Конспект занятия "Забота о глазах"
план-конспект на тему

Саталова Елена Ивановна

Занятие направлено на знакомство детей с внешними и внутренними органами человека, воспитание  в детях чувство необходимости сохранения физического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_1.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Забота о глазах»

Цель: продолжать знакомить детей с внешними и внутренними органами человека, воспитывать в детях чувство необходимости сохранения физического здоровья, ответственности, формировать и способствовать становлению мотивационной сферы гигиенического поведения ребят.

Задачи:

  • приобщение к здоровому образу жизни;
  • развитие физической культуры детей, положительных привычек;
  • выработка навыков гигиены зрения;
  • расширение активного словарного запаса и кругозора детей;

выработка особого мнения о здоровом человеке и правил здоровьесбережения.

Ход занятия

1 этап. Организационный.

   1. Проверка присутствующих.

  2. Сообщение темы и цели занятия.

2 этап. Основной. 

1.Глаза – главные помощники человека.

2.Правила бережного отношения к зрению.

 3 этап. Заключительный.

Практические занятия

Гимнастика для глаз. Игра «Полезно-вредно». Проведение опыта «Воздействие света на зрачок глаза».

4 этап. Рефлексия.

 - О чём мы сегодня будем говорить, вы, ребята, узнаете, если отгадаете загадку:

Два братца через дорогу живут, друг друга не видят? (глаза)

-Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Как вы понимаете выражение «острое зрение»? он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает свою добычу на земле,  (показ картинки орла). Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте (показ картинки совы).

 А вот что можно сказать о кроте? Почему он слепой?

Человек не такой зоркий, как эти птицы. Можно ли назвать глаза главными помощниками человека? Докажите это. Глаза помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Повернитесь лицом к соседу, посмотрите, какие красивые глаза у человека. Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные очи, ясные, чистые, огромные, весёлые, зоркие и т/д) . Каким бывает цвет глаз у человека? (карие, голубые, зелёные, серые, синие). Какие по размеру бывают глаза? Где и как глаза расположены? (Показ плаката «Строение глаза»)

- Что можно обнаружить в глазу, когда его рассматриваешь вблизи? Да, это цветное колечко называется «радужка». От неё зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая плёнка –«роговица». В центре глаза мы видим чёрную точку. Она- то расширяется, то сжимается. Это «зрачок». Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

Динамическая пауза «Буратино потянулся»

Буратино потянулся

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать»

«Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Деревцо все выше, выше,

А ребята – тише, тише»

«Раз, два – выше голова

Три, четыре – руки шире

Пять, шесть – всем присесть

Семь, восемь – встать попросим

Девять, десять – тихо сесть

Практическое занятие:

Проведение опыта с зеркалом:

Яркий свет-зрачок сужается, слабый - расширяется. Ткани глаза очень нежные, поэтому глаза от природы у человека хорошо защищены.

- Какие части глаза помогают в защите? (Веки, ресницы)

- Отгадайте загадку: «Под мостом – мостищем, под соболем - соболищем два соболька разыгрались» (брови и глаза). Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. А зачем человеку слёзы? (рассуждения детей, вывод – защита от пыли). Предлагаю открыть рабочие тетради и нарисовать схему – строение глаза, не забудьте указать на все части глаза.

На парте у каждого лежит памятка «Гимнастика для глаз». Внимательно просмотрите предложенные упражнения. Для чего, по вашему мнению, нужно делать зарядку для глаз? Правильно от ежедневной гимнастики укрепятся не только мышцы тела, но и глаз.

Выполняем стоя у парты комплекс упражнений для глаз. (см. приложение 1 )

В итоге, трудно было? Много времени заняла гимнастика?

Игра «Полезно-вредно»

Поиграем в игру «Полезно – вредно». Если вы считаете, что фраза верна, хлопните в ладошки, если не верна – скрестите руки на груди. Итак,

· читать лёжа в сумерках

· смотреть на яркий свет

· оберегать глаза от ударов

· смотреть близко телевизор

· промывать по утрам глаза

· тереть глаза грязными руками

· читать сидя

· есть полезную пищу, витамины

· обращаться к врачу-окулисту

· выполнять гимнастику для глаз во время уроков, дома

· соблюдать режим дня

-От чего человек может потерять зрение? Легко ли живётся слепым людям? Что вы почувствуете, если увидите слепого человека? Как надо поступить? Что носят люди с недостатками зрения?

Давайте вместе выведем правила бережного отношения к зрению:

*умываться по утрам

* смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день

*сидеть не ближе 3 м от телевизора, подальше от монитора компьютера

*не читать лежа, в транспорте

*беречь глаза от попадания инородных предметов

*при чтении и письме свет должен падать слева

*употреблять в пищу витамины, морковь, лук, сладкий перец, помидоры, петрушку.

