Урок «Добро и зло» ( «Основы религиозных культур и светской этики»)
план-конспект урока на тему

Архипова Наталья Николаевна

Модуль «Основы светской этики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_orkse._dobro_i_zlo.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Тема урока: «Добро и зло»

Класс: 4

Цель урока: создание  условий  для понимания  значения  понятий «Добро» и «Зло».

Задачи урока:

в области ценностей:

ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

в области опыта:

ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют  умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;

в области знаний:

ученики смогут дать определение добра и зла; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести  эти качества;

 в области умений и навыков:

ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека,  смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком;

индивидуально  найти и назвать особенности  добродетельных поступков. 

Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Самоорганизация деятельности.

Продолжи фразу:

-Долгожданный дан звонок, начинается …

- На столе порядок, …

- Проверьте, пожалуйста, все ли в порядке на вашем рабочем столе. Проверьте рабочее место соседа.

________________________________________

-  Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

- Урок!

- В голове – порядок!

Коммуникативные УУД:

Формируем умение работать в паре.

Личностные УУД:

Формируем мотивацию к обучению.

II. Актуализация знаний.

     Повторение.

-     В жизни по-разному можно жить –  

       Можно в беде, а можно в радости.

       Вовремя есть, вовремя пить,

       Вовремя делать гадости.

       А можно так:

       На рассвете встать –

       И, помышляя о чуде,

       Рукой, обожженною, солнце достать

       И подарить его людям.

-  - - Ребята, посмотрите внимательно на слайд и п       прочитайте эпиграфы.

Эп

       - «Добрый человек – не тот, кто умеет делать                    д       добро, а тот, кто не умеет делать зло».

В.                                                      О.Ключевский.

         

«Я   - « Я  не знаю, что такое добро. То, что люди      

      ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не

      знаю,   что такое зло. То, что люди не любят во  во  мне,- вот это и есть мои пороки».

Д                                 Древнекитайское изречение.

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

- Молодцы, ребята! Правильно.

_______________________________________

- Определите, пожалуйста, тему урока и назовите её.

- Мне кажется, что мы будем говорить о доброте.

- Я думаю, что о добре и зле.

- Я считаю, что урок будет о том, как стать добрым человеком.

______________________________

- Добро и Зло.

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из  иллюстраций, текстов;

-  формируем умение находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

-  формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

-  формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста;

-  формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-  формируем умение прогнозировать;

-  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

-  формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-  формируем умение оценивать действия в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

- воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки;

- Гражданско-патриотическое воспитание;

- Воспитание чувства коллективизма.

III. Планирование  

      действий.

     Определение  

     совместной цели

     деятельности.

Ти  - С какой целью мы будем сегодня говорить о    

         Добре и Зле?

________________________________________

- А для чего нам это нужно?

________________________________________

- Добро и зло! Это особые слова. Что такое

       добро? И что такое зло? Над этими

вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

ДД  - Добро со злом неразделимы.

          Борьба идет под плач и смех,

          Но жаждет каждый видеть зримо,

          Когда добро одержит верх.

         Заслужит только тот награды,

          Кто испытание пройдет.

          Кувшинчик с кладом он откроет,

          И в мир добра он с ним войдет.

       - Уже в древние времена считалось, что

         отступление от нравственности, неумение

         различать добро и зло ведут к разрушению    

         человеческой личности.

      Как существует добро, так  есть и зло,    

      которое, всегда желает помешать добру,

      уничтожить его.
     Тема добра и зла звучит даже в  сказках.  И в

      сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы

хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

- Ребята, как вы понимаете слово «Добро»?

- Добро – это все положительное, хорошее, полезное.    С.И.Ожегов (Словарь русского языка).

Подберите, пожалуйста, однокоренные слова.

- Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?

- Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

       1. Самая маленькая доброта – пассивная.  

         Человек не ударит слабого, не заденет

        самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо

        зла, не поспешит сделать добро.

2. Бывает доброта активная, когда человек

  1. совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
  2. 3. И, наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

-      Почему же добро всегда побеждает над

злом?

- Зло – 1.Нечто дурное, вредное. 2. Беда, несчастье, неприятность. 3. Досада, злость. С.И.Ожегов (Словарь русского языка).

- Узнать что такое Добро и Зло.

- Чтобы различать понятия добра и    

   зла.

______________________________

- Чтобы стать добрыми людьми.

- Чтобы мы не причиняли людям

   зла.

