Пояснительная записка к методическому семинару
материал на тему

Баажай Чайна Айдыновна

Краткая пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пояснительная записка22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Молодой специалист» 2016

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Баажай Ч.А.,

старшая вожатая,

учитель внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект», «Экоша»

МБОУ СОШ с.Кызыл-Арыг

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

«Проектная деятельность в начальных классах»

Визитная карточка

 Слайд 1. Баажай Чайна Айдыновна, 26.02.1991 года рождения, я работаю учителем внеурочных деятельностей начальных классов, являюсь старшей вожатой в МБОУ СОШ с.Кызыл Арыг, с 2015 года. Закончила ТувГУ в 2013 году, образование – высшее. К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески.

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Мне стала интересна «Технология метода проектов как прием формирования коммуникативных навыков», поэтому я решила сама освоить эту интересную и эффективную технологию.

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

 Слайд 2. Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике.

Слайд 3. Как отмечают известные современные ученые (И. А. Зимняя, В. В. Рубцов, В.Ф. Сидоренко), обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Обзор психолого-педагогической литературы показал, что в настоящий момент метод проектирования распространён недостаточно, ориентирован в основном на средние и старшие звенья школьного обучения и мало затрагивает начальную школу. Но реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.

Актуальность личного вклада педагога вразвитие образования

  Слайд 4. Я считаю, что проектная деятельность младших школьников – это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мираоткрытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровье сберегающими технологиями.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Слайд 5. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Цель и задачи педагогической деятельности

 Слайд 6. Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.

Ожидаемые результаты.

  • Учиться распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
  • оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
  • добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
  • планировать свою работу;
  • оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
  • выявлять и анализировать допущенные ошибки.

Слайд 7. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга:

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Слайд 8. Проект – это “пять П”. Шестое “П” проекта – егоПортфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

В начальной школе можно выделить несколько видов проектов:

Слайд 9. По количеству учащихся, по месту проведения, по теме, по продолжительности.

Слайд 10. В организацию исследования входят следующие действия учителя и обучающихся.

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться.

Перечень возможных форм продуктов:

Видеофильм, выставка. газета, журнал, игра, мультимедийный продукт, наглядные пособия, плакат и т.д. Прежде чем выбрать форму представления результатов, определяем, сколько времени потребуется на подготовку.

Перечень возможных форм презентаций:

демонстрация готового продукта, праздник, выставка, спектакль, реклама.

При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом ученики в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись. Организация проектной деятельности позволяет, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность. Особую роль в этом возрасте играют групповые проекты.

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

 Слайд 11. В своей педагогической практике работа над проектами началась с организации работы с 1-4 классов в рамках внеурочной деятельности по программе «Учусь создавать проект», «Экоша» Меня очень увлекла эта работа, и я стала использовать метод проектов. Чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от темы. Инициатива учащихся при выборе темы ограничивается на первых порах рамками школьного курса и моими возможностями, так как я изначально выступаю руководителем проекта.

Организация проектной деятельности в внеурочной деятельности.

Огромное значение для духовно –нравственного воспитания играют проекты социального направления:

Во внеурочной деятельности «Экоша» в 3 классе «Покормите птиц зимой» мы говорили о сложном для птиц времени года. Подводя итоги дети предложили изготовить кормушки и развесить их во дворе школы.

Во внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»  4 классе провели исследование по теме «Школьный портфель». Была выполнена презентация, выпущены буклеты для ребят и родителей с правилами и рекомендациями выбора и эксплуатации школьного портфеля.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Слайд 12. Одним из условий необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу.

Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

На первом этапе я провожу родительское собрание, на котором родителям разъясняю суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней и провожу анкетирование, цель которого: узнать, как влияет степень участия родителей в раскрытии творческого потенциала ребёнка.

На заключительном этапе родителям была предложена анкета:

1. Что такое в вашем понимании проектная деятельность.

2. Считаете ли вы, что проектная деятельность является нужной и полезной для учеников начальной школы?

Результаты анкетирования

Как видим за истекший период родители стали понимать суть метода проекта.

Чтобы определить суть метода проекта, я провела в первом полугодии для обучающихся начальных классов анкетирование «Нравится ли тебе участвовать в реализации проекта?»

Были предложены варианты ответов: «занимаюсь с удовольствием», «не очень нравится», «мне всё равно», - из которых ученик должен был выбрать только один.

После использования метода проекта в 1-4 классах результаты анкетирования (выходная) показали, что процент удовлетворённости учащихся проектной деятельностью повысился, так как всем без исключения нравилось участвовать в проекте.

Анализ полученных результатов после проведения анкетирования, показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности. Также в ходе проведенной работы у обучающихся были сформированы познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся стали лучше извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Научились представлять информацию в виде схемы. Проводить обобщение и классификацию предметов и объектов по признакам. Устанавливать причинно-следственные связи. Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Исследовать собственные нестандартные способы решения, преобразовывать объект, импровизировать и изменять его творчески.

Слайд 13. В связи с использованием метода проекта в классах прослеживается:

в) наличие победителей конкурсов среди 1-4 классов.

Анализируя проделанную работу, я убедилась, что в процессе внедрения проектно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности, у детей развиваются творческие способности. Они учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, оригинальность суждений; у них развивается творческое воображение; возникает потребность в самореализации, самовыражении; усилилась положительная мотивация; формируются первичные навыки самостоятельной ориентации в справочной литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к методическому семинару

Пояснительная записка к методическому семинару...

пояснительная записка к методическому семинару

Пояснительная записка к методичекому семинару...

пояснительная записка в методическому семинару

использование ИКТ на уроках англ языка...

пояснительная записка к методическому семинару

В пояснительной записке представлен материал к презентации для методического семинара....

Пояснительная записка к "Методическому семинару"

Пояснительная записка к "Методическому семинару"...

Пояснительная записка к методическому семинару

Пояснительная записка к семинару "учет индивидуальныхх психофизиологических особенностей"...