Литературная гостиная "Как не любить мне эту Землю..." (На материале поэтов Уренского района)
материал на тему

Носова Екатерина Александровна

Рекомендуется для проведения литературных гостиных краеведческого направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinnaya_uren.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

УРЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭНЕРГЕТИЧЕКИЙ ТЕХНИКУМ.

Литературная гостиная

«Как не любить мне эту Землю…»

                                                

Автор: 

преподаватель русского языка и литературы

Тихобаева Е.А.

Урень, 2015 г.

Цели:

-краеведение: углубить понятие патриотизма;

-привить студентам  уважение к малой Родине.

Задачи:

Образовательные:

-содействовать нравственно-патриотическому

воспитанию студентов;

-расширять представление о России, как о родной стране;

Развивающие:

-познакомить учащихся с поэтическими произведениями

лучших поэтов Урень-края.

Воспитывающие:

-воспитывать любовь и уважение к России, Уренскому краю  средствами художественного слова и музыкальных произведений.

I

Сценарий литературной гостиной.

В кабинете стоят несколько столиков, украшенных цветами.  На стенах фотографии Уренского района.

Идет презентация  портретами писателей.

-Добрый день, уважаемые гости! Сегодня, 25 мая, мы собрались не случайно. Этот  считается днем славянской письменности,  покровителями которой были святые Кирилл и Мефодий. И в нынешний год, объявленный  президентом годом литературы, это дата вдвойне знаменательна. В нашей огромной стране живет около  ста восьмидесяти национальностей,  триста наречий, а объединяет нас всех  - великий, могучий русский язык. На фоне сегодняшних событий, развернувшихся на Западе против нашей родины, эти слова звучат по-особенному. И если историю Древней Руси, историю Великой Отечественной войны возможно переписать в угоду чьей-то лжи и имперским амбициям, то правду жизни, запечатленную на страницах сотен книг русских и советских писателей, переписать нельзя.  Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя, «поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...»  ( М. Горький)

Презентация «Моя Россия» (слайды на фоне песни Леонида Афанасьева на слова И.Шаферана из к/ф «Тени исчезают в полдень» «Гляжу в озёра синие» в исполнении Екатерины Шавриной). (Включаешь сразу после приветсвия).

Чтение стихотворения С.Васильева « Россия» (Ира Ремезова).

        Россия – как из песни слово.

        Берёзок юная листва.

        Кругом леса, поля и реки.

        Раздолье, русская душа.

                Люблю тебя, моя Россия,

                За ясный свет твоих очей,

                За ум, за подвиги святые

                За голос звонкий, как ручей.

                        Люблю, всем сердцем понимаю

                        Степей таинственную грусть.

                        Люблю всё то, что называют

                        Одним широким словом Русь.

Ведущий :

Что такое Россия?

        Это необъятные просторы, бездонные моря и озёра, бескрайние степи, высокие горы, заливные луга, обширные леса.

Что такое Россия?

        Это великие писатели и поэты, всемирно известные художники и музыканты, учёные с мировым именем.

Что такое Россия?

Света Коробейникова:        Это самая многонациональная страна. Это великий народ с его вековыми  устоями  и обычаями. Это уникальная культура, в которой мирно уживаются разные мировоззрения, вероисповедания,  традиции. Тысячи лет стояла Русь, все эти тысячи лет на нас нападали, пытались покорить, но в едином порыве объединенный народ отражал врага, защищал каждую пядь родной земли, не отдавал на поругание то, что согрето теплом родного сердца.

Константин Болдырев: За большим, всеобъемлющим словом Родина, стоит более близкое и родное нам понятие - Малая Родина. На малой Родине мы рождаемся, учимся жить, любить, начинаем познавать  мир…

Ведущий: Малая Родина... Где бы мы ни были,  мы всегда возвращаемся туда, где был наш первый дом, ищем успокоение в родных местах, вспоминаем родные места с глубокой нежностью.

Сегодня мы поговорим  о тех поэтах, которые пишут об Урень-крае.

Саша Коновалов: Это стихотворение нашего земляка – Окунева Дмитрия Ивановича. Родился в деревне Нефтелес. После окончания 8 классов вместе с родителями переехала в Крым, где окончил 10 классов Красногвардейской средней школы. Окончил Ростовское высшее командное-инженерное училище ракетных войск имени Главного маршала артиллерии Неделина М.И., затем аспирантуту Высшей школы КГБ России СССР имени Ф.Э.Дзержинского. Полковник запаса. Кандидат юридических наук,доцент. Член Союза писателей России. Член Союза  ветеранов госбезопасности.

