ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ...
статья на тему

Чернышев Александр Юрьевич

Из рабочего дневника...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon takie_raznye_uroki.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ…

Читаю лекцию. Тема "Потребности и интересы".  Вроде, интересно. О том, что человеку надо. И наблюдаю типичную картину: кто-то из студентов погрузился в сотовый телефон, кто-то переговаривается, слышатся смешки, кто-то отпускает плоские шуточки и комментарии. Злость пробирает: чего распинываюсь, спрашивается? Вызываю одного не в меру говорливого студента к доске, вручаю учебник, показываю место: "Читайте". Студент забубнил. Останавливаю, вызываю следующего. Аудитория замерла.  Никто не слышит текст, ждут, чем все закончится и кто будет следующий.  

Я говорю очередному чтецу: "Ну, расскажите, о чем вы прочитали?"

Студент мнется, переминается с ноги на ногу. Двух слов связать не может.

"Зачем делать что-то бессмысленно?" - спрашиваю. - Что вы чувствуете, когда вас не слушают и не слышат?"  

"А мне пофиг", - выдает студент.

"А вот мне не пофиг, - отвечаю, -  я должен оценить вашу работу на уроке. Какую оценку вы заслужили своим чтением?"

"Ну, можете поставить двойку. Имеете право..."

"Как, оказывается, все просто...", - сокрушенно качаю головой, понимая, что урок скомкан, а мои нравоучения никому не интересны.

И тут из рядов раздается:

- А все-таки, Александр Юрьевич, в чем смысл жизни? 

Я внутренне собрался и выдал тираду:

- А вы посмотрите на этот вопрос, опираясь на нашу тему, которую не слушаете, - и указываю  на пирамиду потребностей А.Маслоу на доске.- Смысл жизни человека состоит в удовлетворении ВСЕХ (подчеркиваю это слово) потребностей, которые и делают из нас людей, а не просто грызунов, как Белка из мультика "Ледниковый период". Постоянное возвышение потребностей, как взятие новой вершины, доселе недосягаемой...

- А зачем? - встревает очередной "пофигист", - вот полетели в Космос, ищут жизнь на Марсе, а зачем? Сейчас нам от этого что?

- А давайте лучше на Землю опустимся, - отвечаю, - и вашу логику применим к врачам, которые, по вашему песссимизму, напрасно ищут лекарство от СпиДа. Все равно никого не излечат. Значит, смысл только в том, что дает сиюминутный результат? Набили желудок - и похорошело? Но вышло ли бы человечество из пещерного состояния, если бы оно видело смысл в том, что дает результат только сейчас? Сколько людей прошлого работало на то, чтобы вы имели сегодня то, без чего не представляете свою жизнь. И когда лекарство от СПИДА начнет спасать реально людей, все вспомнят и воздадут по заслугам тех, кто сегодня, по-вашему, тщетно и без награды для себя пытаются  открыть для человечества новые возможности. И они видят в этом смысл своей жизни.

Перевел дух... Вот и лекция.

После звонка подошел "ищущий смысл" студент и поблагодарил: 

- Надо же, - говорит, - не думал над таким поворотом вопроса...

 А я сижу и думаю: методически - урок провальный. Результат? Основная масса "пофигистов" просто отсидела урок. И в то же время не  могу признать полное свое поражение. Ведь с одним студентом мы нашли ответ на вопрос, что человеку надо? Значит, цели занятия достигнуты?  

А вообще, коллеги, какой урок считать успешным? Давайте порассуждаем...

***

Продолжаю "битву" за знания. Тема "Типы обществ". Заполняем табличку. Записываем признак "экстенсивность развития". Картина та же. Вдумчивого внимания нет, приходится постоянно повторять, делать замечания. Добивает. Говорю студентам:
- Вот, смотрите. Тема вам была дана для самостоятельного изучения за неделю до урока. Предоставлен материал. Заранее выдал вам тест, чтобы сразу после чтения проверили себя. И вы поголовно не готовы. Но делать все равно придется. Делаем на уроке, и вас опять нет. Отвлекаетесь сами, отвлекаете меня. Значит, не успеем. Значит, работа снова пойдет как домашнее задание. Можно поставить двойки и "забить" на это, но я знаю, что многих из вас даже это не "пробьет", А мне нужны от вас знания и понимание. Результата добьемся, но какой ценой?

Продолжаю развивать мысль:

- В школе, по видимости, вы учились также. Через какое-то время ваши бывшие одноклассники придут ко мне как репетитору. Кроме школы - это еще дополнительное время. Результата мы добьемся. Но сколько понадобится затрат времени, сил, денег родителей! Какой путь развития?
Понятливые студенты отвечают:
- Экстенсивный.