- Чтобы все вокруг уважали и

   любили друг друга.

______________________________

- Добрый, доброта.

- Доброго человека уважают.

- К нему тянутся люди.

- С ним хотят дружить.

-  Его любят.

- Зло – это непонимание.

- Зло – это незнание.

- Зло – это невежество.

- Зло – это слабость.

- Зло старается показать себя  

  сильным и запугать.

- У зла мало друзей.

- Зло осуждается всем миром.

- Добро всегда побеждает Зло.

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из текстов.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

-  формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД:

-  формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом слайда;

-  формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

-  формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

- воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- воспитание чувства коллективизма;

- расширение опыта взаимодействия с окружающим миром;

- развитие коммуникативных навыков;

- приобщение к общечеловеческим ценностям.

IV. Информационный

      поиск.

     Применение нового

     знания.

-     - Я предлагаю разделиться на группы.

      1. Перед вами карточки с качествами человека.

      Вам необходимо обсудить в группе

      прикрепить данное качество на доске к

      надписи «Добро» и или к надписи «Зло».

       Мужество, честь, хвастливость, жестокость,

       скромность, милосердие, совесть, трусость,

       зависть, жадность, честность, тактичность,

        болтливость, правдивость, хитрость,

        лживость, бестактность, малодушие,

справедливость, выдержка, эгоизм.

2. Перед вами карточки с высказываниями мудрых людей, в которые необходимо вставить пропущенные слова:

- «Ни один …. человек не бывает счастлив»  

                                                              Ювенал.

- «Жизнь …. людей полна тревог» Д.Дидро.

- «Добро помни, а  …. забывай».  Пословица.

- «Не делай …, не то на зло нарвешься».  

                                          Восточная мудрость.

- «Если не хочешь знать страха, не делай …».

                                                                     Кабус.

- «злой»

- «злых»

- «зло»

- «зла»

- «зла»

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из  текстов;

-  формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

-  формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

-  формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

-  формируем умение ориентироваться в информационном поле.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

-  формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

-  формируем умение работать в команде.

Регулятивные УУД:

-  формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-  формируем умение прогнозировать предстоящую работу;

-  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

-  формируем умение высказывать своё отношение к членам команды, выражать свои эмоции;

-  формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-  формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

V. Повторение пройденного  (применение  

жизненного опыта).

- Добрый человек никогда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты, высота духа доброго человека.

- Иногда бывает и так. Во время перемены вы    

  1. затеваете игру, но, постепенно входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто
  2. переходит в драку. Поэт Б.Заходер рассказал об этом   в стихотворении. «Мы – друзья».
  3. – С виду мы не очень схожи:
  4.    Петька толстый,
  5.    Я – худой.
  6.  Не похожи мы, а все же
  7.  Нас не разольешь водой!
  8.  Дело в том, что он и я
  9.  Закадычные друзья!
  10.  Все мы делаем вдвоем.
  11.  Даже вместе отстаем!
  12.  Дружба дружбою, однако
  13.  И у нас случилась драка.
  14.  Был, конечно, важный повод.
  15.  Помнишь, Петя?
  16.  Что – то, Вова, позабыл.
  17.  И я забыл.
  18.  И я забыл. Дрались честно.
  19.  Как положено друзьям!
  20.  Я как стукну!
  21.  Я как тресну!
  22.  А я как дам!
  23.  Скоро в ход пошли портфели.
  24.  Словом, скромничать не буду –
  25.  Драка вышла хоть куда!
  26.  Только смотрим -  что за чудо?
  27.  С нас ручьем бежит вода!
  28.  Это Вовкина сестра
  29.  Облила нас из ведра!
  30.  С нас вода ручьями льется,
  31.  А она еще смеется:
  32.  – Вы действительно друзья!
  33.  Вас водой разлить нельзя.
  34.  – Правильно ли вели себя ребята?
  35.  – К чему могла бы привести такая ссора?
  36.  – Можно ли назвать их друзьями? Добрыми
  37.     людьми?
  38.  – Как бы вы поступили на месте мальчиков?
  39. – Правильно, ребята, если бы люди старались
  40. делать только добро друг другу, то не было бы
  41. печали, горя, а слезы лились от радости и

 счастья.

- Нет.

- К потере дружбы.

- Да. Нет.