Чтение стихотворение Д.Окунева «Моя Россия».

Мне часто снится по ночам

В московской маленькой квартире,

Что я подобно облакам

Лечу  средь звезд в ночном эфире.

Спешу туда, где был рожден,

В край льна, берез, лугов и сена,

Где был прабабкою крещен,

Тогда другое было время.

Там у заросшего пруда

Стоит из дерева церквушка,

А рядом сгорбленна изба,

Как богомольная старушка.

Там травы выткали ковер,

А воздух чист, прозрачен, светел,

И в речке трудится бобер

И жеребенок в поле весел.

Там родниковая вода

На дне прохладного колодца,

Там сенокосная страда

И царство радуги и солнца.

Там свет лампады на окно

Струится через занавески,

Там в кринки ставят молоко

Под белоснежные салфетки,

Там песни русские поют

И помнят старые обряды,

Там парни силою слывут,

А девки бойки и нарядны.

Там веселятся и грустят,

И души чистые, босые.

Там, несмотря на боль утрат,

Живет, живет, моя Россия!

Встает ученик из-за первого столика.

Ученик:А я расскажу вам о писателе Борисе Павловиче Целикове. Родился в деревне Большая Елховка Песочновского сельовета Уренского района Горьковской области. Окончил Елховскую начальную и Обходскую 8-летнюю школы, Горьковский строительный техникум, Московский Литературный институт им. А.М. Горького. Работал строителем, сотрудником редакции Уренской районной газеты. Печатался с 1975 года. Автор публикаций в поэтических сборниках «Рассвет над полем» (1985), «Высокие травы» (1986), а также сборников, изданных в 90-е годы в районных типографиях. И о нашей земле он сказал так:

Моя земля…

Осенний свет рябины,

Взошел опять над родиной моей,

И журавлям аукнулись глубины

Обветренных степных моих полей.

Ещё не спят усталым сном деревни,

Свершив свои нелегкие труды

И лист последний падает  с деревьев,

Окажется – падение звезды.

Пусть не вернусь - здесь время звездопада

Но все равно

Ты с радостью заметь:

Не зяблики хозяевами сада,

А иволги, что медлят улететь.

Ведущий:  А наши гости так же подготовились к нашей гостиной.

Гости с места читают стихотворения Целикова.

«Спит мой край…» (Софонова С.В.)

«Безымянная речка» (Акулов Саша)

Ведущий:  Какими проникновенными строками  одарил нас  Борис Павлович,  чувствуется, сколько любви и огромной нежности вложил поэт в эти строки.

Любви моей родиться суждено

Ещё до моего на свет

Рожденья.

Где полземли пожаром сожжено

И выбито свинцом

Полпоколенья.

Любовь моя –

 С отцом пришла с войны.

В Победе расписавшись над рейхстагом,

К родному полю,

Где среди весны

Металл пророс травою по оврагам.

…И пусть светлеет небо надо мной,

И гул снарядов позабыли пашни –

Земля, земля,

Я в жизни – как связной

Между отцом и поколеньем павших.

Он, уходя, мне скажет:

«Ты люби…» -

А голос донесется как из боя.

…И на земле, политой щедро кровью,

Я ничего не стою –

Без любви.

Гости с места читают стихотворения Целикова.

«Порою бывает такое…» (Комарова Л.И.)

«Апрельским днем…» (Солоьвева К.А.)

Звучит Седьмая симфони Д.Шостаковича; Тема –нашествие.

Ученик: Да. И в наш тихий край зашла страшная беда – война! И поэты не остались в стороне,  отражали в стихах всю боль и горечь за свою землю,  все невысказанное ранее. Одним из этих поэтов стал Константин  Васильевич Мартовский.

Идут пейзажи Уренского района.

Родился в Красногоре. Окончил сельскохозяйственный институт. Работал агрономом. С декабря 1941 года был на фронте, где в 1942 году попал в плен.

После освобождения работал в г. Горьком на селекционной станции. В 1947 году репрессирован по обвинению в «антисоветской агитации», в 1952 году освобожден, в 1953 году амнистирован, а в 1963 году полностью реабилитирован.

Работал грузчиком, заведующим складом, агрономом в Минеевском колхозе. С 1961 года до ухода на пенсию преподавал в Уренской средней школе.

Печатался с 1927 года, с 1955 года регулярно в районной газете и других изданиях. Автор поэтических сборников, изданных в Урене.