И с иронией добавляют: "Традиционное общество, Александр Юрьевич!".

А я радуюсь про себя. Маленький результат, но достигнут. Знание "пропущено" через себя, свой опыт. Значит, закрепится. Только уверен я: большинство опять пропустило информацию мимо ушей.
Хочу стать магом и чародеем, поэтом и гражданином, чтоб "глаголом жечь сердца людей". Не получается и болею.

***

Может, я отвык за годы работы в вузе, но, когда пришел к вчерашним девятиклассникам в колледж, я поразился: их ничего не интересует, кроме отметки. Они не думают, что отметка ставится за работу на уроке. Они прочитают вслух полстранички учебника и будут просить оценку, хотя не смогут передать смысл прочитанного. Предложения для записи приходится диктовать едва ли не по слогам. Но при этом они уверены, что отметку поставить я им обязан даже за реплики. Ситуация комична, как в фильме "Утро без отметок": один первоклассник с первого дня донимал молоденькую учительницу на любой ее вопрос вопросом: "А отметку поставите?"

В 16 лет я не ходил за учителем по пятам, выпрашивая оценку. Я понимал, что хороший аттестат - залог успешного поступления в вуз, но оценку старался зарабатывать.  С 10 класса у меня зрел внутренний протест против "отметочной" оценки знаний. Даже когда  мне предложили, чтобы не "портить" аттестат,  вместо тройки  по одному предмету вписать четверку, я категорично это отмел: поступлю, мол, и с вашей тройкой. Сейчас здесь школьники размещают эссе на тему "Если бы я был директором школы...", и я тоже в 16 лет разрабатывал проект школьной реформы (время было перестроечное). Помню, что одним из его положений была отмена оценочной системы, как совершенно субъективной. В принципе, убежден и поныне, что  что-то должно придти вместо нее.

И "детское" поведение моих студентов колледжа меня еще более укрепляет в этом убеждении. Если бы они просили оценки за знания, это еще никуда не шло (хотя выпрашивать что-либо само по себе не эстетично). Но я понимаю, зачем им отметки.  Чтобы куратор не приставал и к начальнику отделения не таскали, а родители были спокойны. Ребенок под присмотром, даже если он просто отсиживает уроки. Оценки становятся, таким образом, дисциплинирующим фактором. Это, говоря социологическим языком, латентная функция отметки.

А поводу отметки как средства оценки знаний, вот показательный момент. Провожу тест по истории. Дан вопрос: когда произошло Ледовое побоище? Ответ под вариантом Б - правильный. После проверки работаем над ошибками. Читаю этот вопрос. Студенты хором дают ответ: б-э-э.... А ведь в журнал пойдет хорошая отметка.

Ох, как не люблю ставить отметки... Но что взамен? Формат ЕГЭ?  Вот, одна моя ученица на репетиторстве  получает в школе по предмету "четверки" и "пятерки", а у меня пишет  диагностическую в формате первой части ЕГЭ на 9 баллов из 35. Что-то не так в школьном королевстве...

***

Занимаюсь с одиннадцатиклассницей по истории. Фактически проходим историю заново. Девочка не слабая, учится на 4 и 5. Слушает внимательно, донимает вопросами. Держит в постоянном напряжении, многие моменты приходится не раз объяснять. Ей интересно, мне интересно. Наверно, так и должны вести себя на уроке ученик и учитель? Отличная находка для настоящего педагога.

Я ее спрашиваю: почему Вы так не занимались в школе в 10 классе? Ответ (внимание):
- Ну, я же не собиралась сдавать экзамен по истории.

Так вот. Несет ли учитель ответственность, если он знания дает, а ученик не берет? Если у того нет совершенно мотивации, но есть умение, когда нужно, получать четверки и пятерки, хотя устойчивых знаний за ними нет?

Спрашиваю ученицу: почему так много вопросов задаете мне, а не своему учителю на уроке?

Ответ (удивленно):

- На глазах всего класса?

Вывод из этого какой?

Успешный урок - это тот урок, на который учитель и ученики приходят добровольно, когда у них одинаковая мотивация и все одинаково нацелены на активную творческую работу. Но это вряд ли в нынешних условиях возможно. Такие ученики на пару с учителем - "белые вороны" на фоне посредственной, унылой, немотивированной массы. С этими "тихими троечниками" сам становлюсь таким же, как моя ученица на своих школьных уроках: тусклым, безынициативным. Поэтому столь разителен контраст после индивидуальных занятий и уроков в колледже. А ведь так хочется работать на результат!

