того, чтобы у ученика был выбор.

      Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Конечным результатом является сформированность умений и навыков мышления, то есть способность к самообучению.

В связи с изложенным, перед учителем в современной школе стоят задачи поиска современных педагогических технологий. Одним из них является метод проектов. Его преимущества заключаются в следующем:

  • учащиеся берут на себя большую ответственность за свое образование, чем во время обычных занятий
  • у учащихся растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению
  • появляется возможность развития разносторонних навыков: новый тип мышления, нахождение ответов на поставленные вопросы, работа в коллективе, общение.

          В основу "технологии проектов" положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

    В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательной системы.

Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, полученного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

     Данную технологию проектов я использую в своей работе как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Одним из основных направлений моей деятельности является приобщение учащихся к исследовательской работе. Именно она дает возможность расширить образовательное пространство, "выйти" за пределы учебного материала, презентовать результаты своей работы не только в родной школе, но и перед незнакомой аудиторией. Это позволяет развивать ораторские способности, умение дискутировать, умение быстро ориентироваться в нестандартной ситуации. Моя задача как учителя - выбрать для ученика путь восхождения, через частное открыть общее, найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать свое слово.

    Данная деятельность невозможна без развития метапредметных связей, которым я уделяю большое внимание на своих занятиях. Так, внедрение метапредметного подхода в школьное образование является острой необходимостью, т.к. традиционные средства и методы педагогической деятельности не соответствуют современным реалиям, уровню развития технического прогресса. Общеобразовательные программы построены на основе более чем полувековой давности и не ставят перед собой задачу обновления знаний. Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Используя такой подход, школа способна сформировать у ребёнка представление о дисциплине «математика», как о системе знаний о мире, выраженном в числах и математических моделях. 

      Одним из направлений применения таких умений в математике является усиление прикладной направленности, т.е. появление целого пласта задач практической направленности. Такого рода задачи появились в итоговых контрольно-измерительных материалах по математике (ЕГЭ, ГИА), это задачи на умение использовать приобретённые математические знания в повседневной жизни. Данные задания позволяют развить метапредметные компетенции, показать связь математики с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета. В УМК А. Г. Мордковича, к сожалению, задания прикладного характера встречаются крайне мало. В связи с этим я использую интернет-ресурсы, составляю задачи сама и предлагаю творческие задания по составлению практических задач учащимся, начиная с пятого класса.

    Системой своей  работы я охотно делюсь со своими коллегами на семинарах различного уровня, педсоветах, методсоветах и через публикации.

Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия

Тема, класс (группа, курс)

Уровень (образовательное учреждение, район, город, межрегиональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводился открытый урок, занятие, мероприятие (заседание методического объединения, предметная неделя, семинар, конкурс и  др.)

Дата

1.

 «Решение геометрических задач по текстам ГИА»

республиканский

урок в 9 А классе. Республиканский  семинар «Современные подходы к организации подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная русско – татарская школа №161» Советского района города Казани.  

апрель 2012г.

2.

 Решение текстовых задач ЕГЭ (В13).

республиканский

Урок в 10 классе. Республиканский  семинар «Компетентностный подход и современные технологии обучения математике».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №161» Советского района города Казани.  

сентябрь 2012г.

3.

Практикум решения задач ЕГЭ

республиканский

Занятие-практикум  со слушателями курсов повышения квалификации в рамках Республиканского семинара для курсантов  ИРО РТ по теме «Методика преподавания сложных     тем по алгебре и геометрии, необходимых при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Система открытых уроков математики» 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная русско – татарская школа №161» Советского района города Казани.  

январь 2011г.

4.

Практикум решения задач ГИА.

республиканский

Занятие-практикум  со слушателями курсов повышения квалификации в рамках Республиканского семинара для курсантов  ИРО РТ по теме «Методика преподавания сложных     тем по алгебре и геометрии, необходимых при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Система открытых уроков математики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная русско – татарская школа №161» Советского района города Казани.  

февраль 2011г.

5.

«Решение стереометрических задач при подготовке к ЕГЭ (В13, С2)»

республиканский

Урок в 11 а классе. Республиканский  семинар «Системе работа по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике в современных условиях».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №161» Советского района города Казани.  

апрель 2014

6.

«Осевая симметрия»

республиканский

урок математики в 6 а классе. Республиканский семинар «Достижение личностых, метапредметных  и предметных результатов образования на уроках математики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №161» Советского района города Казани.  

Сентябрь 2015

Проведение,  участие в семинарах

Тема выступления

Уровень  (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Тема семинара, кем и для кого организован, место проведения

Дата

1.

«Решение текстовых задач, включенных в ЕГЭ и ГИА»

республиканский

Выступление на Республиканском семинаре для курсантов  ИРО РТ «Инновационные и традиционные технологии обучения математике» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная русско – татарская школа №161» Советского района города Казани.  

2010г.

2.

«Решение ключевых задач на этапе формирования подготовки к ГИА и ЕГЭ»

республиканский

Выступление на Республиканском семинаре по теме «Методика преподавания сложных     тем по алгебре и геометрии, необходимых при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Система открытых уроков математики» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная русско – татарская школа №161» Советского района города Казани.  

январь 2011

3.

Практикум по решению задач ГИА.

