Рабочая программа по геометрии 8 кл, Атанасян Л.С.
рабочая программа (8 класс) на тему


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ТЮМЕНИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88

«Рассмотрено»

 на заседании  МО _____________________

Протокол № _____

от «__»  ________201__ г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР____________

от «__» ______201__ г

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 88_________________  

 от«__»_______201__г

«Рассмотрено»

 на заседании педагогического совета

Протокол № _____

от «__»  __________  201__ года

«Согласовано»

Председатель Управляющего совета    ____________

от «__» _________ 201__ года

Рабочая программа  

по предмету «Геометрия»

для 8 класса

Составители: 

учитель  Силина Наталья Викторовна

Срок реализации  программы:

2015 – 2016 уч.год

                                                                                     

Тюмень, 2015 г.

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

        

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897,в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 
  • Примерная основная образовательная  программа основного общего образования (Реестр. Протокол от 08.04.2015 №1/15).
  • Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №88, г. Тюмень, 2015 г.
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).

        

Данная программа является рабочей программой по предмету  «Геометрия» для  8 классов МАОУ СОШ №88.

Изучение геометрии  направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности,  изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В процессе  обучения  геометрии будет реализован компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют  задачи обучения:

  • приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
  • овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;
  • освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенциями;
  • освоение общекультурной, практической математической, социально-личностной компетенциями, что предполагает:
  • общекультурную компетентность (формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; формирование понимания, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов);
  • практическую математическую компетентность (овладение языком геометрии в устной и письменной форме, геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин; овладение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, нахождения их размеров);
  • социально-личностную компетентность (развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, интуиции, которые необходимы для продолжения образования и для самостоятельной деятельности; формирование умения проводить аргументацию своего выбора или хода решения задачи; воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей геометрии, эволюцией геометрических идей).

Общая характеристика учебного предмета

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность: развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру; развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами; развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Организация учебного процесса

ФГОС определяет системно-деятельностный подход как основной в организации образовательного процесса. Формирование целостных представлений о геометрии будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления геометрических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Планируется использование следующих технологий в преподавании предмета:

  • технологии полного усвоения;
  • технология сотрудничества;
  • технологии обучения на основе решения задач;
  • технологии обучения на основе схематических и новых знаковых моделей.

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану МАОУ СОШ №88 на 2014-2015 учебный год рабочая программа предусматривает обучение геометрии в объеме 102 часов, 3 часа в неделю.

        34 часа из вариативной части добавлены на расширение и углубление предметных и метапредметных знаний и улучшение качества достижения планируемых результатов. Содержание авторской программы в рабочей программе представлено с изменением количества часов. Сравнительная таблица приведена ниже.

Раздел

Количество часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

Повторение за курс 7 класса

3

Четырехугольники

14

20

Площадь

14

22

Подобные треугольники

19

27

Окружность

17

24

Повторение. Решение задач

4

6

Региональный компонент в объеме 5 часов изучается интегрировано в темах:

  • Четырехугольники
  • Подобные треугольники

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета «Геометрия» в 8 классе

Рабочая программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения программы по геометрии 8 класса:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетент- ности);
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

Учащийся научится:

• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии);

• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства),

• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

• вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций;

• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Учащийся получит возможность:

• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов;

• приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;

• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

        вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, трапеций;

вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении задач на вычисление площадей многоугольников;

• приобрести опыт выполнения проектов по геометрии.

Система оценивания достижения планируемых результатов

Система оценивания достижения планируемых результатов учащимися включает в себя оценивание по следующим составляющим:

  1. оценивание тематических проверочных и контрольных работ;
  2. оценивание итоговой контрольной работы;
  3. оценивание устных ответов учащихся;
  4. оценивание учебного проекта.

Требования к письменным и контрольным  работам  обучающихся

Оценка письменных и контрольных работ обучающихся по математике осуществляется по следующим критериям:

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов по математике.

1.  Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  •  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.  Оценка устных ответов обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Требования к речи обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

         -  излагать материал логично и последовательно;

         -  отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации.

Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.

Текущий контроль осуществляется в форме контрольных, самостоятельных работ; промежуточный контроль - в виде административной контрольной работы.