На экране идет видео о войне.

«За землю свою». (К.Болдырев).

Лежали под пулями трое,

Слегка маскируясь травой.

Война допечет и героя,

А эти – народ рядовой.

Земля налепилась на лица,

Земля на локтях, на  груди.

И старший промолвил: «Землица.

Попашем тебя, обожди».

Вздохнул хлебороб помоложе:

Такой, мол, возище, везем.

И вспомнил, наверное, тоже,

Алтайский родной чернозем.

А младший, как будто играя,

Обтер на винтовке металл –

В степях Кранодарского края

О тракторе парень мечтал.

Война не щадит и героя,

Случается всяко в бою.

Пошли в наступление трое

И пали на землю вою.

Гости с места читают стихотворения К.Мартовского.

«Мне довелось увидеть в первый раз» (Ляшук Г.)

Константин Мартовский. «Варежки»  (Читать после стихотворения «Лежали под пулями трое»).

Над землянкой пушки били,

Смерть гуляла, шла война,

Мы из варежки кроили

Из шинельного сукна.

Берегись теперь морозы,

Шутки колкие зимы!

Шутки колкие зимы!

Сами мы теперь начхозы

И портные  - тоже мы.

Что ж что ниток не богато,

Ножниц нет, одни ножи,

А над бревнами наката

Пули свищут, как стрижи.

Не для нас во мраке белом

Огневая круговерть:

За хорошим мирным делом

Кто же думает про смерть?

«Осыпан снежинками подоконник…»

Ведущий: Наши поэты призывают людей к миру, напоминают о том, как ценно видеть мирное небо,  дорога каждая минута без ужасов войны.

Ученик: Борис Павлович Целиков сказал об этом так:

(На заднем фоне идиллические картины природы, улыбающиеся люди со всего мира)+музыка «Бухенвальдский набат».

Могучая песня Мира

Звучит на всех языках.

В предместьях Парижа,

На улицах Рима

Она у всех на устах.

Не страшны ей даль океана,

Реки, озера, леса

И горных отрогов громада,

И тропиков пояса.

Её не пугают застенки

И пули ей не страшны,

Рабочие Лондона и Вашингтона,

Когда против войны.

Поют эту песнь миллионы,

Кто голос за мир отдает.

Мы знаем, что пеня мира

Начало в Москве берет.

Ведущий: Но пока живет человек, будет жить Любовь. Апостол Павел сказал: «Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».  Ибо только через это чувство мы можем проявить высочайшие качества души своей, через самопожертвование обрести вновь свое «я». Эта тема звучит в стихах Бориса Павловича Целикова

(Идут видео о любви, о жещинах)+музыка «История любви Лэя).

Ученик:

Пределов в любви не бывает.

Любовь всем, как воздух, нужна.

Ночью в любви помогает

Небесное око – Луна.

Величава походка, приятна наружность,

Умна, светлоруса, румяна, нежна.

Стройны, фигуристы женские прелести.

Это русская женщина, мать и жена.

Жену любите всей душой,

Имейте к теще уважение,

Жена рожает пусть детей,

Путь теща нянчит поколение.

Для молодых парней, девиц

Хотел бы дать совет в награду:

Любви и верности у птиц,

У лебедей учиться надо.

Ведущий: В сложное мы живем сейчас время. Бурный поток социальных событий, перенося одно, непременно периносит  что-то другое.  Но незыблемым, монументальным остается наша память, а ней и Родина.

Чувство Родины – это отношение человека к своей маме, своей семье, это корни и связь с родным домом, это восхищение окружающим миром – это все то, что мы читали.

В стихах наших земляков, людей, неравнодушно любящих свой край, свою землю. И заканчивая нашу литературную гостиную, с гордостью можно сказать: «Не оскудела наша земля талантами».Главное – это сгореть. И, сгорая, не сокрушаться о том. Может быть, кто и осудит сначала, но не забудет потом.

Звучит  I концерт для фортепиано с оркестром Чайковского+презенатация.

стихотворение Д.Окунева «Моя Россия».

Мне часто снится по ночам

В московской маленькой квартире,

Что я подобно облакам

Лечу  средь звезд в ночном эфире.

Спешу туда, где был рожден,

В край льна, берез, лугов и сена,

Где был прабабкою крещен,

Тогда другое было время.

Там у заросшего пруда

Стоит из дерева церквушка,

А рядом сгорбленна изба,

Как богомольная старушка.

Там травы выткали ковер,

А воздух чист, прозрачен, светел,

И в речке трудится бобер

И жеребенок в поле весел.

