Главные вкладки

    Мои уроки
    материал на тему

    Бабаева Рухмия Уруджовна

    Открытый урок. Литературное чтение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Урок "Снег и Скрипка"60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературное чтение

    Урок 114.

    Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо».

    Тема: «Другие» сказки (В. Хмельницкий «Гора»,

     «Снег и скрипка»).

    Цели:

    – формируем умение характеризовать особенности

     прослушанного художественного произведения;

    –  развитие умения находить в тексте слова, предложения

     для характеристики событий, места действия;

    формируем умение передавать последовательность сюжета,

     описывать героев.

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД,

    ТОУУ

    (технология оценивания учебных успехов)

    Ι. Актуализация знаний.

    1. Тренажёр в чтении вертушка (шёпотом, вполголоса, полным голосом.

    1    Проверка домашнего задания.

    Работа по рисункам детей

    Познавательные УУД

    1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    II. Развитие умений.

    2  1  4  3  3  3

    I. Работа со сказкой-миниатюрой «Гора».

    1. Работа с текстом до чтения.

    Беседа.

    Отправляемся в путешествие ( 3 слайда)

    -Где мы побывали? В горах. Горы -это чудо?

    – Задумывались ли вы, что горы, как люди, растут и становятся высокими, а потом стареют, становясь пологими? Вот наши Уральские горы считаются пологими.(сл.3) Интересно, o чём мечтают маленькие горы? Чему завидуют? Хотите об этом узнать? Прочитаем сказочную миниатюру «Гора».

    2. Работа с текстом во время чтения.

    1) Чтение про себя.

    – Какие мысли, чувства появились у вас после чтения?

    2) Чтение вслух, словарная работа по ходу чтения:

    алели на закате – были окрашены красным цветом, когда заходило солнце;

    исследовательские экспедиции – группы учёных, которые изучают горы;

    альпинисты – спортсмены, совершающие восхождения на горные вершины;

    водружать (флаги) – торжественно устанавливать.

    3) Беседа по содержанию после чтения.

    – Расскажите о взрослых горах.

    – Чему завидовала маленькая гора?

    – Какая она была?

    – Кого напоминают горы? (Людей.)

    В сказке использован литературный приём – олицетворение, когда автор наделяет неживые существа свойствами человека.

    3. Работа с текстом после чтения.

    1) Словесное рисование. Выразительное чтение.

    2) Пересказ сказки по ключевым словам (тетрадь, задание 2, с. 50) и от имени маленькой горы по данному началу (задание 3, с. 50).

    II. Работа со сказкой «Снег и скрипка».

    1. Чтение про себя.

    – Однокоренные ли слова скрип, скрипит, скрипка?

    – Почему снег скрипит? (Учится играть на скрипке, и звуки уже немножко похожи...) Это не научное, а поэтическое объяснение этого явления.

    2. Чтение вслух по абзацам.

    1-, 2-, 3-й абзацы:

    – Что значит беззвучно опускался?

    – С кем сравнивается снег? (И с птицами, и с ребёнком, и с человечком – только не обычным, а волшебным.)

    Чтение 4–5-го абзацев:

    – Почему звуки скрипки, которые он и раньше слышал, в этот раз запали ему в душу?

    Чтение до конца:

    – Что же решил снег?

    – Кто знает научное объяснение того, почему снег скрипит? (Снежинки – это кристаллы. Их много, они под тяжестью ломаются, и поэтому слышен скрип снега.)

    – Какое объяснение вам нравится больше?

    3. «Создание» мультфильма.

    – Представьте, что вам поручили создать мультфильм по сказке «Снег и скрипка». Какой он будет: рисованный, пластилиновый, кукольный? Почему? (Пластилиновый. Снег «превращается» в воробья, в ребёнка.)

    – Каким будет 1-й кадр? (Заглавие, автор.)

    – Что будет на следующих кадрах?

    – Как озвучим мультфильм? (Скрипичный концерт.)

    Прослушать музыку в аудиозаписи.

    4. – Каким человеком представляется вам автор Виктор Хмельницкий?

    Рассказ учителя об авторе.

    – В. Хмельницкий – современный писатель, живёт на Украине. Вот что он сам о себе рассказывает:

    «Родился я в 1950 году в самое сказочное время – под Новый год. (Поэтому, скорее всего, и пишу сказки.) Очень многим в своём творческом

    становлении обязан учителю математики – Михаилу Давыдовичу Ямпольскому, поэту и педагогу – Вадиму Александровичу Левину и великому и прекрасному – Борису Владимировичу Заходеру, который даже написал однажды предисловие к моей книжке:

    «Дорогой читатель! Ты, наверное, любишь сказки. Длинные интересные сказки, где с героем происходит много приключений, где творят чудеса добрые волшебники, побеждая злых. Я тоже их люблю. Но бывают и другие сказки. Их я тоже очень люблю. В этих сказках как будто бы ничего особенного не происходит (кстати, обычно они коротенькие – приключения там и не поместились бы). Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч, камешек у моря – в

    этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам. Такие сказки и собраны в этой книжке. Прочитай их, уважаемый читатель, когда ты вдоволь набегаешься и напрыгаешься и тебе вдруг захочется подумать и помечтать... Я уверен, что они тебе тоже понравятся! Твой старый товарищ БОРИС ЗАХОДЕР».

    – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

    – Какое умение формировали?

    3. Ориентироваться на развороте учебника.

    4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

    Коммуникативные УУД

    1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

    2. Выразительно читать и пересказывать текст.

    3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

    4. Умение работать в паре и в группах.

    Регулятивные УУД

    1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

    3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

    4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Личностные результаты

    1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

    2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    ΙΙΙ. Итог.

     – О каких «других» сказках пишет в предисловии к книге В. Хмельницкого Борис Заходер?

    – Сказки каких авторов вы тоже назвали бы «другими»? (Можно предложить ребятам перелистать страницы учебника, просмотреть содержание.)

    Итоговая беседа по вопросам учебника (вопросы 1–2, с. 133).

    – Какие сказки вам больше нравятся? Почему?

    – С каким настроением уходите с урока?

    – Как бы вы сами оценили свою работу?

    ΙV. Домашнее задание.

    Выполнить задание на с. 133 (пересказ близко к тексту).

    Задание 4 в тетради на с. 50 (по желанию).

    Деятельность учащихся:

    – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

    – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

    При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

    Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

    Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

    Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

    Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

    Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

    Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

    Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

    Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

    Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

    В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...