 Для всех учащихся в качестве подготовки к отчетной проектной деятельности за курс основной школы мы предполагаем выполнение учебного проекта по предмету.

Работа по проекту проводится в течение года. Защита проекта проходит на учебном занятии или во внеурочное время. Ребятам, показавшим высокий результат при защите учебного проекта, рекомендуется участие в школьной конференции «Шаг в будущее».

Критерии оценки проектной работы.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентацией обучающегося и отзыва руководителя.

Выделяют два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Примерное содержательное описание каждого критерия

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самосто-ятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регуля-тивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Комму-никация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Каждый ученик ведет свой портфель достижений.

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в области математики.

В состав портфеля достижений могут включаться:

  • результаты, достигнутые  обучающимися в ходе учебной деятельности: урочной и внеурочной;
  • работы по индивидуальной траектории обучения;
  • учебные проекты;
  • результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках;
  • различные творческие работы;
  • медиапроекты.

Отбор работ для портфеля достижений ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем, учителем предметником и при участии семьи.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Геометрия 8 класс

Повторение (3 часа)

Четырехугольники (20 часов)    

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

РК. Симметрия в архитектуре г.Тюмени.

Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

Площадь (22 часов)  

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Подобные треугольники (27 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

РК Измерение высоты зданий г.Тюмени.

Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках  в  прямоугольном  треугольнике.   Дается  представление о методе подобия в задачах на построение.

        В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Окружность (24 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная  и описанная окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

 

Повторение. (6 часа)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.


Тематическое планирование с указанием основных видов деятельности


урока

Тема урока

Кол-во
часов

Раздел 1: Повторение - 3 ч

 1.

Признаки равенства треугольников; соотношения между сторонами и углами треугольника

Формулировать определение и свойства изученных фигур;

Доказывать теоремы;

Применять знания при решении задач;

Составлять алгоритм решения задач;

Оценивать правильность выполнения заданий;

Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах.

 2.

Параллельность прямых, свойства равнобедренного треугольника

 3.

Контрольная работа по повторению

Раздел 2: Четырёхугольники - 20 ч

 1.

Многоугольники. Сумма углов выпуклого n-угольника

Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах;

показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области;

формулировать определение выпуклого многоугольника;

изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники;

 формулировать и доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника;

объяснять, какие стороны (вершины) четырёхугольника называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата;

 изображать и распознавать эти четырёхугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках;

решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников;

объяснять, какие две точки называются симметричными относительно прямой (точки), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры;

приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке;

моделировать условие задачи  с помощью чертежа или рисунка,

проводить дополнительные построения в ходе решения;

выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения;

интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;

использовать поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

оценивать правильность выполнения действий;

контролировать свои действия и действия партнера;

договариваться и находить совместное решение.

 2.

Многоугольники. Четырёхугольник

 3.

Параллелограмм. Свойства сторон и углов параллелограмма

 4.

Параллелограмм. Свойство диагоналей параллелограмма

 5.

Признаки параллелограмма

 6.

Трапеция. Свойства равнобедренной трапеции

 7.

Решение задач на построение

 8.

Прямоугольник

 9.

Ромб

 10.

Квадрат

 11.

Осевая и центральная симметрия.

РК. Симметрия в архитектуре г.Тюмени (1ч)

 12.

Решение задач

 13.

Обобщение по теме "Четырехугольники". Решение задач. Защита проектов.

 14.

Контрольная работа №1 по теме "Четырёхугольники"

 15.

Анализ контрольной работы.

Раздел 3: Площади фигур - 22 ч

 1.

Площадь многоугольника, квадрата, прямоугольника

Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников;

формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;

формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей;

выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора;

моделировать условие задачи  с помощью чертежа или рисунка,

проводить дополнительные построения в ходе решения;

выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения;

интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;

использовать поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

оценивать правильность выполнения действий;

контролировать свои действия и действия партнера;

договариваться и находить совместное решение;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме

 2.

Площадь параллелограмма

 3.

Площадь треугольника

 4.

Площадь трапеции

 5.