республиканский

Выступление на Республиканском семинаре по теме «Методика преподавания сложных     тем по алгебре и геометрии, необходимых при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Система открытых уроков математики» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная русско – татарская школа №161» Советского района города Казани.  

январь 2011

4.

«Система работы школы по интенсивной подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА»

республиканский

Выступление на Республиканском семинаре по теме «Методика преподавания сложных     тем по алгебре и геометрии, необходимых при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Система открытых уроков математики» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная русско – татарская школа №161» Советского района города Казани.  

январь 2011

5.

«Практикум по решению задач ГИА»

республиканский

Выступление на Республиканском семинаре по теме «Методика преподавания сложных     тем по алгебре и геометрии, необходимых при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Система открытых уроков математики» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная русско – татарская школа №161» Советского района города Казани.  

февраль 2011

6.

«Формирование практических компетенций при решении заданий ЕГЭ»

республиканский

Выступление на Республиканском семинаре по теме «Компетентностный подход и современные технологии обучения математике»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная русско – татарская школа №161» Советского района города Казани.  

сентябрь 2012г.

7.

«Применение интерактивной доски, документ-камеры на уроках математики»

образовательное учреждение

Мастер- классы по обмену опытом работы в рамках педсовета  на тему «Применение информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная русско – татарская школа №161» Советского района города Казани.  

Март 2011г.

8.

Индивидуальная работа со слушателями курсов. Обмен опытом

республиканский

Республиканский  семинар «Компетентностный подход и современные технологии обучения математике».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №161» Советского района города Казани.  

сентябрь 2012 г.

9.

«Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета математика»

республиканский

Выступление с презентацией проектной работы в рамках курсов повышения квалификации по программе «Технология реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики» Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ.

июнь 2013 г.

9.

«Дифференцированный подход в обучении при подготовке к итоговой аттестации»

республиканский

Выступление на Республиканском семинаре «Системе работа по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике в современных условиях».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №161» Советского района города Казани.  

апрель 2014

10.

«Современные подходы к обучению математике в условиях внедрения ФГОС»

республиканский

Выступление в семинаре рамках курсов повышения квалификации по программе «Технология реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики» Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ.

июнь 2013 г.

11

«Использование ИКТ на урока математики»

«Использование информационных и коммуникационных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО»

Май

2015г.

  1. Выступления на конференциях

Тема выступления

Уровень  (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Тема конференции, кем организована, для каких категорий работников образования проведена, место проведения

Дата

1

«Здоровьесберегающие приемы на уроках математики»

республиканский

II Региональная Научно-практическая конференция школьников и студентов «ФИЛИН: физкультура, личность, наука» на базе «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

Февраль 2012г.

  1. Методические публикации

Тема (название), вид публикации,  количество страниц

Уровень  (образовательное учреждение, муниципальный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Где напечатана

(наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации

Год издания

1

«Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы»,включенных в ЕГЭ по математике.»

федеральный

СМИ «Педагогический мир» (http://pedmir.ru/22652)

апрель 2012г.

Предмет

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

Дата проведения  олимпиады

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов)

математика

II Региональная Научно-практическая олимпиада школьников и студентов «ФИЛИН: физкультура, личность, наука»

участие

Февраль 2012г.

Сертификаты участников

Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах

 Результаты участия обучающихся в научно-практических конференциях

Тема конференции, кем организована, дата проведения

Тема выступления

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов)

I Региональная научно-исследовательская конференция школьников имени Ибрагима Хальфина.  19 февраля 2011 года

Некоторые  приёмы быстрого счета

Региональный

участник

Сертификат

II Городской  исследовательских работ и проектов «Юный исследователь»

Признаки делимости чисел

         город

участник

Сертификат

IХ  школьная научно – практическая конференция «Созвездие».

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная русско – татарская школа №161»  Советского района города Казани. 14.02.12

«Проблема четырех красок в математике»

образовательное учреждение

1 место в номинации «Самое технологичное выступление»

Грамота

Приказ №19 от 14.02.12

IХ  школьная научно – исследовательская конференция имени Д.С. Лихачева. Казань 14.03.2015

Симметрия в русском узоре.

город

2 место

Диплом 2 степени

V городская  научно – исследовательская конференция школьников «Интеллект. Карьера» 7.02.2015

Разрезание треугольника на подобные ему.

город

участие

сертификат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя математики по подготовке к ЕГЭ

Данный материал сопровождается презентацией, в которой рассмотрены основные направления работы учителя математики по подготовке к ЕГЭ....

Система работы учителя математики Намчан Ж.Х.

В данной статье опубликована система работы учителя математики Намчан Ж.Х....

«Контрольно - оценочная деятельность в системе работы учителя математики"

Данная работа раскрывает проблемы оценочной деятельности учителя. В ней имеется теоретическая база проблемы. перечислены основные цели, функции, виды и методы контроля. Есть сведения об инновационных ...

Система работы учителя математики по подготовке к ЕГЭ.

Подготовка учащихся к ЕГЭ (из опыта работы)....

Система работы учителя математики по подготовке к итоговой аттестации

Система работы учителя математики по подготовке к итоговой аттестации ( из опыта работы учителя малокомплектной школы)...

Эссе "Гордимся прошлым - строим будущее" учителя математики Вахриной О.И. в рамках конкурса "Учитель года - 2016"

Эссе "Гордимся прошлым - строим будущее"  учителя математики в рамках конкурса " Учитель года - 2016"...