***

Веду урок с ученицей. Спрашиваю:

- Как называется российский парламент?
Пауза.
Я:

- А в Америке?
Ответ (внимание!):
- Конгресс
- В Германии?
- Бундестаг
- В России?
Пауза.
Я напускаю на себя маску "записного" патриота:
- Как так? Бундестаг знаете, а про Федеральное Собрание РФ не знаете?
Но это маска, потом уточняю:
- Наверно, вы были в Германии.
- Да.

Вывод? Мы учим неправильно. 80-90 процентов знания проходит для учеников, студентов фоном, не закрепляясь. Остается в памяти только та информация, которая пропущена через себя, свой собственный опыт. К нему и взываю я всегда на уроках или лекциях.

***

Вот  на днях, обсуждая с ученицей обществоведческое эссе о предпринимательстве, я  напомнил ей бизнес-проекты Лопахина. Надо было видеть ее озадаченное лицо! Дальше больше! Конфликт лопахиных и раневских как столкновение цивилизаций, традиционных и индустриальных. На моих уроках всегда присутствуют литературные сюжеты. Проходим тему "Свобода", разбираем понятие "фатализм" и слушаем монолог Печорина из сериала. Рассуждаем про глобальные экологические проблемы и обязательно цитируем Базарова про "природу как мастерскую", а Рудин с его гимном рациональному и научному познанию! А разве нет современных Фамусовых с их:

"Ученье-вот чума,ученость-вот причина, 

    Что нынче пуще,чем когда, 

    Безумных развелось людей,и дел,и мнений." 

   

А Горький с его романтизацией босячества? Вот тебе тема "Социальная стратификация"!  Мы со школьниками даже темы школьных сочинений по литературе переформулирум "ближе" к современности, превращаем их в обществоведческие: "Проблема экстремизма в романе Горького "Мать", например. Или  "Салон Анны Павловны Шерер как пример социальной группы". Или "Лишний человек" в русской литературе: маргинал, революционер или... Кто?". А как у современных Дубровских собственность "отжимают"? Смотрели последнюю осовремененную экранизацию?

А "тварь ли я дрожащая...", как это не может быть актуальным во все времена! Спасибо мои читающим ученикам и студентам, дающим мне литературные подсказки к темам по общественным наукам.  Я для студентов даже в свое время специальное методическое пособие готовил  (http://nsportal.ru/node/667806)

Работал бы в школе, с учителем литературы такие бы интегративные уроки "забабахал"!

Можно детей заинтересовать, можно!

Или  такое.

Председатель Конституционного Суда РФ Зорькин выдал о крестьянской реформе 1861 г.:

"Что-то такая реформа очень болезненно обрушила в российском обществе. Некрасов очень точно выразил эту мысль так: "Распалась цепь великая, распалась и ударила одним концом по барину, другим - по мужику". Какую "цепь великую" разрушила реформа? Она разрушила уже и без того заметно ослабевшую к этому времени связь между двумя основными социальными классами нации - дворянством и крестьянами. При всех издержках крепостничества именно оно было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации. Не случайно же крестьяне, по свидетельству историков, говорили своим бывшим господам после реформы: "Мы были ваши, а вы - наши".

Помните, чье это на самом деле? Как будто это не Зорькин - сегодня, а сам старик Фирс из 19 века прошамкал:

Фирс. Живу давно. Меня женить собирались, а вашего папаши еще на свете не было... (Смеется.) А воля вышла, я уже старшим камердинером был. Тогда я не согласился на волю, остался при господах...

Пауза.

И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают.

Лопахин. Прежде очень хорошо было. По крайней мере, драли.

Фирс (не расслышав). А еще бы. Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего.

Сейчас, когда мир погружается в новое средневековье, а всякое мракобесие прет из всех щелей, голос великой русской литературы как никогда значим! И как можно в таком мире учить скучно и безжизненно?! 

***

Я готовлю одного десятиклассника к ЕГЭ. К каждому занятию он решает до полусотни заданий. Отправляет их по электронной почте,  иногда в половине ночи накануне нашей встречи. И всегда готов! При этом два месяца у них не ведется обществознание (учитель все готовится к профессиональному конкурсу).
Я ему и в шутку и всерьез говорю: так бы вы в школе учились. На это его отец, который платит 600 рублей за занятие, отвечает: "Так ведь учится он с вами ДЛЯ СЕБЯ". Я отвечаю: "Конечно, когда учеба есть свободный выбор, тогда и ответственность высокая со всех сторон: и ученика, и учителя, и родителей. Несвободный человек - самый безответственнный". Вот и рецепт на обозначенную  проблему: не превращайте школу в принудиловку, развивайте вариативность обучения, раскрывайте перспективы перед учениками и их родителями, помогайте им осознать свою цель и ведите к ней. И тогда школьники и их родители "горы свернут".