Теорема Пифагора

 6.

Теорема, обратная теореме Пифагора

 7.

Решение задач по теме "Площади фигур"

РК. Решение задач на нахождение площади по данным Тюменской области (2ч)

 8.

Обобщение по теме "Площади фигур". Защита проектов.

 9.

Контрольная работа №2 по теме "Площади фигур"

 10.

Анализ контрольной работы.

Раздел 4: Подобные треугольники - 27 ч

 1.

Определение подобных треугольников

 Объяснять понятие пропорциональности отрезков; формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия;

формулировать и доказывать теоремы:

об отношении площадей подобных треугольников,

  • о признаках подобия треугольников,
  • о средней линии треугольника,
  • о пересечении медиан треугольника,
  • о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;

 объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода;

 объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности;

объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур;

формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника;

 выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°;

решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы;

моделировать условие задачи  с помощью чертежа или рисунка,

проводить дополнительные построения в ходе решения;

выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения;

интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;

использовать поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

оценивать правильность выполнения действий;

контролировать свои действия и действия партнера;

договариваться и находить совместное решение;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме

 2.

Отношение площадей подобных треугольников. Теорема о биссектрисе треугольника

 3.

Признаки подобия треугольников

 4.

Решение задач.

РК.  Измерение высоты зданий г.Тюмени (1ч)

 5.

Обобщение по теме "Подобные треугольники". Защита проектов.

 6.

Контрольная работа №3 по теме "Подобные треугольники"

 7.

Анализ контрольной работы.

 8.

Средняя линия треугольника

 9.

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

 10.

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

 11.

Решение задач.

РК. Решение задач практического содержания по данным Тюменской области (1ч)

 12.

Обобщение по теме "Подобные треугольники". Защита проектов.

 13.

Контрольная работа №4 по теме "Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника"

 14.

Анализ контрольной работы.

Раздел 5: Окружность - 24 ч

 1.

Касательная к окружности

Исследовать взаимное расположение прямой и окружности;

формулировать определение касательной к окружности;

формулировать и доказывать теоремы:

  • о свойстве касательной,
  • о признаке касательной,
  • об отрезках касательных, проведённых из одной точки;

формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности;

формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника;

формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника;

решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками;

исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ;

моделировать условие задачи  с помощью чертежа или рисунка,

проводить дополнительные построения в ходе решения;

выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения;

интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;

использовать поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

оценивать правильность выполнения действий;

контролировать свои действия и действия партнера;

договариваться и находить совместное решение;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме

 2.

Центральные и вписанные углы

 3.

Четыре замечательные точки треугольника

 4.

Вписанные и описанные окружности

 5.

Решение задач

 6.

Обобщение по теме "Окружность". Защита проектов.

 7.

Контрольная работа №5 по теме "Окружность"

 8.

Анализ контрольной работы

Раздел 6: Итоговое повторение курса геометрии 8-го класса - 6 ч

 1.

Повторение. Решение задач

 Формулировать определение и свойства изученных фигур;

Доказывать теоремы;

Применять полученные теоретические знания при решении задач;

Свободно работать с текстами научного стиля;

Составлять алгоритм решения задач;

Оценивать правильность выполнения заданий;

Участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение;

Аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

Расширять и обобщать знания по изученным темам;

Самостоятельно выбирать способ решения задач повышенной сложности по всему курсу геометрии.

 2.

Итоговый зачёт

 3.

Решение задач

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Фактическое наличие

Уровень основного общего образования

Уровень основного общего образования

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по математике ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897.

Д

1

1.2

Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 67с. – (Стандарты второго поколения).

Д

1

1.3

Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / J1. С. Атанасян [и др.]. - М. : Просвещение, 2012.

К

30

1.4

Геометрия в таблицах. 7 – 11 кл.: справочное пособие / авт.-сост. Л. И. Звавич, А.Р.Рязановский. – 19 –е изд. – М.: Дрофа, 2014.

Д

1

1.5

Научная, научно-популярная, историческая литература

П

3

1.6

Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)

Д

1

Математика: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / П.И. Алтынов, И.И. Баврин. – 3 – е изд., - М. : Дрофа, 2000 г.

