Главные вкладки

    Материал по теме:
    Педагогический совет Введение в ФГОС: 10 важных вопросов и ответов

    Овчинникова Анастасия Александровна

    1.      В чём заключается новизна ФГОС?

    Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый документ для отечественной школы. ФГОС  формирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

    Ключевые особенности ФГОС общего образования:

    §  ценностно-нормативная основа разработки и реализации ФГОС общего образования – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

    §  ориентация на становление личностных характеристик выпускника, зафиксированных в «портрете выпускника» соответствующей ступени образования;

    §  учет образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

    §  повышение роли родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и реализации основной образовательной программы по ступеням обучения. 

    1.      В чём заключается новизна ФГОС?

    Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый документ для отечественной школы. ФГОС  формирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

    Ключевые особенности ФГОС общего образования:

    §  ценностно-нормативная основа разработки и реализации ФГОС общего образования – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

    §  ориентация на становление личностных характеристик выпускника, зафиксированных в «портрете выпускника» соответствующей ступени образования;

    §  учет образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

    §  повышение роли родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и реализации основной образовательной программы по ступеням обучения.

     

     

    2.      Как изменится деятельность учителя при переходе на ФГОС ООО?

    Основные изменения в деятельности педагога коснутся следующих направлений:

    Ø  изменения в подходе к разработке рабочей программы по предмету;

    Ø  реализация деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях, построение обучения на принципах развивающего обучения;

    Ø  обязательное участие обучающихся в проектной деятельности по предмету;

    Ø  оценка предметных результатов с позиции оценки способности учащегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;

    Ø  оценка метапредметных результатов освоения программы;

    Ø  включение учащихся в процесс оценивания через контрольно-оценочную самостоятельность и самооценку.

    Ø  Сегодня учитель уже не является ретранслятором тех знаний, которыми он обладает. У него появляется совершенно другая функция. Его задача – помочь ребенку ориентироваться в огромном объеме информации, дать ему возможность принимать правильные решения. Для этого учитель должен говорить с ребенком на одном языке.

    3.      В чём заключаются новые подходы к оценке результатов образования?

    Введение новых стандартов предусматривает значительные изменения в оценочной деятельности учителя.

    ФГОС нового поколения декларирует следующие новшества в оценивании:

    Ø  оцениваются все виды результатов: личностные, метапредметные, предметные. При этом оценка личностных результатов в рамках ОУ возможна только в ограниченной форме, т.е. оцениваются лишь некоторые результаты на основе наблюдения за поведением школьников и анкетирования;

    Ø  большую роль в оценивании должна играть самооценка и взаимооценка. А это означает, что потребуется разработать критерии оценки и эталоны для организации этого вида деятельности. Кроме того, при проектировании уроков учителю необходимо предусмотреть выделение оценивания в отдельный этап;

     

    4.Как осуществлять оценку метапредметных результатов учителю-предметнику ОДНКНР?

    В Примерной основной образовательной программе ОО для основной школы в п. 1.3.3. даны общие рекомендации по организации оценки метапредметных результатов. Учителю следует обратить внимание на следующие ключевые моменты:

    Ø  оценка достижения личностных УУД не входит в компетенцию педагога. На основе наблюдения за поведением учащихся и анкетирования возможно лишь оценить некоторые отдельные результаты (ограниченная оценка);

    Ø  для оценки сформированности УУД служат промежуточные и итоговые комплексные работы -в ОДНКНР их нет Только мониторинг и портфолио. Материалы для таких работ будут разработаны на федеральном уровне;

     

    5.Каким требованиям должна соответствовать рабочая программа по предмету ОДНКНР?

    Рабочие программы составляются по ФГОС ООО и ПО ОП  ООО с учетом ООП школы

    Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения. Авторы рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения.

    6.Как ОДНКНР обеспечивает  реализацию  воспитательной составляющей ФГОС?

    Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС может быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

    Содержательным механизмом такой интеграции является реализация Программы воспитания и социализации.

    В качестве организационных механизмов такой интеграции могут быть:

    Ø  разработка и реализация совместных программ внеурочной деятельности в таких формах, как социальное проектирование, коллективные творческие дела, социальные проекты, общественные акции и т.д., направленные на решение воспитательных задач;

    Ø  кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, материально-техническими и др.);

    Ø  предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);

    Ø  совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

     

     

    7.В чём особенности организации внеурочной деятельности? Можно ли ставить знак равенства между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей? Какова должна быть наполняемость групп при организации внеурочной деятельности?

    Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

    8.Кто определяет содержание внеурочной деятельности и как она должна фиксироваться?

    Ответ прост: школа и учитель в частности

    Общеобразовательное учреждение (далее– самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

    В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и  структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

    В рамках ФГОС начального и основного общего образования выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-

    оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное,

    общекультурное, социальное. Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при

    организации внеурочной деятельности и основанием для построения

    соответствующих образовательных программ ОУ.

     

    9.Каким образом можно реализовать предметную область ОДНКНР?

    Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

     

    - занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

     

    - включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

     

    - включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

     

    Какой вид деятельности: урочная или внеурочная, выбор учебно-методического обеспечения, включение учебных модулей отностится к компетенции образовательной организации.

     

    10.Что представляет собой системно-деятельностный  подход, который лежит в основе ФГОС?

    Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

     

    Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети добывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vvedenie_v_fgos.docx21.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Введение в ФГОС: 10 важных вопросов и ответов

    1. В чём заключается новизна ФГОС?

    Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый документ для отечественной школы. ФГОС  формирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

    Ключевые особенности ФГОС общего образования:

    • ценностно-нормативная основа разработки и реализации ФГОС общего образования – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
    • ориентация на становление личностных характеристик выпускника, зафиксированных в «портрете выпускника» соответствующей ступени образования;
    • учет образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
    • повышение роли родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и реализации основной образовательной программы по ступеням обучения.

    1. Как изменится деятельность учителя при переходе на ФГОС ООО?

    Основные изменения в деятельности педагога коснутся следующих направлений:

    • изменения в подходе к разработке рабочей программы по предмету;
    • реализация деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях, построение обучения на принципах развивающего обучения;
    • обязательное участие обучающихся в проектной деятельности по предмету;
    • оценка предметных результатов с позиции оценки способности учащегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
    • оценка метапредметных результатов освоения программы;
    • включение учащихся в процесс оценивания через контрольно-оценочную самостоятельность и самооценку.
    • Сегодня учитель уже не является ретранслятором тех знаний, которыми он обладает. У него появляется совершенно другая функция. Его задача – помочь ребенку ориентироваться в огромном объеме информации, дать ему возможность принимать правильные решения. Для этого учитель должен говорить с ребенком на одном языке.
    1. В чём заключаются новые подходы к оценке результатов образования?

    Введение новых стандартов предусматривает значительные изменения в оценочной деятельности учителя.

    ФГОС нового поколения декларирует следующие новшества в оценивании:

    • оцениваются все виды результатов: личностные, метапредметные, предметные. При этом оценка личностных результатов в рамках ОУ возможна только в ограниченной форме, т.е. оцениваются лишь некоторые результаты на основе наблюдения за поведением школьников и анкетирования;
    • большую роль в оценивании должна играть самооценка и взаимооценка. А это означает, что потребуется разработать критерии оценки и эталоны для организации этого вида деятельности. Кроме того, при проектировании уроков учителю необходимо предусмотреть выделение оценивания в отдельный этап;

    4.Как осуществлять оценку метапредметных результатов учителю-предметнику ОДНКНР?

    В Примерной основной образовательной программе ОО для основной школы в п. 1.3.3. даны общие рекомендации по организации оценки метапредметных результатов. Учителю следует обратить внимание на следующие ключевые моменты:

    • оценка достижения личностных УУД не входит в компетенцию педагога. На основе наблюдения за поведением учащихся и анкетирования возможно лишь оценить некоторые отдельные результаты (ограниченная оценка);
    • для оценки сформированности УУД служат промежуточные и итоговые комплексные работы -в ОДНКНР их нет Только мониторинг и портфолио. Материалы для таких работ будут разработаны на федеральном уровне;

    5.Каким требованиям должна соответствовать рабочая программа по предмету ОДНКНР?

    Рабочие программы составляются по ФГОС ООО и ПО ОП  ООО с учетом ООП школы

    Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения. Авторы рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения.

    6.Как ОДНКНР обеспечивает  реализацию  воспитательной составляющей ФГОС?

    Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС может быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

    Содержательным механизмом такой интеграции является реализация Программы воспитания и социализации.

    В качестве организационных механизмов такой интеграции могут быть:

    • разработка и реализация совместных программ внеурочной деятельности в таких формах, как социальное проектирование, коллективные творческие дела, социальные проекты, общественные акции и т.д., направленные на решение воспитательных задач;
    • кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, материально-техническими и др.);
    • предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
    • совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

    7.В чём особенности организации внеурочной деятельности? Можно ли ставить знак равенства между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей? Какова должна быть наполняемость групп при организации внеурочной деятельности?

    Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

    8.Кто определяет содержание внеурочной деятельности и как она должна фиксироваться?

    Ответ прост: школа и учитель в частности

    Общеобразовательное учреждение (далее– самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

    В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и  структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

    В рамках ФГОС начального и основного общего образования выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-

    оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное,

    общекультурное, социальное. Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при

    организации внеурочной деятельности и основанием для построения

    соответствующих образовательных программ ОУ.

    9.Каким образом можно реализовать предметную область ОДНКНР?

    Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

    - занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

    - включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

    - включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

    Какой вид деятельности: урочная или внеурочная, выбор учебно-методического обеспечения, включение учебных модулей отностится к компетенции образовательной организации.

    10.Что представляет собой системно-деятельностный  подход, который лежит в основе ФГОС?

    Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

    Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети добывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Некоторые аспекты внедрения ФГОС в вопросах и ответах.

    Справочный материал по некоторым аспектам внедрения ФГОС...

    Выступление на педагогическом совете по теме:«Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов» (конкурсное задание)

    Выступление на педагогическом совете по теме:«Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов»...

    Конкурсное задание "Педагогический совет" Введение в ФГОС: 10 важных вопросов и ответов.

    Конкурсное задание "Педагогический совет" Введение в ФГОС: 10 важных вопросов и ответов....

    "Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов"

    Конкурсное задание "Педагогический совет" текст выступления на педагогическом совете...

    Конкурсное задание «Педагогический совет». Выступление по теме: «Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов».

    В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения предлагаю познакомиться с ответами на волнующие многих вопросы...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ доклад по теме: « Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов»

    конкурс «Учитель года 2016» I тур (заочный) «Методическое портфолио»...