Там родниковая вода

На дне прохладного колодца,

Там сенокосная страда

И царство радуги и солнца.

Там свет лампады на окно

Струится через занавески,

Там в кринки ставят молоко

Под белоснежные салфетки,

Там песни русские поют

И помнят старые обряды,

Там парни силою слывут,

А девки бойки и нарядны.

Там веселятся и грустят,

И души чистые, босые.

Там, несмотря на боль утрат,

Живет, живет, моя Россия!

Моя земля…

Осенний свет рябины,

Взошел опять над родиной моей,

И журавлям аукнулись глубины

Обветренных степных моих полей.

Ещё не спят усталым сном деревни,

Свершив свои нелегкие труды

И лист последний падает  с деревьев,

Окажется – падение звезды.

Пусть не вернусь - здесь время звездопада

Но все равно

Ты с радостью заметь:

Не зяблики хозяевами сада,

А иволги, что медлят улететь.

Любви моей родиться суждено

Ещё до моего на свет

Рожденья.

Где полземли пожаром сожжено

И выбито свинцом

Полпоколенья.

Любовь моя –

 С отцом пришла с войны.

В Победе расписавшись над рейхстагом,

К родному полю,

Где среди весны

Металл пророс травою по оврагам.

…И пусть светлеет небо надо мной,

И гул снарядов позабыли пашни –

Земля, земля,

Я в жизни – как связной

Между отцом и поколеньем павших.

Он, уходя, мне скажет:

«Ты люби…» -

А голос донесется как из боя.

…И на земле, политой щедро кровью,

Я ничего не стою –

Без любви.

«За землю свою».

Лежали под пулями трое,

Слегка маскируясь травой.

Война допечет и героя,

А эти – народ рядовой.

Земля налепилась на лица,

Земля на локтях, на  груди.

И старший промолвил: «Землица.

Попашем тебя, обожди».

Вздохнул хлебороб помоложе:

Такой, мол, возище, везем.

И вспомнил, наверное, тоже,

Алтайский родной чернозем.

А младший, как будто играя,

Обтер на винтовке металл –

В степях Кранодарского края

О тракторе парень мечтал.

Война не щадит и героя,

Случается всяко в бою.

Пошли в наступление трое

И пали на землю вою.

Могучая песня Мира

Звучит на всех языках.

В предместьях Парижа,

На улицах Рима

Она у всех на устах.

Не страшны ей даль океана,

Реки, озера, леса

И горных отрогов громада,

И тропиков пояса.

Её не пугают застенки

И пули ей не страшны,

Рабочие Лондона и Вашингтона,

Когда против войны.

Поют эту песнь миллионы,

Кто голос за мир отдает.

Мы знаем, что пеня мира

Начало в Москве берет.

Пределов в любви не бывает.

Любовь всем, как воздух, нужна.

Ночью в любви помогает

Небесное око – Луна.

Величава походка, приятна наружность,

Умна, светлоруса, румяна, нежна.

Стройны, фигуристы женские прелести.

Это русская женщина, мать и жена.

Жену любите всей душой,

Имейте к теще уважение,

Жена рожает пусть детей,

Путь теща нянчит поколение.

Для молодых парней, девиц

Хотел бы дать совет в награду:

Любви и верности у птиц,

У лебедей учиться надо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Как не любить мне эту землю..."

Отечество — единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с в...

Классный час на тему: « Как не любить мне эту землю…

Цель: Развитие привязанности и любви  к краю, поселку.Задачи: 1.Углублять представления учащихся о родном крае, своем посёлке....

Литературная гостиная Тема: «Как не любить мне эту землю».

Цель: - воспитание любви к родине; формирование патриотизма,     чувства гордости за свою страну; развитие творческих способностей     учащихся...

Литературно-музыкальная композиция Как не любить мне эту землю...

Внеклассное мероприятие посвящено 70-летию Великой Победы с приглашением тружеников тыла и детей войны....

экологический проект«Как не любить нам Кубанскую землю!»школьного ученического самоуправления Кавказского района

В данном проекте показана  экологическая деятельность школьного ученического самоуправления МО Кавказский район...

Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству Марины Цветаевой "Бог, не суди! – Ты не был женщиной на земле…" (Страницы жизни поэта).

laquo;Маленькая история большой любви» – так можно на­звать нашу сегодняшнюю встречу. Тема тонкая, деликатная. Пусть го­ворит Цветаева – своими стихами, песнями и письмами. ...