Открытые уроки
методическая разработка

Маркова Екатерина Александровна

Учебное пособие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

 дополнительного образования г. Нижневартовска

 «Детская музыкальная школа им. Ю. Д. Кузнецова»

Открытый урок

на тему: «Знакомство со скрипкой и комплексное

развитие начинающего скрипача».

Преподаватель по классу скрипки:

Маркова Екатерина Александровна

Концертмейстер:

Камзина Анна Витальевна

Учащиеся 1 класса:

Щекукнова Арина,

Зоривчак Софья

Гайнулина Сабрина

г. Нижневартовск

2019

Тема: «Знакомство со скрипкой и комплексное развитие начинающего скрипача».

Тип урока: Традиционный, смешанный.

Цель: Подготовить детей к дальнейшему обучению в ДШИ, помочь ребенку овладеть ключевыми навыками скрипичной игры в увлекательной для него форме.

Задачи:

Образовательные:

  • Разбор всех частей скрипки;
  • Знакомство с нотной грамотой;
  • Приобщение к духовным ценностям на раннем этапе эстетического развития.

Воспитательные:

  • Формирование интереса к занятиям на скрипке посредством просмотра видеозаписей, как выступления известных скрипачей, так и детей дошкольного возраста;
  • Внимания к активному творчеству, эмоциональной отзывчивости к музыкальному материалу.

Развивающие:

  • Развитие базовых музыкальных способностей ребенка (памяти, слуха, чувства ритма).
  • Развитие основных музыкальных жанров (песня, танец, марш).

Основные этапы урока:

  1. Организационный:
  • Эмоциональный настрой;
  • Сообщение темы и плана урока.
  1. Этап проверка знаний учащихся:
  • Использование различных методов проверки домашнего задания и всесторонних знаний.
  • Привлечение с помощью специальных заданий к активному участию.
  • Создание атмосферы важности работы.
  1. Этап усвоения новых знаний:
  • Этап проверки понимания нового материала.
  • Этап закрепления.

Методы обучения:

  • Словесные.

Наглядные.

  • Практические.
  • Методы контроля и самоконтроля.
  • Постепенность и последовательность подачи учебного материала.
  • Применение индивидуального подхода к учащемуся.
  • Воспитание свободной и естественной постановки у начинающего скрипача.

Методические рекомендации:

Психологические особенности детей 5-6 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира они требуют так называемого «эмоционального насыщения». Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить уроки в игровой форме, которые включают в себя многообразие видов деятельности: игра на инструменте, пение, слушание музыки и сказки, творческую (музыкальную и пластическую) импровизацию, рисование и т.д. Ребенок знакомится с миром музыки в доступной для него форме.

Средства обучения:

Скрипка, смычек, фортепиано, канифоль, пульт. Компьютер (проектор), презентация.

Музыкальный материал:

  • Н.Бакланова «Первые уроки», М: 1977;
  • А.Г.Григорян «Начальная школа игры на скрипке». М: 1974.

Ход урока:

        Организационный момент:

Преподаватель урок начинает с рассказа сказки о скрипочке.

«В одном королевстве жили маленькие принцессы, и что только они не умели делать, и танцевать вальс (дети встают в круг и танцуют вальс под музыку), и маршировать как солдатики, и прыгать под веселую полечку. Но однажды они узнали, что в соседнем королевстве появился такой интересный загадочный инструмент, похожий на человека, с глазками и ушками и талией, который может петь разными голосами и подражать разным звукам, и птичке, и медведю, и скрипучей двери. И так им захотелось посмотреть на это чудо, что они сбежали их королевства и отправились на поиски.

Им предстояло пройти через густой лес, деревья качали ветками на ветру (дети поднимают руки и изображают деревья, это обязательные упражнения для расслабления всего тела и рук). Листики падали на землю (делаем наклоны вперед), поднялся сильный веер (делаем круговые движения руками), начался сильный дождь (показываем дождь), но вскоре засветило яркое солнышко и они вышли к золотому замку. Они услышали такую удивительную мелодию, ни что на свете не могло сравниться с таким пением. На золотом крыльце их встретила сама королева музыки – Скрипка. И конечно она познакомила принцесс со скрипочкой и научила их играть».

Проверка знаний:

Изучаем название деталей скрипки и смычка, учитель называет их, ученик (по мере его способностей) показывает где именно они находятся.

Изучаем название струн. Дети дают образные характеристики каждой струне в отдельности.

«Вот первая струна, она пищит как комар над ухом – пи-пи-пи! Ми-и-и!

Вторая струна звонкая ЛЯ. У нее всегда хорошее настроение и она поет как кузнечик.

А вот третья струна – серьезная, деловая РЕ. Она самая строгая и бывает даже сердитой и тогда она не звучит, а рычит: ррре!

И наконец четвертая струна СОЛЬ. Это самая толстая струна, она жужжит как шмель среди цветов»

Ученик уже знаком с приемом игры пиццикато, преподаватель просить ученика сыграть этим приемом и называть каждую нотку вслух.

Усвоение новых знаний:

Преподаватель: Теперь можно приступить к упражнениям, подготавливающим работу над постановкой. В первую очередь, малыш должен запомнить и самое главное понять, что такое расслабленная и что такое зажатая рука.

Упражнения:

«Кулачки», «Руки вверх», «Веточка с листочком», «Часики с листочком», «Часики», «Зеркальце», «До свидания – Иди сюда», «Солнышко - Дождик». Все что дети делали в сказке.

Запоминаем название каждого упражнения, и для чего оно нужно. Делаем несколько подготовительных упражнений для левой руки без инструмента, затем с инструментом.

После непродолжительных занятий, малыш устал. И лучшей разрядкой для него будет пение песенок со словами, песенки берем те, которые впоследствии будут исполняться на скрипочке. Разбираемся с их характером и содержанием, прохлопываем ритмический рисунок ладошками.

В итоге песенки звучат в дуэте: ученик - учитель. Учитель играет на фортепиано (аккомпанемент), ученик на металлофоне, бубне (отстукивая ритм).

Песенки: «Петушок», «Дождик», «Как у нашего кота», «Гриб Боровик».

К каждой песенке малыш с мамой подготовили рисунки: например к песенке «Как у нашего кота» - котика; «Ходит зайка по саду» - зайку. Из составленных рисунков, учитель с учеником (учитывая фантазию малыша) составил небольшую сказку с пропеванием песенок.

Закрепление новых знаний:

Закрепляем усвоенные знания.

Домашнее задание:

Нарисовать к новым песенкам рисунки.. Постараться вспомнить все упражнения (для рук) какие были проделаны на уроке.

Заключение:

В процессе обучения игре на скрипке в неразрывном единстве решаются общеразвивающие, обучающие, воспитательные задачи раннего развития ребенка. Здесь учитываются его возрастные особенности, происходит развитие эмоциональной отзывчивости. Такие комбинированные уроки способствуют развитию певческих навыков, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкально-ритмических движений. Создание интереса к инструменту и формирование способности к музицированию способствуют ранней профессиональной ориентации будущих юных музыкантов, что отвечает возрастающим требованиям современного музыкального мира.



Предварительный просмотр:

                                           План открытого урока

Преподаватель: Маркова Екатерина Александровна

Образовательная организация: МАУДО г. Нижневартовска «Детская музыкальная школа им. Кузнецова»

Дата проведения: 06.12.19

Целевая аудитория: обучающиеся 1 класса Гайнулина Сабрина (7 лет), Щекунова Арина (8 лет), Айтмухаметова Камилла (8 лет), Садыкова Милана (7 лет), Зоривчак София(7 лет).

Учебный предмет: специальность

Тема: «Игровые аспекты ансамблевого музицирования на начальном этапе обучения игре на скрипке»

Тип урока: Традиционный, смешанный.

Цель: Подготовить детей к дальнейшему обучению в ДШИ, помочь ребенку овладеть ключевыми навыками скрипичной игры в увлекательной для него форме.

Задачи:

Образовательные:

  • Разбор всех частей скрипки;
  • Знакомство с нотной грамотой;
  • Приобщение к духовным ценностям на раннем этапе эстетического развития.

Воспитательные:

  • Формирование интереса к занятиям на скрипке посредством просмотра видеозаписей, как выступления известных скрипачей, так и детей дошкольного возраста;
  • Внимания к активному творчеству, эмоциональной отзывчивости к музыкальному материалу.

Развивающие:

  • Развитие базовых музыкальных способностей ребенка (памяти, слуха, чувства ритма).
  • Развитие основных музыкальных жанров (песня, танец, марш).

Основные этапы урока:

  1. Организационный:
  • Эмоциональный настрой;
  • Сообщение темы и плана урока.
  1. Этап проверка знаний учащихся:
  • Использование различных методов проверки домашнего задания и всесторонних знаний.
  • Привлечение с помощью специальных заданий к активному участию.
  • Создание атмосферы важности работы.
  1. Этап усвоения новых знаний:
  • Этап проверки понимания нового материала.
  • Этап закрепления.

Методы обучения:

  • Словесные.

Наглядные.

  • Практические.
  • Методы контроля и самоконтроля.
  • Постепенность и последовательность подачи учебного материала.
  • Применение индивидуального подхода к учащемуся.
  • Воспитание свободной и естественной постановки у начинающего скрипача.

Продолжительность урока: 30 минут

Структура урока:

1.Вводная часть- 1 минута

  • Приветствие
  • Настройка инструмента

2.Основная часть-25 минут

  • рассказ сказки про инструмент
  • знакомство с инструментом
  • выполнение подготовительных упражнений
  • исполнение песен

3.Заключительная часть- 4 минуты

  • Анализ работы и подведение итогов
  • Определение домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...