Познавательные УУД:

-  формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

-  формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

-  формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

-  формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

-  формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

-  формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

-  формируем мотивацию к познавательной деятельности.

VI. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

-  -  - Сейчас я вам прочитаю стихотворение о

       доброте, которое написала Л.Курочкина из

       Улан-Удэ.

Снимет с плеч своих и нищему отдаст.

Разведет сады, похожие на сказку,

И в несчастье друга не предаст.

Не обидит добрую старушку,

Приласкает малое дитя

И отдаст последнюю краюшку,

Не оставив корки для себя.

Доброта как солнце, теплый ветер,

       На неё ты не предъявишь счет.

Д    Доброта нам достается даром,

       Ценится дороже всех щедрот.

       Доброта в глазах лучистым светом

Отражает путь своей души.

В добром деле и решенье смелом

В     Все ёе поступки хороши.

       Будем жить в согласии и вере,

       Говорить лишь правду и не лгать!

Будем доброту повсюду сеять,

Чтобы зло потом не пожинать!

     

 -     - Что хотела передать автор в этих строках?

- К чему она нас призывает?

- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. 
-
ПОМНИ:

Попробуй не наступить, а уступить. 
Не захватить, а отдать. 
Не кулак показать, а протянуть ладонь. 
Не спрятать, а поделиться. 
Не кричать, а выслушать. 
Не разорвать, а склеить.

– Попробуйте – и вы увидите, какими теплыми, радостными, спокойными станут ваши отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согреет сердце, старайтесь не причинять вреда другому человеку.  

- ЕЩЁ ПОМНИ: 
Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. 
Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной  ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

- Про доброту.

- Чтобы люди стали добрее друг  

  к другу.

- Чтобы люди жили в согласии и

  вере.

- Говорить всегда правду и не              лгать.

- Чтобы никто никого не обижал

- 1) - Помогать людям. 
2     - Защищать слабого. 
3)    - Делиться последним с другом. 
4)    - Не завидовать. 
5)    - Прощать ошибки другим.

Познавательные УУД:

-  формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

-  формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

-  формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

-  формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

-  формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

-  формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

-  формируем мотивацию к познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

- воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- воспитание чувства коллективизма;

VII. Домашнее задание.

а)    1. Опиши свой добродетельный поступок.    

           Кому он принёс пользу, почему ты его

           совершил.

       2. Почему важно бороться со злом? Обоснуйте  

    свою точку зрения.

VIII. Рефлексия деятельности.

- А теперь я прошу вас взять бумажные ладошки и отвечать на вопросы быстро и кратко.

-     - Найдите мизинец на бумажной ладошке и

        напишите, какие знания вы сегодня

        приобрели?

- На безымянном пальце напишите, что я сделал для достижения цели урока. Напомните, пожалуйста, какая у нас была цель? 

________________________________________

- На среднем пальце напишите или нарисуйте, какое настроение было на уроке.

________________________________________

- На указательном пальце напишите, какую помощь я оказал на уроке своему однокласснику, другу, соседу.

________________________________________

- На большом пальце напишите, как я физически себя чувствовал (устал, не устал).

________________________________________

- Пожалуйста, зафиксируйте свои ладошки на доске.

________________________________________

- Посмотрите, сколько у нас ладошек.

- Сколько разных мнений на них написано.

- И когда нас столько много, МЫ МНОГОЕ МОЖЕМ!

- Почему?

- Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, пожмем левую руку соседа, потом пожмем правую руку. А теперь пожмем обе руки и скажем: Добро побеждает зло!

- Узнал что такое добро и зло.

- Узнал о трех понятиях      

   доброты.

- Надо к людям относиться по -

   доброму тогда и люди будут

   уважать.

- У злых людей мало друзей.

- Зло ведет к совершению

  плохих поступков.

- Узнал правила доброты.

- Зло – это слабость.

- Злые поступки приносят людям страдания и беды

_____________________________

- Узнать что такое Добро и Зло.

______________________________

- Мы уважаем друг друга.

- Мы будем совершать только  

   хорошие поступки.

- Мы дружные.

- Мы не будем делать зла людям.

- Мы хотим развиваться.

- Мы добрые.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

-  формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

-  формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

-  формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

-  формируем умение оценивать свою деятельность, выражать свои эмоции.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

- воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- воспитание чувства коллективизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"

Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс...

ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСЭ Рабочая программа   по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....

РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс

РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»  модуль «Основы светской этики»  4 класс...