Эссе "Моя педагогическая философия"
материал на тему

Герасимова Надежда Юрьевна

Размышления о профессии "Учитель" и мое место в ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я – учитель»

Учитель! Перед глазами мелькают мои учителя, учителя, которые первые привили любовь к учению, любовь к исследованию, познанию мира. В моей жизни встречалось много потрясающих педагогов, у которых я училась быть трудолюбивой, любознательной, творческой, ответственной, толерантной, мудрой. Но учителем я стала не сразу, хотя предпосылки и неудержимая тяга к школе были еще в детстве. И уже сейчас анализируя свое предназначение, понимаю, что если бы я пошла в педагогический институт сразу после школы, я бы стала математиком. Судьба распорядилась иначе и первым моим пристанищем на пути к образовательной среде, стал Аграрный университет, именно там я познала весь удивительный мир биологии, её процессы и явления, её разнообразие и многогранность. Там для меня живая природа стала не просто понятием, а смыслом жизни. Но стать агрономом мне не было суждено. В стране происходили серьезные перемены, сельское хозяйство Красноярского края, да и страны в целом претерпевало глобальные изменения, оно распадалось как карточный домик, рушился устой, исчезали с лица земли деревни и профессия агроном стала не актуальна, она потеряла смысл Продолжить учиться или искать новые пути? Этот вопрос встал передо мной серьезным испытанием. И я выбрала другую специальность, ту, которая нужна при любых изменениях жизни, ту без которой ребенок не станет личностью. Ту, которая заставляет не стоять на месте, а только двигаться и только вперед. Ту, без которой я себя не мыслю. Я стала педагогом а аграрный университет определил мою специальность, учитель биологии.

Познать азы методики преподавания биологии это не простое дело, правильно построить урок, да не просто урок-повествование, а урок-действие, урок-исследование, эксперимент. Привлечь детей, заставить их мыслить, полюбить предмет так же, как и ты, это большой труд. Трудиться меня научили на кафедре методики преподавания биологии, её я выбрала не случайно, ведь учиться, я пошла одновременно с началом трудовой деятельности. Я стала учителем, а это значит, время проб и ошибок ушло, я его пропустила, осталось двигаться вперед и у меня был только один путь – правильный.

Вот уже 21 год я преподаю биологию  в средней школе. Для того чтобы сохранить интерес к предмету важно построить урок таким образом, чтоб он был познавательным и неповторимым. Каждый урок это открытие, это удивительный мир новых исследований, новых знаний и новых возможностей. Мое педагогическое кредо отражено в словах Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность». В «Концепции модернизации российского образования», говорится о необходимости использования деятельностного подхода в обучении для  достижения нового, современного качества образования. Предметы естественного цикла биология, география, химия – одни из тех предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Школьная биология, география и химия обладают в этом отношении огромным потенциалом и обуславливают необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

Цель моей педагогической деятельности: формирование интеллектуальных умений и развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии, химии  через учебно-исследовательскую деятельность. Исследовательский подход в обучении развивает способность учащихся оперировать образами объектов, моделировать ситуации, умение прогнозировать и мыслить гипотетически. Используя различные приемы исследования учащиеся глубже познают биологические и химические явления и процессы, могут самостоятельно устанавливать связь организма и среды, выявить биологические и химические закономерности, строить различные умозаключения.

Методически правильное использование исследовательских и творческих задач на уроке и внеурочной деятельности развивает познавательный интерес  учащихся. Раскрывает глубже и шире научные вопросы, дает новейшую информацию по учебному предмету, направленную на лучшее усвоение материала учебника, вызывает желание изучать и знать предметы естественного цикла, применять знания на практике. На уроках биологии учащиеся 5-6 классов выполняют мини исследования «Вегетативное размножение растений», сравнивают процессы дыхания растений и фотосинтеза, изучают круговорот веществ в природе и пишут сказки о капельке воды. В 7 классе детей интересует не просто исследование животных и их образ жизни, а влияние окружающей среды на численность и жизнедеятельность редких и исчезающих видов животных родного края. Влияние животных на развитие заболеваний человека. А так же особенности содержания животных не свойственных местной фауне в домашних условиях. В 8 классе школьников интересует здоровье человека и здесь они находят предметы исследования, связанные с современными реалиями жизни. На уроках биологии выдвигаются гипотезы о влиянии ферментов на пищеварение, влияние различных факторов на функциональную деятельность организма. Исследовательский подход увлекает школьников и они изучают более углублено проблему, переходят на значимые и серьезные исследовательские работы и проекты. Среди которых «Влияние заболеваемости рыб на развитие паразитоза  жителей с.Новобирилюссы», «Влияние освещенности на развитие миопии учащихся начальных классов МБОУ Новобирилюсская СОШ», «Приготовление йогурта в домашних условиях», «Выращивание картофеля в заполярных условиях села Новый Порт», «Особенности гнездования краснозобой казарки в окрестностях реки Юрибей Ямальского района ЯНАО», «Изучение динамики развития численности Ямальской ихтиофауны сиговых по размерно-возрастному составу».

В старших классах школьники стоят перед выбором профессии. Деятельностное обучение  и исследовательский подход позволяют уже в школе самоопределиться, те ученики, которые были вовлечены в исследования с раннего возраста не стоят перед выбором, они знают точно, их жизненный путь будет тесно связан с биологией. В этом возрасте исследовательские проекты социально значимы и практически применимы. Это социальный проект дизайн школьного двора «Сад аристократ», исследовательские работы «Влияние выхлопных газов на развитие растительного покрова с.Новобирилюссы», «Влияние электро-магнитного излучения на сердечно-сосудистую систему». Школьники поднимают вопросы экологии школы, села, страны. Затрагиваются глобальные проблемы здоровья «Выявление факторов влияющих на развитие онкологических заболеваний жителей села Новобирилюссы». Такое отношение к проблемам человечества определяет жизненную позицию и профессиональный выбор школьника.

У Максимилиана Волошина есть прекрасные слова «…Жизнь – бесконечное познание…Возьми свой посох и иди! - … И я иду….». И мы идем, я и мои ученики, каждый на своем пути, но все в одном направлении. Ориентиром нашего пути служит исследовательская деятельность в биологии. Тот путь, который выбрала я, та тропинка судьбы, по которой я шагаю, уверенными шагами оказался верным. Правильным потому что я безумно счастлива приходить каждый год 1 сентября на первый урок к моим ученикам и нести им любовь к прекрасному, любовь к окружающей нас среде, , природе, любовь к родному уголку Земли, любовь к себе и своим близким. Правильным потому что каждый год выпускаются мои ученики и обязательно среди них те, кто связывают свою жизнь с биологией. Среди них есть врачи и учителя биологии, есть геологи и агрономы, ветеринары и зоотехники, землеустроители и инспектора леса. Правильным и потому, что дети которым я несу знания, заставляют меня не стоять на месте, а учиться вместе с ними, постигать новое неизвестное или повторять уже забытое, наблюдать, творить и исследовать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...