Д

1

Большой энциклопедический словарь по математике / главный редактор Ю.В. Прохоров, научное издательство Большая Российская энциклопедия, Москва, 2000 г.

Д

1

1.7

Бутузов В.Ф. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и др. 7-9 классы. М.: Просвещение, 2013.

Д

1

Изучение геометрии в 7-9 классах : метод, рекомендации : кн. для учителя / Л. С. Атанасян [и др.]. - М. : Просвещение, 2011.

Д

1

2

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1

Таблицы по математике для 8 класса

Д

1

2.2.

Портреты выдающихся деятелей математики (Евклид, Лобачевский Николай Иванович)

Д

1 КОМПЛЕКТ

3

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

3.1

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики

Учебное электронное издание Математика 5 – 11 класс, издательство «Дрофа».

Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс (Е. А. Бунимович).

Витаминный курс Математика 6 – 7 классы.

Математика 5 – 11 классы. Практикум, выполнено на платформе «1С : Образование 3.0» под редакцией Дубровского В.Н.

Д/П

7

3.2

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы

Д/П

5

3.3.

Инструментальная среда по математике

SMART Notebook software

Д

3

4

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

4.1

Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов

Видеофильм "Геометрия Эвклида"

 Видеофильм "От Архимеда до наших дней"

 Видеофильм "Этюды о русских ученых"

Д

3

5

Технические средства (ТСО)

5.1

Мультимедийный компьютер Flatron L 1732 S

Д

1

5.2

Сканер Canon I – sensys MF 3010

Д

1

5.3

Принтер лазерный  Canon I – sensys MF 3010

Д

1

5.4

Копировальный аппарат Canon I – sensys MF 3010

Д

1

5.5

Мультимедиапроектор  Hitachi CP – X 268A

Д

1

5.6

Экран (на штативе или навесной)

Д

1

5.7

Комплект netbook Samsung

П

7

6

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

6.1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

Д

1

6.2

Доска магнитная с координатной сеткой

Д

1

6.3

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль

Д

1

6.4

Комплект стереометрических тел (демонстрационный)

Д

1

6.5

Конструктор «Машины и механизмы»

Д

1

6.6

Набор счетного материала

Д

1

6. 7

Алгебраические весы

Д

1

6.8

Дидактическое пособие по математике «Изучаем дроби»

Д

2

6.9

Дидактическое пособие по математике «Фигуры и доли 3D»

Д

2

6.10

Конструктор геометрических фигур

Д

1

6.11

Конструктор для сборки каркасных моделей стереометрических фигур

Д

1

6.12

Набор для изучения понятия объема

Д

1

6.13

Дидактическое пособие по математике «Наглядная геометрия»

Д

1

6.14

Набор разверток стереометрических фигур

Д

1

7

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

7.1

Компьютерный стол

Д

1

7.2

Шкаф секционный для хранения оборудования

Д

1

7.3

Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования (с остекленной средней частью)

Д

1

7.4

Стенд экспозиционный

Д

1

7.5

Ящики для хранения таблиц

Д

1

7.6

Штатив для таблиц

Д

1

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

  • Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
  • К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
  • Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);
  • П - комплект, необходимый для практической работы в малых группах (6 - 7 экз.).

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Геометрия»

Выпускник научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)

Геометрические фигуры

  • Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
  • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
  • применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
  • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

Измерения и вычисления

  • применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.

Геометрические построения

  • Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

История математики

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических задач;
  • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.

Выпускник получит возможность научиться для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях

Геометрические фигуры

  • Оперировать понятиями геометрических фигур;
  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
  • применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
  • формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
  • доказывать геометрические утверждения;
  • владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырёхугольников).

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

Отношения

  • Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;
  • применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;
  • характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

  • Оперировать представлениями о длине, площади как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников);
  • формулировать задачи на вычисление длин, площадей и решать их.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • проводить вычисления на местности;
  • применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.

Геометрические построения

  • Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
  • свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях,
  • выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

История математики

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
  • выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
  • использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
  • применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./

Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С. 9 класс

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С., рассчитана на 2 часа в неделю....

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ...