ОСЭ Возможности использования активных и интерактивных методик в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»
консультация на тему

Никитина Елена Анатольевна

ОСЭ Возможности использования активных и интерактивных  методик в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akt._i_interakt._metodiki.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Возможности использования активных и интерактивных  методик

в преподавании курса «Основы религиозных культур

и светской этики»

Цель этого курса - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие  дополнительных возможностей  для укрепления и развития духовных связей родителей и детей. Программа, способствует развитию творческого потенциала обучающихся. Содействует  духовно-нравственному   развитию детей.

Л.В.Занков говорил: «Школа должна не только удовлетворять запросы уже имеющиеся у детей, но и формировать духовные потребности». Реализация этих духовных потребностей возможна с использованием активных и интерактивных  форм работы.  

Как гласит  китайская  пословица: «Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда». Курс  «Основы религиозных культур и светской этики» имеет большие возможности для использования активных и интерактивных методов для  выработки системы знаний, помогающих судить о том, что следует и чего не следует делать, отличать добро от зла, прекрасное от безобразного.

Процесс освоения программы построен на сочетании  занятий в классе, основанных на активных  и  интерактивных формах освоения учебного содержания, а также на использовании примеров и ситуаций из собственного опыта обучающихся и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного опыта деятельности  в реальную практику.

Усвоению  понятий и ценностей, сообразно возрасту, помогает работа с  художественными  произведениями  по темам модуля: Г.Х.Андерсен « Снежная королева», Р.Н.С. « Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев», А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о  работнике его  Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», И.Губарева « Королевство кривых зеркал», « Старик Хоттабыч» и другие. Они открывают путь к освоению обширного, многовекового людского опыта  восторга и презрения, любви и ненависти, добра и  зла, добродетели и  эгоизма, для формирования собственного опыта отношений, поиска современных критериев нравственного и безнравственного.

 Остановлюсь на методах, в которых участвуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также воля.

  Активный методический подход:

Samo.gif

Это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, где обучающиеся являются субъектом обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Учащиеся активные участники урока. Условия метода:  учитель и учащиеся находятся на равных правах и  предполагает демократический стиль обучения.

Интерактивный методический подход.

Simo.gif

Интерактивное обучение – обучение,  построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог  выступает  в роли организатора процесса обучения, фасилитатора(посредника организатора деятельности группы), создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращено к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. В методическом сопровождении курса имеются задания, ориентированные на интерактивную работу. В каждом уроке предусмотрена насыщенная и объёмная интерактивная работа, опирающаяся на предыдущие темы для отработки понятий до уровня навыка и новые, для сохранения интереса. Весь интерактивный материал учебника красочно иллюстрирован, научно обоснован. «Какая культура изучается в рамках курса», «Представление о нравственности в обществе», использование иллюстраций на выбор, дифференцированно « Как поступить?», « Что такое ответственность, справедливость?» с опорой на пословицы, « человеческие пороки», работа с художественным словом и притчами.   Их  использование   позволяет  наиболее продуктивно и интересно осваивать основные понятия.  Помимо заданий учебника, в  своей практике я применяю следующие методы:

  1.Творческие задания. Например: урок – исследование по теме « Добро и зло» Каждой группе дается задание на карточке: проанализировать предложенную литературу и подготовить ответ по следующему алгоритму:

а) понятие добро и зло, как основные этические понятия в прошлом и сейчас;

б) положения  простых людей в прошлом и сейчас;

в) отношение  к власти и социально – политическому устройству;

г) представления  о войне и мире, о решении аграрного вопроса, о перспективах демократических преобразований;

 д) средства реализации морально добрых поступков,  осуждение поступков, которые учащиеся считают морально злыми. Домашнее задание -  Написать эссе на высказывание « Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла».

Творческое задание, особенно практическое, придает смысл обучению, мотивирует учащихся.

  2. Работа в малых группах;

Работа в малых группах  дает всем учащимся  возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения: в частности, умение слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия.

  3. Обучающие игры: ролевые игры, имитации, деловые  и образовательные игры);

Например: Урок по теме « Моральный долг». (с применением интерактивного метода – ролевой игры). Предоставление информации по теме проходит в виде проблемной мини-лекции для обозначения двух точек зрения по проблеме с использованием опорного конспекта:

 а) выполнение моральных обязанностей по зову души и исполнение, установленных в обществе моральных норм;

б) отклонение от моральных норм и нарушение своего долга, поведение, противоречащее моральным нормам и правам других людей.