*ежедневно делать гимнастику для глаз

*укреплять глаза, глядя на восход или закат

Давайте посоветуем людям в очках следующее:

· не горюйте. Со временем с помощью очков зрение может улучшиться

· берегите свои «вторые глаза», часто мойте и протирайте

· храните очки в футляре

· не кладите стёклами вниз

· снимайте во время занятий спортом

· не обращайте внимание на глупцов, которые дразнятся.

Физкультминутка «Как живешь?»

Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)

Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)

А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)

Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)

Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)

А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)

Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)

А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

Как сидишь? – Вот так! (ребята садятся за парты).

Рефлексия:

- О чём сегодня шла речь?

- Что интересного, важного для вас узнали?

- С какими новыми словами встретились? (очи, радужка, веки, зрачок, роговица, врач - окулист).

-Что они означают?

-О чём расскажете дома?

Приложение 1

Упражнения для глаз

 «Мечталка».

Такие упражнения снимают спазм цилиарных мышц.

Закрыть глаза, положить на них тёплые ладошки, но не давить на веки. Расслабиться и, всматриваясь в темноту перед глазами, представить, что разглядываешь тёмное небо. (30-40 сек.).

Открыть глаза, широко и радостно улыбнуться (до 5 сек.)

«Смотрелки».

Закрыть глаза, сильно зажмуриться на 15-20 сек.

Открыть глаза, посмотреть вдаль, т.е. задуматься.

При открытых глазах сделать массаж двух точек (внутренний конец бровей): погладить точки (до 5 сек.) а потом надавить на них (20-30 сек.).

Закрыть глаза, вдох – носом: шумный, мощный короткий; выдох – со звуком «ах», «ух».

Расслабить мышцы лица, т.е. отпустить нижнюю челюсть, дышать спокойно.

«Рисовать брови».

Закрыть глаза, тёплыми пальцами «нарисовать» под бровями дугу. «Рисовать» от носа к вискам. На виски не давить (10-15 раз).

«Рисовать» так же, но над бровями.

Открыть глаза, посмотреть вдаль.

«Глаза устали» (выполняются стоя или сидя).

Закрыть глаза зажмуриться. Открыть глаза, смотреть вдаль. Дыхание ритмичное. Упражнение выполняется 3 раза.

Не поворачивая голову смотреть: вправо 1сек. – вдаль 3 сек.; влево 1 сек. – вдаль 3 сек.; вниз 1 сек. – вдаль 3 сек.; вверх 1 сек. – вдаль 3 сек.;

Смотреть на переносицу 2 сек.; смотреть вдаль 3 сек.. Повторить 3 раза.

Не поворачивая голову медленно смотреть вверх, вправо, вниз, влево и в обратную сторону – потом вдаль .

Смотреть на палец вытянутой руки 2 сек. – потом вдаль 3-4 сек.

Закрыть глаза. Шумно вдохнуть. Шумно выдохнуть.

«Подышим».

Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к столу, выдох. Повторить 3-4 раза.

Откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть, глядеть вдаль. 4-5 раз.

Руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. 6 раз.

Голова прямо. Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой. 5-6 раз. Затем закрыть глаза на 8-10 сек.

Руки вытянуть вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Следить за руками, не поднимая головы. Вдох. Руки опустить. Выдох. 4-5 раз.

(Дидактический материал к междисциплинарной программе «Здоровье», Томск, 2004г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Печорин глазами женщин"

данный урок предназначен для изучения романа Лермонтова "Герои нашего времени", в данном уроке использован нестандартный подход к изучению образа главного героя...

Конспект урока "Мир глазами поэта"

Цель урока:·        формирование теоретико-литературных понятий: «поэт», «прозаик», анализ стихотворения...

Конспект урока "Мир глазами поэта"

Цель урока:·        формирование теоретико-литературных понятий: «поэт», «прозаик», анализ стихотворения...

План-конспект урока на кабардинскорм языке "Мир глазами поэтов, художников, композиторов"

Это интегрированный урок. На уроке используются стихи Шогенцукова, Пушкина, Кулиева....

Конспект НОД Осень глазами художников

Тема.    «Осень – глазами художника». Программное содержание: Продолжать приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.Познакомить с жанрами изобразительно...

Конспект интегрированного урока "Глаз как оптическая система"

Данный интегрированный урок физики (интеграция предметов физика-биология) предназначен для учащихся 12 класса коррекционной школы II вида....

Конспект урока в 8 классе по теме "Глаз. Дефекты глаза и их исправление".

Урок по теме "Глаз. Дефекты глаза и их исправление" основан на применении проектной технологии. Учащиеся класса выполнили мини-проекты, которые используются в объяснении нового материала.Проекты "Стро...