***

Пришли как-то ко мне два студента сдавать долги по социологии и политологии. И жалуются. Один: «Отца уволили, за учебу платить нечем, я ищу работу, не до учебы». Другой: «А от меня требуют написать заявление по собственному желанию. Что делать?» А я им: «Где же вы были, когда мы на занятии этот вопрос обсуждали? Ведь это не только ваша проблема». Пожимают плечами. Вот это и раздражает больше всего. О чем студента не спроси, пожмет плечами. Ну и что? Каждый живет, как может, вот и весь ответ. Вывод? Просто бытие студентов таково, что им интересно только то, что касается их лично. Согласен, дойдет, когда рядом не будет, нет, не школьных учителей-сиделок, а папиных денег или связей...

А сегодня ученица призналась, что после урока со мной по основам трудового права убедила своего друга заключить трудовой договор. "Может, я его от большой беды отвела". Вот он главный результат обучения. Я был очень рад! Не выученная теория ради балла на экзамене (хотя как репетитор готовлю именно к этому), а знание, пропущенное через себя и личный опыт! "А на уроке в школе тему так себе прослушала и не поняла, зачем мне это".

Как это здорово, когда учитель и ученик находят друг друга!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

такие разные уроки

методические разработки уроков, самоанализ уроков, диагностический инструментарий...

Такие разные уроки

Представлены модели уроков по русскому языку и литературе для обучающихся 5, 8, 9 классов. Уроки прошли апробацию в МОУ "СОШ ст. Курдюм".Получили высокую оценку коллег. Урок "Житие Сергия Радонежского...

Такие разные уроки

Применяемые виды уроков...

Такие разные уроки

Конспекты уроков могут быть полезны начинающим педагогам....

Такие разные уроки

Методическая разработка обобщающего урока по русскому языку в 6-м классе по теме: "Имя числительное» (с использованием здоровьесозидающих технологий)...

Такие разные уроки

Здесь я хочу разместить материалы уроков с использование различных технологийна уроках русского языка и литературы....

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ

Это не методические рекомендации, а своеобразное приглашение в творческую лабораторию. Вашему вниманию предлагается конспект урока, который, "родившись" за домашним письменным столом, продолжал создав...


 

Комментарии

Чернышев Александр Юрьевич

Вы знаете, я сегодня проводил урок с ученицей, готовящейся к ЕГЭ. Активно, оживлено. Вот, делимся ощущениями с ней.
- Почему Вы на уроке другие? - спрашиваю, - дело в учителе?
- Нет, - отвечает, - в учениках, которые ищут любую возможность, чтобы ничего не делать.
- Какой же выход для учителя, даже если он владеет всеми техниками и методиками?
И она отвечает (я бы высек эти слова на чем-нибудь):
- "Учитель может воздействовать на учеников или уважением к себе или страхом".

Чернышев Александр Юрьевич

Запись 2013 года.
Лет пятнадцать я не работал со школьниками. Сейчас у меня временно в колледже вчерашние девятиклассники. И чувствую постоянно: не справляюсь, не вижу положительных плодов своего труда. Семнадцатилетние юноши, уткнувшиеся в свои планшеты с видеоигрой -это типичная картинка на уроке и не спасают даже ряды двоек (по другим предметам, я сам от от такого метода воздействия сразу отказался). Классные руководители и начальники отделений называют их детьми, и даже прямо обращаются: "лялечки". Я был в шоке от такого обращения ( но я ведь человек со стороны: пришел-урок отвел-ушел, может, я чего-то не знаю?). Ощущение: родители их сдали - детки под присмотром, грубо не шалят, и ладно. И "детки" такую тактику и выстраивают: ничего не делать, проводить время, стараться не нахватать двоек, не нарываться на прямые конфликты, чтобы не таскали к начальству, не дергали родителей, мотивации к учебе никакой. Колледж для многих (я даже думаю, для большинства) это социальное учреждение, правда стоит оно родителям в 35 тысяч в год. Неудивительно, что к 3-4 курсу (то есть к совершеннолетию) от групп остается половина студентов.
Такие разные уроки...

Чернышев Александр Юрьевич

«Как можно больше спрашивать, - писал Я. А. Коменский, - спрошенное - усваивать, тому, что усвоил, обучать других - эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Обучать - это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать»

Чернышев Александр Юрьевич

«Учитель может воздействовать на учеников или уважением к себе, или страхом»
Преподаватель истории — о том, как на обычной лекции можно понять смысл жизни
http://mel.fm/blog/aleksandr-chernyshev1/5346-uchitel-mozhet-vozdeystvov...