Ролевая игра- дискуссия экспертных групп.

Специалисты эксперты дают оценку работе группы.

В конце урока рефлексия - написание каждым учащимся «7 строк»: Что узнал,  какой информацией можешь  поделиться.

 Интерактивный метод - ролевая игра, участниками которой становятся учащиеся, способствует тому, что у четвероклассников появилась после этого занятия возможность сформировать свою гражданскую позицию о перспективах национальной государственной политики, утвердиться в том, что обязанности человека добровольно принимает на себя и без принуждения и бескорыстно их выполняет.

  4. Использование общественных ресурсов. В начальной школе - это  экскурсии: знакомство с достопримечательностями и окрестностями города, по православным местам малой родины.

  5.Социальные проекты: соревнованuя, газеты, сnектаклu,  представления, песни, инсценирование  сказок;

6. Работа с наглядными видео- и аудио материалами, «ученик в роли учителя».

7. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем: «Займи позицию», «Дискуссия в стиле телевизионного ток -шоу», дебаты;

8. Разрешение проблем: «Дерево решений», «Мозговой штурм».

 9. Для нравственной рефлексии применяю « Дерево Добра», куда каждый ученик  прикрепляет свое пожелание или пожелание своему близкому, другу. Есть свой почтовый ящик-  каждый имеет возможность опустить анонимно или с подписью,  свои проблемы, благодарности, даже жалобы. Слайд 14  Очень положительно зарекомендовала рефлексия отношения  работы на уроке с  выбором  лепестка волшебного цветка. А мы вместе с педагогами, психологом, социальным педагогом  намечаем совместную работу по разрешению проблемы и положительной социализации обучающихся.

За время работы по модулю «Основы светская этика» у меня сложилась следующая структура урока, получившая название –

 Схема Колба: (Модель Колба – теория специалиста по психологии  Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий).

 Схема Колба на уроке:

1.Мотивация и  объявление новой темы – 10% времени от общей длительности урока;

2.Целеполагание, закрепление и повторение  пройденного 20%- времени от общей длительности урока;

3. Изучение нового материала. Предоставление информации в виде проблемной мини – лекции на тему или  другие технологии – 50% времени от общей длительности ypокa.

4. Оценивание. Интерактивное упражнение. Ролевая игра «Презентация проектов». 10% времени от общей длительности урока;

5.Рефлексия. Подведение итогов урoка.  10% времени от общей длительности урока.

Временное распределение в данной схеме можно считать достаточно  условным. Каждый учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись. Для оценивания применяю фишки, модель солнышка.

Работа  в группах, опережающее задание «несуществующие диалоги» повышает  познавательную мотивацию учащихся, обучает  навыкам успешного общения - умению слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание, повышает  эффективность усвоения учебного материала, формирует  в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний, методов, понятий, применяемых в данном предмете, воспитывает патриота и любовь к своей родине.

  По мнению родителей, педагогов, самих детей изучение курса имеет большое воспитательное значение - обучающиеся  показали значительно более высокую воспитанность и положительную  моральную мотивацию.

 Посмотрите,  как  ученики самостоятельно,  на доминированном взаимодействии друг с другом,  подготовили  презентацию творческих работ  -   оригинальным способом мотивировали свой  персональный опыт и   одноклассников  по результатам изучения модуля « Основы светской этики».

Школы начальной ты выпускник!

В тайны наук самых первых проник.

  Как много есть людей хороших

Помогут – только позови.

Как хорошо, что их тревожат

Проблемы школьные мои,

Как свои!

  Не в тридесятом царстве,

А здесь – в Российском государстве

Живут мальчишки заводные,

Они ребята удалые

С открытой доброю душой!

  Сила каждому нужна,

Для учёбы и труда.

 Будем есть творог, омлет

И компотик на обед.

Этику дружно всем  изучать .

На высоте всегда бывать .

 А альтруизтом  кто является,

 У того всё в жизни  получается.

Использованием активных и интерактивных методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся, формирует у младшего подростка мотивации  к осознанному нравственному поведению, создаёт условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. В моей  школе  учат  и учатся   глубоко, системно и последовательно мыслить,  быть творцами в большом  и малом,  не бояться трудностей, а преодолевать их.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"

Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСЭ Рабочая программа   по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).                         ...

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»....

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....

Особенности методики преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики" в начальной школе

Методическая копилка. Особенности методики преподавания курса"Основы религиозных культур и светской этики"в начальной школе....